В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка «Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета», объединяющая в одном выставочном пространстве живопись и предметы декоративно-прикладного искусства. В основе кураторской концепции лежит идея создания образа дома, который является одним из ключевых в искусстве Голландии XVII столетия. В состав выставки вошли произведения из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина и других музейных и частных собраний России, а также картины из Музея изящных искусств Будапешта и Музея Дордрехта. В экспозиции представлены одиннадцать картин известных мастеров, работавших в разных художественных центрах Голландии и писавших сцены повседневной жизни в интерьерах.
Одно из главенствующих мест в системе ценностей жителей Нидерландов занимала семья. Дом был важен как для отдельного гражданина, так и для всего государства. Существовало убеждение, что благосостояние городских домов напрямую свидетельствует о благосостоянии страны. Выдающиеся живописцы смогли передать в своих картинах ту особую царившую в домах атмосферу, погружаясь в которую зритель может ощутить подлинность застывшего мгновения из прошлого, кажущегося удивительно знакомым. В их произведениях интерьеры оказываются важной составляющей сюжета. Несмотря на внешнее композиционное сходство, каждая картина демонстрирует яркую художественную индивидуальность своего создателя.
Поэтическая описательность, а порой и невероятная тщательность, с которой художники изображали мельчайшие детали декора, зачастую вписанные в идеализированное пространство, позволяют увидеть все разнообразие предметов бюргерского дома, созданных из разных материалов - дерева, камня, фарфора, стекла, металла, ткани, кожи и многих других. Произведения искусства, мебель, посуда, ковры, которыми обладали состоятельные голландские семьи, отличались не только мастерством исполнения, но и функциональностью. Это были и вещи, произведенные на территории страны, и уникальные товары, привезенные из разных уголков мира. Представленные на выставке предметы декоративно-прикладного искусства демонстрируют многообразие элементов домашнего обихода, являвшихся неотъемлемой частью интерьеров бюргерских домов и объектами гордости их владельцев.
Приглушенным светом дизайнер Алексей Подкидышев создает уютную атмосферу, выстроив в торце зала инсталляцию из грубых досок из карпатского ясеня (древесина, как известно, излюбленный материал голландцев), куда поместил традиционную утварь, украшающую жилище, вазу-тюльпанницу работы знаменитых делфтских мастеров, фарфоровую и серебряную посуду, фотографировать которую было нельзя.
Круг Герарда Терборха Младшего «Урок музыки» холст, масло ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
Николас Мас "Подслушивающая". 1657 Холст, масло Музей Дордрехта (передано на длительное хранение из Агентства культурного наследия Нидерландов)
Юстус (Юст) Данкертс Новая карта мира 1680-е (?) офорт с резцом, кисть, акварель ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
Кабинет на подстолье Голландия Амстердам около 1700г Дуб, орех; маркетри Музей Фаберже Санкт-Петербург
Панно из девяти изразцов Голландия Первая половина XVIII в фаянс; роспись подглазурным кобальтом и марганцем Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково» XVIII в Москва
Питер Янсенс Элинга "Комната в голландском доме". Конец 1660-х - начало 1670-х Холст, масло Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Картина Питера Янсенса Элинга с незамысловатым названием «Комната в голландском доме» изображает, на первый взгляд, вполне тривиальную сцену: служанка подметает полы. Но отражение в зеркале говорит нам, что женщина глубоко погружена в себя, мысли ее далеки от швабры и сора. Внешние обстоятельства и внутренний мир человека оказываются резко противоположны.
Корнелис де Манн "Игроки в шахматы" около 1670г холст, масло Музей изящных искусств Будапешт
«Игроки в шахматы» демонстрируют редкий сюжет. Хотя шахматы и интеллектуальная игра, они, наравне с картами и другими азартными играми, воспринимались как знак ошибочной жизненной цели, стремления к удовольствиям и развлечениям.
Питер де Хох "Материнские заботы" около 1673г холст, масло ГМИИ им. А. С. Пушкина. В ГМИИ с 1924 г. из Юсуповского дворца-музея. Ранее - в 1797 г. приобретена в Голландии Лафонтеном, до 1827 г. поступила в собрание князей Юсуповых, Юсуповский дворец-музей в Ленинграде.
Картина написана в поздний период творчества Питера де Хоха, когда, переехав в Амстердам, он оставил службу камердинера у богатого торговца сукном и начал жизнь свободного художника. Произведения живописца приобрели более ярко выраженный морализирующий оттенок. В картине откровенно противопоставлены тщеславие женщины, украшающей себя драгоценностями перед выходом на улицу, и заботы любящей матери и хранительницы домашнего очага, одевающей на прогулку девочку. Птичья клетка, просвет двери, сквозь который видны освещенные солнцем часть улицы и берег канала, имеют символическое значение затворничества, любовного плена и свободы
Следующее изображение картины Яна Вермера Делфтского «Девушка, читающая письмо перед открытым окном», находящаяся в Галерее старых мастеров в Дрездене представлено видеоартом, который создал голландский режиссер-документалист Менно Оттен. В своей работе Оттен предложил по новому взглянуть на известное полотно Вермера, «оживил» картину. Балансируя на грани кино и фотографии, классическое произведение обретает категории времени и движения. Девушка слегка поворачивает голову, ветерок колышет лист бумаги, меняются тени и отражение лица девушки в окне. Каждый элемент деталей максимально аутентично воссоздан специалистами, которые использовали лучшие материалы и технологии. Весь фильм был снят вживую, без применения спецэффектов. Была поймана важна особенность произведения Вермера - знаменитый «голландский свет». За неимением этого ролика представляю картину Вермера.
Ян Вермер Делфтский «Девушка, читающая письмо перед открытым окном», Галерея старых мастеров в Дрездене
Перед картиной Виллем Калфа «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины» выставлено несколько предметов, вещей вроде бы наперечет - только те, что словно позаимствованы из натюрморта. Пестрый восточный ковер, который стелили на стол, а не на пол. Кубок-наутилус из огромной морской раковины, вытянутый бокал-флейта и пузатый бокал "румер", предназначенные для белого вина, серебряная посуда и бело-голубое керамическое блюдо. Но каждая вещь - раритет: из собрания Эрмитажа или Оружейной палаты, частной коллекции или музея керамики "Усадьба Кусково XVIII века".
Натюрморт Виллема Калфа из собрания ГМИИ словно удваивается, создавая иллюзию открывшегося входа в картину. Экспозиция, сделанная художником Алексеем Подкидышевым, этот эффект вхождения еще и подчеркивает. Высокое решетчатое окно, похожее на то, что появляется в середине XVII века в голландских жанровых картинах с интерьером, становится маркером границы, за которой встречаются реальность и искусство, воображаемое пространство дома состоятельного голландского бюргера и реальность музейного зала, открытого для публики.
Вилем Калф "Натюрморт с кубком из перламутровой раковины" около 1660г холст, масло ГМИИ им. А. С. Пушкина В ГМИИ с 1924 г. из Музея старой западной живописи. Ранее - до 1781 г. собрание В.А. Вестерхоф-Схаген, Гаага - Амстердам; до 1918 г. собрание Д.И. Щукина, Музей старой западной живописи.
Калф был создателем аристократически утонченных натюрмортов. Обладавший тонким вкусом и виртуозным мастерством, художник отбирал для своих картин небольшое число дорогих и изысканных вещей, плотно группировал их на краю стола. Композиция демонстрирует сразу несколько символов роскоши и процветания: турецкий ковер, фарфоровое блюдо и кубок из перламутровой раковины. В тоже время художник оставил несколько предупреждений любителям удовольствий: спелые персики напоминают о грехопадении Адама и Евы, а лимон с аккуратно очищенной шкуркой - классический символ чувственных наслаждений.
Ковер османская империя Ушак Нач. XVII в Шерсть, ворсовое ткачество Фонд Марджани, Москва
Блюдо Голландия Амстердам 1662г Мастер Хендрик Плаппарт серебро; чеканка, пунцирование Музеи Москоаского Кремля Оружейная палата.
Бокал-флейта, предназначенный для белого вина, Нидерланды, вторая половина XVII в Обесвеченное стекло; свободное выдувание Государственный Эрмитаж
Румер, (ремер), предназначенный для белого вина, Нидерланды, третья четверть XVII в Светло-зеленое прозрачное стекло; свободное выдувание , гутная техника, золочение, Государственный Эрмитаж
Блюдо типа краак Китай нач XVII в фарфор; подглазурная роспись кобальтом Государственный музей Востока Москва
Кубок-наутилус Нидерланды , первая четверть XVIIв Медь, кубок-наутилус; литье, чеканка, резьба, золочение Музеи Московского Кремля, Оружейная палата.
Габриэл Метсю "Девушка за вышиванием". Около 1661-1664 Дерево, масло ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
Портрет Метсю символичен, и нравоучителен: девушка, плетущая кружево в не самом теплом помещении (одета она не по-летнему), символизирует трудолюбие и добродетель, а клетка с вылетевшей птицей, напротив, намекает на своенравность, болтливость и чувственность.
Ян Минзе Моленар "Дуэт" около 1630г холст, масло Музей изящных искусств Будапешт
Кувшин с изображением цветов и птиц. Голландия, Делфт. Между 1663 и 1671
Мастерская «Фарфоровое блюдо» Фаянс; гончарный круг, подглазурная роспись. осударственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Москва. Кувшин и бокал, представленные на выставке, очень похожи на те, что изображены на картине Моленара "Дуэт".
Герард Донк "Портрет молодой женщины, стоящей у верджинела". середина 1630х дерево (дуб) масло
Картина была доставлена в Томск в 1932 г. из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ранее находилась в ГМФ, в собрании картин И. В. Гагарина), а в 1982 г. передана в ТОХМ
Верджинел - разновидность клавесина. Это деревянный ящик, что устанавливался на стол или широкую подставку, специально для улучшения акустики. Этот инструмент был весьма популярен в Европе.
Черно-белый пол - одна из главных примет голландских портретов. Наряду с восточными коврами, богатыми одеждами, фарфором и ювелирными изделиями, он символизирует высокий статус изображенных. Мрамор стоил так дорого, что обычно черно-белой шашкой выкладывали только холл - на радость гостям. Но художники были не прочь сделать своим моделям приятное, и украсить мрамором и другие помещения.
Якоб Врел "Старушка у камина" масло, дерево Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Франс ван Мирис Старший "Утро молодой дамы". Около 1660 Дерево, масло Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Зеркала нередко появляются в живописных интерьерах голландцев. Значение их двояко. С одной стороны, зеркало может символизировать тщеславие и самолюбование. Возможно, именно поэтому оно появляется на полотне Мириса Старшего «Утро молодой дамы». Героиня праздно глядит на собачку, пока служанка заправляет постель.
Подсвечник Голландия Амстердам первая половина XVIII в серебро Государственный исторический музей
Туфли (полупара) Западная Европа , Голландия (7) около 1690-1720гг Кожа Коллекция Низима Мустафаева
http://otzovik.com/review_4005238.htmlhttps://artinvestment.ru/news/exhibitions/20161005_gmii_gollandtsy.htmlhttp://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/burger/https://rg.ru/2016/10/12/reg-cfo/v-pushkinskom-muzee-vossozdali-znamenityj-gollandskij-natiurmort.htmlhttp://www.rodon.org/art-080331161647http://www.timeout.ru/msk/feature/463627http://art-and-houses.ru/2016/10/12/v-gmii-im-a-s-pushkina-otkrylas-vystavka-iskusstvo-zhit-interer-byurgerskogo-doma-v-gollandii-epohi-rastsveta/