"Понятие о совершенном живописце"

Apr 14, 2016 16:46

Сейчас в ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Понятие о совершенном живописце. Русские гравированные академические оригиналы и пособия для художников XVIII века», которая знакомит зрителя с приемами обучения в русской академической школе ХVIII века.




Экспозиция не случайно расположена в Олимпийском зале Музея среди слепков, подобных тем, что заполняли учебные мастерские. Гипсы были вторым этапом художественного образования, а первым - гравированные «образцы». Сохранились многочисленные рисунки, копирующие эти гравюры, в то время как сами эстампы редки и в полном составе присутствуют не в каждом музее. Их значимость не ограничивается учебной практикой, но затрагивает всю русскую культуру, захваченную в ХVIII столетии стремлением освоить европейское художественное наследие. В экспозиции представлены гравюры, учебные пособия и книги для художников того времени.










Большой интерес представляют книги по искусству, изданные в России в ХVIII веке. Название выставки «Понятие о совершенном живописце» воспроизводит заголовок одной из них. Так скульптор Архип Матвеевич Иванов (1749-1826) озаглавил сочинение знаменитого французского теоретика Роже де Пиля (1635-1709), которое он перевел на русский язык в 1789 году. Издание повествует о достоинствах живописи, о тонкостях ремесла художника, о качествах, которые делают его «совершенным» и об умении их оценивать.







Появление первых серьезных пособий для художников связано с деятельностью специальных палат - Рисовальной и Гравировальной - при российской Академии наук. Созданные в 1724 году, они ввели системное преподавание рисунка. В 1734 году библиотекарь Иоганн Каспар Тауберт (1717-1771) перевел с немецкого языка труд, известный как «Книга Прейслера». Издание рассказывает о том, как совершенствовать навыки художника, и сразу привлекло внимание писателей и ученых. В 1760 году Михаил Яковлевич Некрасов (1712-1778) издал «Краткое наставление к рисовальной науке в пользу российского юношества». Автор вступает в спор с Прейслером, предлагая более простые способы обучения.






Книга, глаголемая подлинник, изображен древлегреческими мудрыми и трудолюбивейшими живописцами. Рукопись XVII-XVIIIвв.

В 1757 году Академия наук ввела новые методы обучения и учредила наставников для российских студентов. Среди преподавателей важно отметить Георга Фридриха Шмидта (1712-1775). Этот крупный мастер принес в отечественную гравюру новые техники. На выставке присутствуют работы его учеников Алексея Ангильевича Грекова (1723/26-после 1770) и Прокофия Артемьевича Артемьева (1733/1736-1811), которые штудируют один и тот же оригинал - исполненный Шмидтом портрет французского художника Мориса Кантен Латура.



Георг Фридрих Шмидт 1712-1775 Портрет Михаила Илларионовича Воронцова бумага, резец



Алексей Ангильевич Греков Портрет Мориса Кантен-Латура (1704-1788) с гравюры Георга Фридриха Шмидта бумага, офорт, резец



Прокофий Артемьевич Артемьев Портрет Мориса Кантен-Латура (1704-1788) с гравюры Георга Фридриха Шмидта бумага, офорт, резец



Петр Антипович Антипов Портрет Жульена Офре де Ламетри (1709-1751) с гравюры Георга Фридриха Шмидта бумага, офорт, резец

Центральное место в экспозиции занимают гравированные «образцы». К ним ученики обращались для прорисовки «глаз», «носов», «рук» и «ступней». На первом этапе осваивались «головы», подобные представленным «Парису», «Персею», «Андромеде». Затем принимались за фигуру, как на экспонируемых «Циклопе» или «Германике». После этого студенты переходили в класс гипсов, за которыми следовал натурный класс. Третья ступень обучения заключалась в умении соединять фигуры в единую композицию.



Алексей Григорьевич Ухтомский 1771-1852 Руки по рис. Андрея Ивановича Иванова Бумага, офорт, карандашная манера.



Василий Осипов 1780-? Слава (Реноме) по рис. Георга Фридриха Шмидта с оригинала Шарля Лебрена Бумага, офорт, карандашная манера.



Василий Гураховский 1783-? Аллегория Европы по рис. Георга Фридриха Шмидта с оригинала Шарля Лебрена Бумага, карандашная манера.



Гаврила Яковлевич Пермяков 1777-? Голова Персея по рис. Антона Павловича Лосенко с оригинала Анибале Караччи и Доменикино Бумага, карандашная манера



Андрей Григорьевич Ухтомский 1771-1852 Голова Париса рис. Антона Павловича Лосенко с оригинала Анибале Караччи Бумага, карандашная манера



Гаврила Яковлевич Пермяков 1777-? Германик По рис. Антона Павловича Лосенко с античной скульптуры. Бумага, карандашная манера.



Василий Гураховский Воскресший Христос По рис. Антона Павловича Лосенко со скульптуры Микеланджело Бумага, карандашная манера.

Эти монументальные гравюры связывают начальный этап русской Академии с эпохой ее расцвета, большинство рисунков принадлежит Шмидту и его ученику - первому выдающемуся выпускнику, а затем директору Академии - Антону Павловичу Лосенко (1737-1773). Их «мастерские подлинники» гравировались в 1790-е годы как аттестационные работы учеников старшего возраста. Среди показанных работ на выставке стоит отметить эстампы Лосенко - «Каин», «Авель» и «Правосудие». Эти штудии художник написал в Риме, по возвращении они были представлены на академической выставке 1769 года и вызвали восхищение русского зрителя. Для многих поколений учеников они обрели значение эталонов и неоднократно копировались.



Александр Петрович Дементьев Ок 1771-? «Правосудие» по рис. А.П. Лосенко с оригинала Джулио Романо Бумага, резец

В экспозицию вошли работы из собраний: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи и Государственной Публичной Исторической библиотеки России.



Иван Алексеевич Иванов 1780-1848 «Вид парадной лестницы в Академии художеств с фигурами» Бумага, сухая игла



Андрей Григорьевич Ухтомский 1771-1852 «Фасад академической литейной» По рис. И.А. Иванова. Бумага, аквантинта



Александр Эмманузльевич Шотен Голова Каракаллы по рисунку Георга Фридриха Шмидта с античного оригинала бумага, карандашная манера



Иван Алексеевич Платовкин 1780-? Амур на кентавре. По рис. Антона Павловича Лосенко с античной скульптуры группы. Бумага, офорт, карандашная манера.



Иван Алексеевич Платовкин 1780-? Лаокоон . По рис. Антона Павловича Лосенко с античной скульптурной группы. Бумага, офорт, карандашная манера.



Василий Гураховский 1783 - ? «Сивилла» по рис. Антона Павловича Лосенко с оригинала Доменикино Бумага, офорт, цветной пунктир



Евстафий Ильич Чуксин 1780-1817 Женская голова (Голова Венеры) по рис. Жана Батиста Греза бумага, карандашная манера.



Гаврила Яковлевич Пермяков 1777-? Ваза По рис. Эдма Бушардона 1698-1762 Бумага, карандашная манера.



Марфа Довгалева 1798-? Благоговение Офорт, пунктир



Егор Иванович Гейтман 1800-1829 Бельведерский торс Из пособия Джованни Вольпато и Рафаэля Моргана «Принципы рисунка, взятые с древних статуй»



Алексей Григорьевич Ухтомский 1771-1852 Голова Бахуса Из пособия Джованни Вольпато и Рафаэля Моргана «Принципы рисунка, взятые с древних статуй» Бумага, резец, офорт



Василий Осипов 1780-? Натурщик (Иоанн Креститель) по рис. Шарля-Жозефа Натуара Бумага, карандашная манера.



Тимофей (Тихон) Зверев рубеж XVIII-XIX Натурщик с веслом по рис. Шарля-Жозефа Натуара Бумага, карандашная манера.



Иван Алексеевич Платовкин 1780-? Сидящий сатир по рис. Шарля-Жозефа Натуара Бумага, карандашная манера.



Николай Плахов 1758 -7 Сивилла по рис. Андрея Ивановича Иванова Бумага, карандашная манера.



Павел (Генрих( Ивановия Масловский 1783-? Преображение По гравюре Жака Шеро - младшего с оригинала Рафаэля Бумага, резец



Иван Алексеевич Платовкин 1780-? Голова Святой Цецилии рис. Антона Павловича Лосенко с оригинала Доменикино Бумага, карандашная манера



http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/perfect_painter/index.php

графика, россия, выставка

Previous post Next post
Up