In search of "Russian Style"

Mar 22, 2011 20:31




{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431694" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Three houses in various stages of development of "Russian style" from the eclectic to artnuvo.
Moscow - the architect Alexander Kaminsky. 1876
St. Petersburg, the architect Nikolai Nikonov 1900-1902
Moscow - artist Sergei Malyutin involving Zhukova 1905-07


Для разговора о неорусском стиле я выбрала три здания. Их, конечно, гораздо больше и я ,несомненно, вернусь к этой теме еще не один раз. Три этих дома,  во многом похожи соединением кирпичной кладки с богатым декором из керамической плитки, поэтому их будет уместно сравнить друг с другом .

Я начну с одного из ранних представителей русского стиля в Москве - с дома архитектора Александра Каминского 1876 года.
Каминский, женатый на сестре Третьякова, более известен своей Третьяковской галереей.  Каминский строил во времена "золотого века" русского стиля , славянофильские идеи процветали и они подготовили почву для серьёзного изучения народного искусства. Однако в этом доме, я бы говорила пока о заимствовании каких-то элементов народной архитектуры, которые стали расхожим набором многих зодчих того времени.  И, который обогатил предшественник Константин Тон, выдумывавший собственные архитектурные элементы по мотивам существуюших.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431504" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] } 
Стены, выложенные в два цвета облицовочного кирпича со вставками из полихромных изразцов напоминают  народные вышивки,  в которых тоже бывают вкрапления иного цвета, вносящие живое разнообразие в геометрию фона.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431521" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] } 
Однако, мне кажется, что автор вдохновлялся не только русской вышивкой и даже не столько.  Стена очень уж похожа на Палаццо Дукале в Венеции.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431501" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }  Керамика напоминает изразцовые вставки на наших церквях 17 века.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "426322" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Хороши детали: ворота, дверь.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431505" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431506" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431569" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] } 
Интересно сравнить этот дом со следующим образцом - домом архитектора Николая Никонова на Колокольной улице , 11 в Петербурге. Построенный в 1900- 1902 годах, то есть спустя почти четверть века, он продолжает традицию кирпичных домов с полихромными вставками, но уже в более близкой модерну трактовке.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431487" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431485" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Дворовый фасад



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431484" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431488" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] } 
Прекрасно выложенные своды.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431486" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431481" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Майолика, которая по цветовой гамме стала ближе к модерну .



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431489" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }






{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431483" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }

{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431490" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] } Стремление к возрождению народных традиций в икусстве начала 20 века я бы отнесла к поискам утраченной целостности картины мира, которая была в народе. Народное искусство основывалось на прапамяти,  на связи человека с природой, личного микрокосма с макрокосмом. Художественный образ был неразделимо слит с идеей. 
Модерн, увлекавшийся синтезом искусством , обратился к глубокому изучению национальных корней как раз в поисках решения задачи, как объединить символику, декоративность и функциональность в единый художественный образ.
Наиболее характерным для этих поисков мы можем считать доходный дом Перцовой, построенный рядом с храмом Христа Спасителя в 1905-1907 годах Н.К.Жуковым по эскизам художника Малютина.
Время модерна было временем максимального сближения искусств, поэтому неудивительно, что здания строились по рисункам художников. Однако, общее объемное решение мне кажется тяжеловатым.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431003" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] } 
Дом гораздо интереснее с близких ракурсов.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431004" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Художник Сергей Малютин, принадлежавший к объединению "Мир Искусства", участник художественной жизни в Талашкино, стилизовал и применил элементы народного искусства со знанием и пониманием их сути , но уже в современной трактовке, со знанием архитектурного европейского мэйнстрима.  Этим можно объяснить столь остроконечные щипцовые кровли, более характерные для средневековой европейской культуры.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "430975" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] } 
Мощные керамические окантовки окон напоминают окна ярославских Коровников.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "301161" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "430976" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Однако, здесь нет прямого копирования, есть переосмысление,  в котором опять участвуют художественные веяния времени и взгляд человека 20 века на почти языческое прошлое, поскольку в народном искусстве очень много архаической дохристианской символики. Например солярные знаки, которые  дошли до нас из глубоких веков. Поскольку дом - микрокосм хозяина был отражением макрокосма - окружающего мира,  то и устроен он был по образу и подобию. В нем была подклеть и погреб - подземный мир, клеть - земля и крыша - небо.  Солнце на фронтоне дома было охранным знаком.
Солярный знак на доме в Угличском районе.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431496" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] } 
Аналогичное солнце присутствует и на доме Перцовой. При этом еще в двух трактовках- на керамическом панно в таком виде, как рисовалось обычно на русских прялках - в виде бегущего колеса-солнцеворота и , выложенное из кирпича, аналогично пропильной резьбе на крыше.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "430970" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Тем не менее, размытость и цветовая гамма керамики говорит о времени создания дома и о том, что художник  был знаком с декоративными поисками художников артнуво.  Мне она напоминает картины Мориса Дени, в которых много сложных цветовых сочетаний и неотчетливости.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431498" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }




{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "430977" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }Кузьма Петров-Водкин считал тремя типичными русскими цветами красный, синий и зеленый.  Придерживаясь такого же мнения, Малютин сильно разбавляет насыщенность цвета и делает орнамент словно рисованным рукой,  создается впечатление, что каждая  плитка нарисована отдельно. Некоторая неумелость , "дикость" рисунка были тем, что покорило Европу в наши "Русские сезоны". Музыка Стравинского , декорации Рериха, костюмы Бакста - первобытность искусства, его незамутненность и непосредственность, - казалось снова вернулись  времена, когда солнце было богом, а человек частью природы.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "430978" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }

{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "430978" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }Декор на здании практически не повторяется, каждое окно имеет свое обрамление, каждая дверь свой портал.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "430979" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "430968" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431655" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "430974" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Птица Сирин, столь любимая художниками модерна. Птицы Сирин, Алконавт Алконост и Гамаюн не были исконными обитательницами наших мест. Сирин пришла из древнегреческой мифологии, в которой она была сладкоголосой сиреной, от которой отбивался Одиссей. У Алконоста была прародительница Алкиона. Тем не менее они уже так давно присутствуют в нашем русском искусстве, что стали вполне своими. Эта вот - живет в городе Юрьеве на стене Георгиевского собора уже почти 8 веков.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431658" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] } 
Сирин и её подружки вдохновили многих. Васнецова.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431500" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Не единожды Билибина.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431659" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431497" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Александр Блок написал стихотворение "Сирин и Алконост",  а писатель Владимир Орлов свой роман-биографию Блока назвал "Гамаюн", сравнив иносказательно поэта с вещей птицей.
У Малютина своя Сирин.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "430969" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Неожиданная игривая "волюта".



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "430971" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] } 
{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "430971" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }Я бы для себя сделала вывод во наущение, что настоящее искусство получается , когда художник не заимствует механистически приемы, а пропускает через себя, выражая свой взгляд на историческое прошлое, его продолжая, а не копируя формально без осмысления.  Думаю, что если возникнет очередной всплеск интереса к русской теме, будут , как подражатели, так и продолжатели традиции.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431006" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] } 
Видно, что дом влияет на своих обитателей :



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "431005" ,offered: true ,ticket: "ub29ce0190911e72c1d6c1fa837dbb83b" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }

moscow, st. petersburg, architecture, russia

Previous post Next post
Up