"Боги. Люди. Герои" . Часть II. Боги. Герои.

Jun 06, 2020 20:54

Приход к власти Августа (в 27 г. до н. э.) не только изменил политическую жизнь, но и значительно повлиял на изобразительный принцип: сюжетные изображения превратились в инструмент распространения постулатов нового режима с его стремлением к миру и стабильности. Самыми популярными темами в настенных росписях стали деяния героев как позитивная модель образа действия. Так,
образ храбрейшего из героев, участника Троянской войны Ахилла, воплощен в росписях «Ахиллес на Скиросе» и «Ахиллес и Брисеида», представленных в экспозиции.




В витрине под обходной галереей экспонируются изделия из стекла. Представленные на выставке археологические находки демонстрируют обилие методов производственной техники, существовавшее в Помпеях: от цветных изделий дутого стекла до образца изысканного стекла-камеи - Голубой вазы. Также экспонировались многочисленные изделия из бронзы: котел для подогрева пищи; самовар, сейф, канделябры, кубки-кратеры и др.




На выставке были представлены фрагменты настенных росписей, большинство из которых представляют имитацию картин, в основном, на мифологические и литературные сюжеты. Выбор картин обычно зависел от функции помещения. Так, приемные комнаты обычно украшались торжественными сценами с греческими героями. Подобные образцы фресковой настенной живописи: «Геракл и Омфала» из Дома Марка Лукреция, «Геракл и Несс» из Дома Кентавра в Помпеях, и «Геракл и Деянира» из виллы Ариадны в Стабиях, рассказывают об одном из самых известных персонажей античной мифологии, культ которого был широко распространен в Римской империи.







“Ника” Оплонтис Вилла Пентелийский мрамор. Первая половина Iв.н.э.

Статуя Ники украшала сад на восточной стороне бассейна виллы в Оплонтисе. Богиня изображена приземляющейся на обе ноги и держащей в руках ныне утраченные атрибуты, вероятно, венец и пальмовую ветвь. Две выемки, расположенные на плечах, говорят о наличии у статуи бронзовых крыльев. Экспонат принадлежит к распространенному скульптурному типу, восходящему к позднеэллинистическому оригиналу. Статуя из Оплонтиса считается одной из древнейших копий этого типа, датируемой первой половиной в. н. э.



“Ника” Оплонтис Вилла Пентелийский мрамор. Первая половина Iв.н.э.



”Юнона и Геба.” Стабии. Вилла Сан Марко. Iв.н.э.
Сцена входила в обрамление плафона, основным сюжетом которого был апофеоз Минервы. На светлом фоне изображены две фигуры - женщины, восседающей на троне, и хрупкой девушки со склоненной головой. Традиционное прочтение, признающее в двух женщинах богиню Юнону и ее дочь и служанку Гебу, является спорным из-за редкости сюжета, который не находит иконографических подтверждений. Сидящая женщина может быть также поэтессой или же наставницей (magistra), свидетельством чему, в таком случае, служит ее лавровый венок, а смиренная девушка может быть ее ученицей.



Бутыль I в.



Бутыли Iв.н.э.



Чаши I в.н.э.



Голубая ваза. Стекло-камея. Помпеи, Некрополь у Геркуланских ворот. Середина I в. н. э

Голубая ваза из двухслойного стекла, украшенная по всей поверхности рельефом, выполненным в технике камеи, была найдена 29 декабря 1837 г. в Помпеях в небольшом склепе, в некрополе у дороги, вблизи Геркуланских ворот. Тулово вазы украшают ветви и гроздья винограда, дионисийские маски и купидоны, занятые сбором винограда, в окружении колосьев пшеницы, ветвей дуба, сосны, лавра и граната, коробочек мака, плодов айвы и шиповника.



Голубая ваза. Стекло-камея. Помпеи, Некрополь у Геркуланских ворот. Середина I в. н. э. Деталь

Декоративные мотивы в виде даров лета и осени, прославляющие щедрую природу, типичны для пропаганды Августа и нашедшие свое наиболее полное отражение на стенах Алтаря Мира (Ara Pacis). В нижней части вазы расположена пасторальная сцена с овцами и козами.



Одноручный кувшин стекло Iв.н.э.



Блюдо. Стекло Iв.н.э



Бокал. Стекло Iв.н.э



"Раненый Эней". Фреска. Помпеи. Дом Сирика. I в. н. э.

На картине представлен эпизод, рассказанный Вергилием в последней книге «Энеиды» (XII, стихи 384- 419), когда Мнесфей и Ахат уводят раненого Энея с поля битвы. Герой опирается на посох, и, поскольку сам он не может извлечь поразившую его стрелу, вмешивается лекарь Япиг, тщетно пытающийся, удалить наконечник. Эпизод в мельчайших деталях иллюстрирует текст Вергилия, свидетельствуя о великом успехе «Энеиды». I в. н. э.



"Раненый Эней". Фреска. Помпеи. Дом Сирика.I в.н.э. Деталь



"Раненый Эней". Фреска. Помпеи. Дом Сирика.I в.н.э. Деталь



"Раненый Эней". Фреска. Помпеи. Дом Сирика.I в.н.э. Деталь



“Ахилл и Брисеида.” Фреска. Помпеи, Дом Трагического Поэта. I в. н. э.

Брисеида - персонаж древнегреческой мифологии, одна из центральных фигур сюжета поэмы Гомера «Илиада», рабыня и возлюбленная Ахилла. Брисеида - «отчество», прозвище по отцу Брису из Мисии, её собственное имя - Гипподамия.
Во время Троянской войны Брисеида захвачена греками и как доля в военной добыче отдана Ахиллу, который делает её своей наложницей. Её муж Минес и три брата убиты при взятии Лирнесса.



“Ахилл и Брисеида.” Фреска. Помпеи, Дом Трагического Поэта. I в. н. э.Деталь

Несмотря на то, что греки уничтожили всю семью Брисеиды, она изображается как любящая Ахилла рабыня. Позднее Брисеиду у Ахилла отнимает вождь греческого войска Агамемнон. Это вызывает возмущение Ахилла, и он отказывается от участия в войне. Греки терпят поражения, в том числе гибнет друг Ахилла Патрокл. Агамемнон вынужден вернуть Брисеиду Ахиллу, после чего тот вновь принимает участие в боевых действиях. Она оплакивала Ахилла после его смерти.



“Ахилл и Брисеида.” Фреска. Помпеи, Дом Трагического Поэта. I в. н. э.Деталь



“Ахилл на Скиросе.” Фреска Дом Ахилла. Середина 1.в.н.э.

Картина украшала стену дома, который назвали домом Ахилла, т.к. там было найдено три изображения, связанных с историей героя. Мать Ахилла, Фетида, зная, что её сыну предопределено судьбой погибнуть под Троей, спрятала его во дворце Ликомеда на острове Скирос. Там, одетый в женские одежды, Ахилл жил среди дочерей царя. Поскольку поход на Трою без Ахилла был обречён на неудачу, Одиссей отправился на Скирос за будущим героем. На фреске представлен эпизод, когда Одиссей и его спутники под видом купцов разложили перед собравшимися женские украшения и оружие и дали сигнал тревоги. Ахилл, схватившись за оружие, выдал себя.



“Гермес” Вилла Сан Марко. Стабии Iв.н.э.

Фреска украшала центральную панель плафона виллы Сан Марко. Три персонажа изображены в воздушном пространстве. В центре - Гермес, идентифицируемый как психопомп (сопроводитель усопших) по шляпе-петас (дорожная шляпа) и кадуцею; жезл (кадуцей) являлся волшебным и служил Гермесу и для усыпления (например, Аргуса), поэтому Гермес почитался также как бог сна и сновидений.
Гермес восседает на высоком троне. По бокам на его трон опираются две женские фигуры, вероятно, музы, сопровождавшие бога.



Герма Меркурия Мрамор I в.н.э.

Скульптура, представляющая фигуру юноши, завернутого в плащ, была идентифицирована как герма Меркурия на основании отрывка из Павсания, где описывается подобная статуя в гимназии Фигалии (это позволяет отождествить божество как покровителя палестр). Меркурий вместе со своей матерью Майей особенно почитался в эпоху Августа; самого же императора провозгласили «новым Меркурием» (novus Mercurius).



Герма Меркурия Мрамор I в.н.э.



Похищение Палладиума. Фреска. 20 г. до н. э. - 37 г. н. э. Помпеи.

В последнюю ночь перед падением Трои Одиссей решил украсть Палладиум, статую Афины, которая защищала город до тех пор, пока оставалась в храме. На фреске изображены Одиссей, со шлемом-пилосом на голове и в красном плаще, рядом с ним Диомед в львиной шкуре и Елена. Согласно римской традиции, Палладиум будет затем увезен Энеем в Италию вместе с пенатами (или увезен Диомедом, и им уже передан Энею), где будет храниться в Риме в храме Весты. Обращение к этой легенде характерно для эпохи Августа-Тиберия.



“Геракл и Омфала”. Фреска. Помпеи, дом Марка Лукреция. I в. н. э.

Геракл в наказание за убийство Ифита, был продан Гермесом за три таланта Омфале, царице Лидии; ему пришлось провести часть жизни в рабстве. Впоследствии герой женился на Омфале, от которой у него родились три сына. Согласно александрийской версии мифа, повествующего об этой любви, герой при дворе Омфалы также выполнял женскую работу и одевался в одежду супруги, в то время как она носила львиную шкуру. На фреске, найденной в триклинии дома, Геракл облачен в пурпурное одеяние с зеленой каймой, на голове - венок. На голове Омфалы, опирающейся на булаву, - львиный череп.



"Геракл и Несс". Фреска. Помпеи. Дом Кентавра. I в.н.э.

Это, пожалуй, лучшая из найденных в Помпеях сцен из истории Геракла и Деяниры. На фреске изображен кентавр Несс, который предлагает переправить Деяниру на другой берег реки Эвен с намерением ее похитить. Он развел руки, чтобы показать Гераклу глубину реки, которую могут преодолеть только опытные паромщики, и таким образом мотивировать предложение помощи.

"Геракл и Несс". Фреска. Помпеи. Дом Кентавра. I в.н.э. Деталь



"Геракл и Несс". Фреска. Помпеи. Дом Кентавра. I в.н.э. Деталь



“Сейф” дерево, железные листы, бронза. Помпеи Начало I в. до н.

«Сейф», где хранились драгоценные предметы и деньги, обычно стоял в атриуме дома как демонстрация богатства и престижа семьи. Укрепленный ящик, который обычно опирался на каменное основание, способное выдержать его значительный вес, был сделан из дерева, облицованного железными листами и украшенного рамами и накладками из бронзы. "Сейф" был найден в 1867 г. в доме в переулке Пекаря. Выяснилось, что он претерпел изменения в декоре, произошедшие в I в. н.э.. К этому времени предмету было уже более ста лет, о чем свидетельствуют особенности бюстов Амура и Психеи, изготовленных, скорее всего, в начале I в. до н. э.



“Сейф” дерево, железные листы, бронза. Помпеи Начало I в. до н. Деталь



“Сейф” дерево, железные листы, бронза. Помпеи Начало I в. до н. Деталь



“Сейф” дерево, железные листы, бронза. Помпеи Начало I в. до н. Деталь



Кубок-кратер с базой Iв. до н.э.
Кратер - сосуд из металла или глины для смешивания вина с водой



Ситула I в.н.э.

Ситула, лат. situla - древний сосуд в виде ведра, чаще всего металлический, реже терракотовый, распространённый у ряда древних культур Средиземноморья. Обычно ситула имела церемониальное предназначение. Имела форму цилиндра или усечённого конуса, с плоским или закруглённым дном, иногда с ручкой. Ситулы были распространены в эпоху железного века среди таких италийских народов, как венеты, этруски, кельты и даже германцы.



Канделябры середина I в.



Котел для подогрева воды в виде маленького святилища. Бронза и серебряный дамаскинаж. Помпеи. Дом четырёх стилей. Iв.н.э.

Большой котел для разогрева пищи найден в доме Четырех стилей, где находился в нише, специально созданной под лестницей в служебной зоне. Он состоит из большого цилиндрического сосуда на трех толстых ножках. Внутри разделен на 2 части: внизу - жаровня, вверху - закрытое круглой съемной крышкой место для сосудов с пищей. По бокам ручки. Дверца, закрывающая жаровню, выполнена в виде дверей храма. На крышке отлитые из бронзы изображения бога Посейдона и дельфинов.



.Котел для подогрева воды в виде маленького святилища. Бронза и серебряный дамаскинаж. Помпеи. Дом четырёх стилей. Iв.н.э.

С помощью ручек по бокам сосуда его можно было переносить. В жаровню клали горячие угли. Сверху ставили сосуды с пищей и закрывали крышкой. Возможно так же использовался как обогреватель. Тепло, исходящее от топлива, сохраняло пищу горячей - ее ставили под съемную крышку. «Подогреватель» представляет исключительную находку, только частично схожую с подобными предметами, найденными в везувианской округе.



Стол I.в



Миниатюрный алтарь Мрамор и бронза. Помпеи. Дом Паквия Прокула Iв.



Кубок-кратер с рельефными сценами. Бронза с дамаскинажема I в. до н. э.

На фризе вазы в технике рельефа изображена группа из восьми вооруженных мужчин. Фаусто Дзеви предложил идентифицировать этот сюжет как отдых аргонавтов или, что более вероятно, как охоту на калидонского вепря. Другая гипотеза, предложенная Паризи Пресичче, определяет сюжет как историю Семерых против Фив, к которым присоединился Адраст, царь Аргоса (бородатый мужчина в пилосе). Сходство кратера с неоаттическими мраморными вазами позволяет датировать его эпохой Августа - I в. до н. э. Эта чаша свидетельствует о высоком социальном и культурном уровне владельца дома Юлия Полибия, собравшего настоящую коллекцию древностей, следуя столичной моде.



Подвесная курильница. Бронза. Граньяно. Вила Кармиано. Iв.н.э.



Приспособление для нагрева жидкостей. Бронза. Стабии. Вилла Ариадны Iв.н.э.

Приспособление для нагрева жидкостей состоит из большого цилиндрического сосуда с крышкой, украшенной бюстом Меркурия. Жидкость выливалась из крана в форме головы льва. По мнению ряда ученых, три лебедя с развернутыми крыльями, помещенные на краю печки, служили опорой для еще одного резервуара, где разогревались другие блюда или напитки. Ножки выполнены в форме сфинксов на львиных лапах. Древние пили вино, всегда смешанное с пряностями и разбавленное водой, которую зимой нагревали в таких аппаратах.



Приспособление для нагрева жидкостей. Бронза. Стабии. Вилла Ариадны Iв.н.э.

“Боги. Люди. Герои". Часть I. Боги. https://vittasim.livejournal.com/288318.html

https://www.kommersant.ru/doc/3930799

http://pompeii.ru/vita/cameo_glass.htm

http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1936

http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st026.shtml

https://ulli-u.livejournal.com/298092.html

https://www.liveinternet.ru/community/lj_babs71/post453752104/

https://hekitateru.livejournal.com/3619799.html https://coollib.net/b/355179-d-perova-natsionalnyiy-arheologicheskiy-muzey-neapol/read

Эрмитаж. Виртуальный визит.

выставка

Previous post Next post
Up