Некоторые видимые признаки фальшивого экспертного заключения на произведение живописи

Jun 01, 2017 16:56




По мнению экспертов, в последнее десятилетие подделки живописи, обращающиеся на нашем художественном рынке, значительно "помолодели". Среди фальшивок всё чаще встречаются работы, выдаваемые за произведения известных мастеров советской эпохи: Александра Дейнеки, Евсея Моисеенко, Александра Самохвалова, Глеба Савинова, Николая Тимкова, Николая Баскакова и других. Называются и конкретные имена галеристов и артдиллеров, причастных к изготовлению и сбыту подделок. Этой теме мы рассчитываем посвятить отдельный материал.

Причины явления понятны: цены на лучшие работы многих мастеров этого периода резко выросли и исчисляются сегодня сотнями тысяч и миллионами долларов. Ажиотажный спрос подогревается огромным китайским рынком, где послевоенная советская живопись 1950-1980 годов, и в частности, выпускников и преподавателей ленинградской академии художеств, имеет прочные позиции.

Для покупателя важно иметь доказательства авторства, подлинности произведения. На первый взгляд, таким лучшим независимым доказательством может служит экспертное заключение уважаемого музея. Но именно тут потенциального приобретателя может подстерегать опасность в дополнение к фальшивой картине получить и фальшивое заключение экспертов. На эту тему существует множество примеров и историй. Несколько лет назад Всероссийский Художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря опубликовал даже примеры фалсифицированных экспертных заключений, якобы выданных ВХНРЦ.






Пример поддельного экспертного заключения на картину И.Е. Репина, написанного фальсификаторами, якобы, от имени отдела научной экспертизы ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря.

К сожалению, эти публикации не содержат указания на признаки, по которым можно было визуально установить (или хотя бы заподозрить) фальшивку. Между тем потенциальных покупателей как раз занимает вопрос, как не имея специальных знаний и инструментов при первом же знакомстве с заключением экспертизы распознать признаки фальшивки?

Такие признаки есть и они, что называется, могут быть налицо. Мы поинтересовались мнением одного известного эксперта и услышали в ответ следующую историю. Недавно в разговоре с ним китайский артдиллер похвастался покупкой женского портрета кисти И.Е. Репина из частного собрания за миллион долларов, показал на телефоне фото портрета и поинтересовался мнением. Цена эксперту показалась заниженной в несколько раз, на что он и обратил внимание. В ответ покупатель показал на телефоне снимок экспертного заключения уважаемой организации с подписями и печатью, подтверждающего подлинность работы и авторство И.Е. Репина. Эксперт обратил внимание покупателя, что печать на бланке организации стоит не поверх подписей, как полагается, а наоборот - подписи поставлены ПОВЕРХ печати. Это возможно в том случае, если первоначально имелся чистый бланк с подлинной печатью организации внизу, а уже потом в него был впечатан текст заключения и проставлены подписи "экспертов". Заметить это несоответствие может каждый, никаких специальных знаний и инструментов для этого не нужно. Как видно из приведённой выше фальшивки из списка ВХНРЦ, иногда поверх печати фальсификаторы печатают даже текст, что также отчётливо распознаётся. А подписи "экспертов" ставятся в стороне.

исследование, живопись

Previous post Next post
Up