«Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXI века» Часть I
http://vittasim.livejournal.com/199116.html«Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXI века» Часть II
http://vittasim.livejournal.com/199735.html«Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXI века» Часть III
http://vittasim.livejournal.com/201132.html В центре Белого зала выставлены предметы, которые входят в состав коллекции слепков со знаменитых антиков, заказанных Иваном Владимировичем Цветаевым для музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ им. А.С.Пушкина). Цветаев, как и все археологи и ученые его времени, почитали образ Античности, воссозданный и популяризированный Пиранези. Эти предметы помогают составить представление о предметах, которыми занималась мастерская Пиранези и, заодно, оживляют строгость гравюрного ряда для посетителей. Часть предметов уже представлена в части II.
«Голова девушки». Гальванокопия, гипс Подлинник - бронза: 60е гг I в. Найдена в Геркулануме на Вилле Папирусов. Хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Два экземпляра («Голова девушки» и «Голова юноши») являются копиями с бронзовых голов с Виилы Папирусов, раскопанной близ Геркуланума.Здесь было открыто множество скульптурных портретов античных литераторов и государственных деятелей, а также библиотека из 1800 папирусов с текстами на греческом, которые были сложены в корзинах и на полки ряда покоев. Эти находки позволяют предположить, что владелец виллы был высокообразованным человеком и почитателем искусств, возможно Луций Кальпурний Пизон Цезоний, отец Кальпурнии, третьей жены Цезаря.
Эффектная спиралевидная прическа девушки позволяет предположить, что это египетский парик. Принимая во внимание подпись на постаменте, персонаж следует идентифицировать, как флейтистку Феспию при дворе Птоломея I Сотера.
«Голова юноши». Гальванокопия, гипс Подлинник - бронза: 60е гг I в. Найдена в Геркулануме на Вилле Папирусов. Хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе. ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Статуя сфинкса с головой царя». Конец XIX - нач XX вв гипс тонированный, литье по форме. Подлинник : Греко-римская эпоха (Египетский музей Каир) ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сфинкс выполнял роль защитника фараона как воплощение божественной власти и в его лице - всей страны. Статуя не имеет подписи, поэтому точно не известно, какого правителяона изображает. Памятник обнаружен в Санхуре, недалеко от Фаюма, бывшим крупным центром торговли и обмена с древних времен и процветавшего в греко-римскую эпоху. Оригинал памятника, по видимому, изготовлен в греко-римскую эпоху и несет отпечаток смешения черт, характерных для египетской и античной изобразительной традиций. Типичная иконографическая сочетается с классическим профилем изображенного правителя. Когда Египет стал частью Римской империи, в Риме распространились различные египетские культы, изготавливаются памятники в египетском вкусе. Во многом благодаря этим римским египтизирующим памятникам европейцы узнавали о культуре и искусстве Древнего Египта.
«Статуя Уджахорреспета». Гипс тонированный, литье по форме. Подлинник : 519г д н э Зеленый базальт (Музей Григориано, Ватикан) ГМИИ им. А.С. Пушкина
Статуя жреца Уджахорреспета, держащего в руках наус с фигурой бога Осириса, происходит из храма в Саусе. Уджахорреспет занимал высокое положение при дворе и смог сохранить и приумножить свои титулы как при египетских царях XXVIдинастии), так и при завоевателях персах (XXVII династии ). Он совмещал должности адмирала египетского флота, главного медика царя и жреца богини Нейт. Его автобиография вырезана на этой статуе.
В сравнении с современным состоянием оригинала слепок отличается необычным художественным решением головы жреца. Женственные черты лица, классическая линия профиля и длинные локоны являются результатом реставрации памятника в XVIII в. Статуя была обнаружена без головы, и европейский мастер восполнил скульптуру в античном вкусе. В 1783г это художественное восполнение было изготовлено мастером Никола Валентини. В настоящее время на оригинальной скульптуре в Ватикане восполненная голова демонтирована, но исторический слепок состояние памятника на период с XVIII по начало XX века. Таким в Риме египетское искусство видел Пиранези и его современники.
«Сосуд для кипячения воды, стоящий на треножнике». Гальванокопия, гипс Подлинник - бронза: конец I в д.н.э. - I в.н.э. Найден в Помпеях. Хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе. ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Большой кратер». Гальванокопия, гипс Подлинник - серебро: конец I в д.н.э. - I в.н.э. Найден в Гильдесгейме, хранится в Античном собрании Государственных музеев Прусского культурного наследия, Берлин. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Серебрянный кратер входит в комплекс предметов разных форм и назначения, обнаруженный в Гильдесгейме в 1868г (Гильдесгеймский клад)
«Печь переносная». Гальванокопия, гипс Подлинник - бронза: 60е гг I в. Найдена в Помпеях. Хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сосуд представляет собой бронзовый цилиндр на изогнутых ножках в виде звериных лап, декорированных растительными элементами.
Его завершает высокая крышка с двумя парами фигурок борющихся атлетов по бокам. На самом верху статуя Эрота, плывущего на дельфине и играющего на кифаре.
В нижней части топки приделана небольшая дверца, над которой висит маска комического актера.
«Ваза с женской фигурой на ручке». Гальванокопия, гипс Подлинник - бронза: 60е гг I в. Найдена в Помпеях. Хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сосуд с широкой горловиной и грушевидным туловом стоит на низком ленточном поддоне с тремя плоскими ножками. Ручка выполнена в форме обнаженного гермафродита с задрапированными ногами. Его правая рука поднята к голове, левая лежит на поясе. Большие крылья широко распахнуты за спиной вдоль линии венчика вазы. Нижний корень ручки декорирован женской крылатой протомой с птицей в руках.
«Гидрия с масками медузы и льва». Гальванокопия, гипс Подлинник - бронза: 60е гг I в. Найдена в Помпеях. Хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе. ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Магическая стела с барельефным изображением Хора на крокодилах и головой Бэса вверху». Первая половина XX в гипс тонированный, литье по форме. Подлинник : эпоха Птолемеев, IVв до н. э - нач III в до н.э. серый сланец (Египетский музей Каир) ГМИИ им. А.С. Пушкина
Стелы с изображением младенца Хора, так называемые «циннии Хора» - имели широкое распространение в позднем Египте. Хор показан стоящем на двух крокодилах; в руках он держит змей, скорпиона, антилопу и льва - животных бога Сета, воплощения злых сил мироздания и покровителя пустынь. По сторонам от фигуры Хора изображены два священных штандарта: слева штандарт увенчан цветком папируса, на котором сидит сокол в короне из двух страусовых перьев с солнечным диском; справа штандарт, символизирующий Нефертума, навершение которого оформлено в виде цветка лотоса с двумя свисающими ожерельями менит и двумя длинными страусовыми перьями. Хор представлен в обличие младенца - Харпократа - обнаженным и с «локоном юности», на лбу виден урей - символ его царствования. Над его головой маскарон с лицом бога Бэса - защитника женщин и детей. Изображения на стеле иллюстрирует богине Исиде, магией исцелившей своего сына Хора, укушенного скорпионом в тростниковых зарослях дельты, где она скрывала его от Сетха. На стеле вырезаны охранительные магические тексты. Считалось, что если облить водой такую стелу, то собранная вода станет целебной и поможет от укуса змеи или скорпиона.
«Канопа с крышкой в виде головы человека». 1920е в гипс тонированный, литье по форме. Подлинник : 1 тыс. до н. э египетский алебастр (Государственный Эрмитаж Санкт- Петербург) ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Канделябр со светильником». Гальванокопия, гипс Подлинник - бронза: 60е гг I в. Найдена в Помпеях. Хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе. ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Статуя бога Тота в образе сидящего павиана перед жертвенником с иероглифической надписью на боковых гранях». Первая пол XX в гипс тонированный, литье по форме. Подлинник : поздний период XXVI династии (ок 685-525 до н.э.) песчаник (ГМИИ им. А.С. Пушкина) ГМИИ им. А.С. Пушкина
Культ бога Тота в греко-римский период сливается с культом Гермеса Трисмегиста, и многие связанные с ним представления влияют на формирование изотерических традиций, в частности, масонства (интересно отметить, что Пиранези принадлежал к масонскому движению)