ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 6. РОКОКО.

Apr 23, 2017 21:13

Оригинал взят у vanatik05 в ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 6. РОКОКО.
"Всякий портрет, написанный с любовью, -
это, в сущности, портрет самого художника,
а не того, кто ему позировал."
Оскар Уайльд
Поговорим о портретах, написанных в стиле "рококо", одном из тех стилей, к которому у меня лично душа не лежит, но он ознаменовал собою почти весь XVIII век, дал миру целую плеяду знаменитых художников, в картинах и портретах которых отразилась эпоха.
РОКОКО («причудливый», «капризный», фр. rococo, от rocaille - ракушка, осколки раковины), по мнению некоторых искусствоведов не является самостоятельным стилем, а лишь определенным этапом в общеевропейском барокко. Другие исследователи считают его отдельным стилем, имеющим свои отличительные черты в философии, в отношении к религии и жизни, в тематике сюжетов и в изобразительных средствах.




И если барокко - искусство в своем истоке религиозное, рококо - сугубо светское. "Барокко со страстью и серьёзностью утверждает религиозные догмы, рококо чуждо как серьёзности, так и подлинной страсти". Философия рококо - неоэпикурейство: только наслаждение составляет суть человеческой жизни, идеальное времяпровождение - беззаботный флирт на лоне природы. Любовь и праздник становятся синонимами рококо. Этот стиль - прямой и непосредственный предок современной "глянцевой" культуры.



В живописи, особенно в портрете, мы видим явные отличия от патетической торжественности, величавости и пафоса барокко, на смену которым приходят изысканность, утонченность, декоративность и театральность. Главными признаками этого стиля становятся изогнутая капризная линия, напоминающая очертания раковины, и иная гамма цветов - легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые, серебристые.
Основоположником этого стиля, в творчестве которого впервые наглядно проявились основные черты рококо, считается Антуан Ватто (1684-1721), хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки.



Сам художник испытал сильное влияние творчества Рубенса, произведения которого изучал в Люксембургском дворце в Париже, но в отличие от него вносил в свои произведения интимность, лирическую взволнованность, бесконечное разнообразие оттенков чувств и настроений. Особенно это проявилось в работах, изображающих актеров, с их целым миром тончайших душевных состояний, богатством эмоциональных оттенков и чувственностью.



Он был прекрасным и неутомимым рисовальщиком, делал множество подготовительных рисунков одного и того же персонажа в бесконечных вариациях поз, движений, жестов. поворотов головы, добиваясь наиболее выразительной композиции в будущей картине.



Прожив короткую, не очень счастливую жизнь - он умер от туберкулеза в возрасти 37 лет, Антуан Ватто оставил потомкам около двадцати тысяч картин и множество последователей, которые, однако, не достигают той особой утонченности и эмоциональности, которые были присущи образам Ватто.
Одним из них был Никола́ Ланкре́ (1690--1743), писавший в духе Ватто персонажей итальянской комедии, галантные сцены, пасторали, сцены из театральной жизни и портреты, которые почему-то считаются критиками не очень удачными.



У другого представителя стиля рококо времен Ватто, Франсуа Лемуана (1688-1737), художника в основном исторического жанра, стилистические особенности рококо проявились во второй половине творческой жизни, когда он отошел от исторической тематики и стал мастером занимательных любовных сюжетов, великолепным колористом и рисовальщиком.



Не выдержав жизненных неурядиц, переживая неудачную попытку справиться с одним ответственным и сложным заказом, потеряв своего покровителя герцога Антенского, Лемуан сошел с ума и покончил жизнь самоубийством.
Крупнейшим мастером собственно стиля рококо стал ученик Лемуана Франсуа Буше(1703-1770).



Именно с его именем у меня лично ассоциируется само название стиля, именно в его творчестве наиболее ярко и наглядно проявились его худшие (на мой взгляд) черты: слащавость сюжетов, жеманность поз, манерность, "кукольность" лиц, розово-серо-серебристая "сладенькая" цветовая гамма. В его "нарядно-кокетливых", сентиментальных портретах натура сильно приукрашена , недостатки внешности сглажены, фон и даже фигуры украшены цветами, драпировками и гирляндами.



Его герои (даже мужчины) похожи на кокетливых фарфоровых кукол, чувственно-однообразных, с розовыми щечками, красными губками и пустым взглядом, глуповато-жизнерадостные и безмятежные.



Это, разумеется, мое личное восприятие творчества Буше, хотя оно отчасти совпадает с современной оценкой французских искусствоведов, отмечающих "слащавость и невысокий художественный вкус его стиля". Еще Дидро в свое время говорил о Буше: «Его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус и правдивость».
Наиболее известным для русскоязычного читателя является, наверное, Жан-Марк Натье (1685-1766), потому что путешествуя в 1717 году по Голландии, он познакомился там с Петром I, написал его портрет и получил приглашение стать придворным живописцем.



И хотя Натье отказался покидать Париж, но написал по заказу царя несколько портретов приближенных из свиты и картин на исторические тымы. С 1720 года художник полностью посвятил себя портретной живописи, написав большое количество портретов членов королевской семьи и высокопоставленных особ, часто изображая их в виде мифологических или библейских героев.



Можно сказать, что Жан-Марк Натье стал создателем нового жанра - исторического портрета, который существовал, конечно, в разрозненном виде и у других художников до этого, но именно его блестяще написанные портреты составляют большие и важные коллекции выдающихся деятелей Франции и России во многих музеях мира.
Пару слов об еще одном замечательном художнике-портретисте - Морис Кантен де Латур (1704-1788),



которого формально относят к стилю рококо, но его работы приближаются к реализму, получающему во второй половине века все большее распространение. Посмотрите на пастельный автопортрет, на живое чуть насмешливое выражение глаз, легкую улыбку нервного подвижного рта, свободную раскованную позу. Героями его портретов чаще всего были представители блестящей культуры французского Просвещения, люди психологически сложные, проницательные и ироничные.



Художник не льстил им, а стремился передать не только их статус и профессию, но обнажить их внутренний мир, запечатлеть мимолетное движение человеческих страстей и мыслей.
И еще одним из представителей французского рококо, о котором необходимо сказать, является Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), ученик Буше и продолжатель его традиций в жанровой живописи, но не в портретном жанре.



Если в жанровой живописи, в своих пасторальных сюжетах художник был часто беззастенчиво эротичен и легкомыслен, то в портретах он стремился вывести своих героев из обыденной жизни, показать их взволнованность, душевные переживания, интеллектуальную возвышенность.



Это уже приближало творчество художника к тем тенденциям, которые стали характерными для романтизма 19-го века., о котором мы будем еще говорить позже.



В это же время в Италии работает Джова́нни Батти́ста Тье́поло (Джанбаттиста, 1696-1770), прославившийся в основном как мастер фресок и гравюр, ставший к середине века признанным главой венецианской школы живописи, оставивший нам и некоторое количество портретов.



Двое из его сыновей (всего у него было 9 детей) тоже стали известными художниками, старший сын Джованни Доменико Тьеполо (Джандоменико, 1727-1804) считался лишь подражателем отца. Только после смерти Тьеполо-старшего, о сыне стали говорить, как о независимом художнике, он сумел внести и свою лепту в искусство итальянского рококо.



Еще один сын Старшего Тьеполо - Лоренцо Бальдиссера Тьеполо (1736-1776), живописец и рисовальщик, тоже принадлежал, разумеется, к кругу последователей своего великого отца. После его смерти он жил в Испании при дворе короля Карла III, писал портреты и картины, используя в них испанские народные типажи.



Еще одним известным художником стиля рококо (а позже и неоклассицизма) в Италии был Батони Помпео (1708-1787), в творчестве которого, особенно в портретах, все яснее проявлялись реалистические тенденции, хотя еще и носящие поверхностный характер.



Героям его портретов всегда присущи некие общие черты: знатность, аристократическое достоинство, эмоциональность, живое выражение лиц и глаз, свободные и естественные позы.



И еще пару слов об итальянской художнице венецианской школы - это Каррера Розальба (1675-1757). Она начинала как миниатюристка на табакерках из слоновой кости, но потом перешла к портретной живописи пастелью, ею были выполнены портреты многих знатных людей, приближенных к венецианскому двору.



Живя и работая некоторое время в Париже, она познакомилась с основоположником стиля рококо Антуаном Ватто, написала с уважением и любовью его портрет пастелью .



Совершенно ослепнув к старости, она уже не могла работать, но то, что она успела сделать, принесло ей популярность и до сих пор интересует любителей живописи.
Во второй половине века еще одна женщина прославила своим творчеством стиль рококо, на этот раз в Швейцарии. Кауфман Ангелика (1741-1807) очень рано, в 11 лет, начала писать портреты, а в более зрелом возрасте еще и сцены на исторические и литературные сюжеты.



Со временем она стала очень популярна в Европе благодаря тому, что ею были написаны многочисленные портреты королевских особ и их приближенных, изображенных в тонкой и изящной манере стиля рококо.



Большое влияние на творчество Кауфман оказала поездка в Англию, знакомство там с английской школой живописи и близкая дружба с одним из английских художников стиля рококо, которым был первый президент Королевской академии художеств сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), родоначальник английской школы живописи, отличающейся глубиной тона и сочностью письма.



Кумирами Рейнольдса были Тициан, Рубенс и Рембрандт, лучшие качества написанных ими портретов - сходство с оригиналом, выразительность, выбор позы и аксессуаров, "сочная" манера письма - он сумел соединить в своем собственном творчестве. Особенно ему удавались "парадные" портреты, герои которых в нарядных одеждах изображались на фоне колонн, драпировок или декоративных пейзажей.



«Вы не должны зависеть от вашего гения. Если ваши таланты велики, труд их усилит; если у вас лишь скромные способности, трудолюбие возместит их несовершенство. Нет ничего невозможного для должным образом приложенного усилия: а без него ничто достигнуто быть не может». (Из ежегодной "Речи" Рейнольдса в Королевской академии)
Если высшим идеалом живописи Рейнольдс считает не выявление натуры и не выражение личности автора, а поиск совершенной красоты, то его младший современник и в какой-то мере соперник в искусстве, гениальный английский живописец Томас Гейнсборо (1727-1788)



и не думал следовать каким-либо теориями, он работал интуитивно и просто, глядя на натуру, стремясь сделать привлекательными обычные лица. Его картины отличаются изысканностью и виртуозной легкостью, создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения.



В своей речи в Академии вскоре после смерти художника Рейнольдс сказал о нем: "...Я осознал его превосходство... у меня создалось впечатление, что ему жаль было при расставании с жизнью расставаться прежде всего с искусством...». Об их взаимном уважении и одновременно соперничестве могут говорить эти две картины, изображающие двух мальчиков на фоне похожего пейзажа, но в разных позах и костюмах разного цвета.





И еще об одном английском художнике, творчество которого является переходным от эпохи рококо к реализму, хотелось бы сказать, это - Уи́льям Хо́гарт (1697-1764).



Если его картины - скорее реалистичные, близкие к политической сатире, обличающие феодальные предрассудки и привилегии, уродство буржуазного образа жизни, то в портретах остро проявляются его гуманизм и демократизм. Будучи противником "светского" парадного портрета, он пишет своих родственников, близких друзей, слуг с теплотой и проникновением в душевный мир своих героев вне зависимости от их социальных рангов.



Высшие достижения английского искусства второй половины 18 века относятся к жанру портрета, английские портреты в своем большинстве отмечены стремлением художников к созданию полнокровных живых характеров и в то же время использованием старых традиционных схем парадного портрета.
Подводя итог этому небольшому разговору о портрете эпохи рококо, можно сказать, что идейная основа стиля - это вечная молодость и красота, неприятие старости и уродства, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности в пастушескую идиллию. Недаром это «столетие париков, карет, менуэтов, треуголок» (Натан Эйдельман) еще называют «галантный век». можно сказать, что рококо - это «гламур» XVIII века, целиком обусловленный особым образом жизни: богатым, праздным, наполненным красотой и изяществом, флиртом и соблазнением. В этом смысле рококо действительно прямой предшественник глянцевой субкультуры наших дней.
Как всегда, я предлагаю посмотреть музыкальный видеоролик по теме (в котором 104 репродукции портретов), длительностью в 12 минут, в сопровождении музыки в стиле рококо.

image Click to view



Ссылки: 1. http://www.18sent.ru/pokoko.php
2. http://www.artap.ru/cult/portrait.htm
3. https://www.wikiart.org/ru/artists-by-century/18
4. http://smallbay.ru/rocoko.html
5. http://www.culturemass.ru/lemas-848-1.html

живопись

Previous post Next post
Up