![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5646/24879540.2a/0_8612a_c1eb4f8a_XL.jpg)
Он был построен в самом конце 17 века. Вообще в 17 веке очень много строили - в Москве во 2 половине 17 века были построены палаты Голицыных, Гурьевых, перестраивается Кремль, строится и расписывается большой количество церквей в разных городах; тогда же был построен Ростовской Кремль. Для церковной архитектуры характерен богатый декор, кроме того, меняется конструкция: появляются лепестковые храмы (восьмерик на четверике), трапезные освобождаются от столбов, Никон запрещает строить шатровые храмы и таким образом частый вид храма того времени - это 5-купольный храм с трапезной и шатровой колокольней. Большой собор Донского монастыря, если мне не изменяет память, первый из храмов с лепестковым планом.
На плане показана лепестковость и обходная галерея.
Исследователи пишут, что своими особенностями, в первую очередь наличием крипты, он связывает древнерусскую архитектуру с украинской - дело в том, что Алексей Михайлович отправлял на Украину посольство, которое занималось измерением и изучением украинских храмов, и таким образом в Москву проникали европейские веяния.
В крипте находится освященная церковь и долгое время там была усыпальница грузинских князей и знати. Места захоронений до сих пор видны, сохранились некоторые плиты. Вход в крипту и лестница внутри храма, изначально она обустраивалась для захоронения служителей монастыря. Вот как это выглядит (фото с сайта монастыря).
Главы рапределены таким образом, как прежде распределялись массы в деревянном церковном зодчестве + каменные постройки такого типа ранее встречались на Украине (не помню, откуда у меня в блокноне это утверждение, либо на экскурсии сказали, либо где-то прочитала). Угловые части храма завышены из-за перестройки, выполненной архитектором Тоном, - тогда в храме оборудовали отопление. Из-за этого сильно искажаются пропорции и теряется устремленность ввысь, характерная в целом для наших церквей. На старинной гравюре хорошо видно, каким он был раньше.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6442/24879540.2a/0_8614c_6eb51362_XL.jpg)
Впрочем, барабаны всё равно высокие и немного сглаживают неказистость пропорций.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5639/24879540.2a/0_8612b_a5e0fcb4_L.jpg)
Большой собор Донского монастыря, в отличие от многих других храмов того времени, скромно украшен. Два цвета - клюквенного цвета поверхность стены, расчлененная белыми полуколонками. Окна нижнего яруса декорированы полуколонками и треугольным фронтоном, обходная галерея кажется самой нарядной и праздничной за счет ритма, возникающего от сочетания различный архитектурных элементов.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6440/24879540.2a/0_86132_9f693a4e_XL.jpg)
В целом здание собора архитектонично. Более массивные колонны 1-го яруса обходной галереи, расположенные в углах, причем на выступающих углах их по 3 шт, обладают меньшим количеством декора и создают впечатление основательности и крепкой опоры. Они расчленены на 3 части и капители сливаются друг с другом в единую массу, так что сами колонны воспринимаются отдельно от них. Более тонкие колонки 2-го яруса (на выступающих углах по 2) уже с выраженной капителью и членятся на 4 части, так что кажутся изящнее и стройнее. Двойные окна с гирькой, в противовес колонкам своего яруса, выглядят приземистыми и контрастируют с ними (то же можно сказать и про 1 ярус, только наоборот - там окна оформленны максимально просто и своей вытянутой формой контрактируют с массивом из 3 колонок).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4128/24879540.2a/0_86131_341260a3_XL.jpg)
Вид на собор со стороны Донского кладбища.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5635/24879540.2a/0_8612f_5bae165a_XL.jpg)
Внутри красивейший 7-ярусный иконостас, праздничный ряд для которого писал Карп Золотарев, и росписи 17 века. Говорят, что на одной иконе якобы изображен Петр Великий (действительно, похоже, но подтверждений или опровержений я не встречала). Фотографировать внутри нельзя, но вот что я нашла.