Английское меццо-тинто

Oct 27, 2016 21:14

Отдел графики ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает серию мини-выставок, посвященных техникам гравюры.


Валентин Грин 1739, Салфорд (Вустершир) - 1813, Дюссельдорф Портрет их королевских высочеств Георга, принца Уэльского, и Фредерика, герцога Йоркского 1779 Автор оригинала Б. Уэст, бумага , меццо-тинто. Происхождение: собрание князей Барятинских (усадьба Марьино, Курская губерния); ГМФ (Москва) с 1918; в ГМИИ с 1924
Гравированный портрет запечатлел сыновей короля Георга IIIи королевы Софии Шарлотты: Георга, принца Уэльского, с 1820 - короля Георга IV, и Фредерика (Фридриха), герцога Йоркского, епископа Оснабрюкского. Живописный оригинал, созданный Бенджамином Уэстом в 1777 году, находится в Бакингемском дворце (Лондон). Авторское повторение 1778 года хранится в коллекции Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург).



Ричард Эрлом (1743-1822) Портрет герцога ДᶦАренберга 1783 Гравюра по оригиналу А.ван Дейка. Бумага, меццо-тинто ГМИИ им. А.С. Пушкина

Одним из видов гравюры на металле является меццо-тинто (итал. - полутон), или черная манера. Эту технику гравирования изобрел в 40-х годах XVII столетия немецкий мастер Людвиг фон Зиген (1609 - около 1680), а усовершенствовали принц Руперт Пфальцский (1619-1682) и художник-портретист Абрахам Блотелинг (1640-1690). Сначала черная манера получила распространение в Нидерландах и Германии, затем в Англии, где стала самой популярной графической техникой. Английские граверы второй половины XVIII века использовали меццо-тинто прежде всего для воспроизведения живописных портретов. Выразительные возможности черной манеры позволяли художникам передавать в гравюре свойственное живописи богатство полутонов.



Ричард Эрлом (1743-1822) Модный брак 1795 Гравюра по оригиналу У. Хогарта. Бумага, меццо-тинто ГМИИ им. А.С. Пушкина



Валентин Грин 1739, Салфорд (Вустершир) - 1813, Дюссельдорф Портрет актера Дэвида Гарика 1769 Автор оригинала Т. Гейнсборо бумага, меццо-тинто. Происхождение: в ГМИИ с 1985 (приобретен у В.Б. Ливанова) Дэвид Гаррик - английский актер, драматург. Актёр боготворил Уильяма Шекспира. Гаррик даже построил в его честь «храм Шекспира» в Хэмптоне.

Никакой другой способ печати, известный в XVIII веке, не мог сравниться с техникой меццо-тинто по своей трудоемкости. Над подготовкой печатной формы для одной гравюры мастер работал около полугода. Медная доска в результате длительной обработки специальным гравировальным инструментом, так называемой качалкой, приобретала шероховатую поверхность, которая при печати давала глубокие бархатисто-черные тени. Участки доски, которые должны были передать светлые тона, мастер тщательно отполировывал: при печати они меньше соприкасались с бумагой и лишь слегка тонировали ее. Таким образом, художники добивались необходимых светотеневых градаций.


Валентин Грин 1739, Салфорд (Вустершир) - 1813, Дюссельдорф Портрет Джорджианы Кавсадиш, герцогини Девонширской 1780 Автор оригинала Дж. Рейнолдс бумага, меццо-тинто. Происхождение: Румянцевский музей (Москва); в ГМИИ с 1924
Джорджиана Спенсер - лидер политической партии вигов, жена Уильяма Кавендиша, пятого герцога Девонширского. Живописный портрет, по которому выполнена данная гравюра, создан около 1775 года. В настоящее время полотно хранится в коллекции Художественной галереи Генри Хантингтона (Сан-Марино, Калифорния).

Техника меццо-тинто позволяла получить сравнительно небольшое число хороших, насыщенных и ярких оттисков - обычно около тридцати. Полустертые в процессе печати медные доски использовались для создания цветных отпечатков, число которых доходило, как правило, до десяти. Однако наиболее ценными считаются монохромные оттиски.



Ричард Эрлом (1743-1822) Цветы 1778. Бумага, меццо-тинто ГМИИ им. А.С. Пушкина

http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/gravure/mezzo/

графика, выставка

Previous post Next post
Up