В истории русского искусства есть ряд имен талантливых художников, чье творчество еще не получило должной оценки, что привело к сознательному забвению имен многих по-настоящему талантливых мастеров. Один из таких художников - поляк Вильгельм (Василий) Александрович Котарбинский.
Вильгельм Александрович Котарбинский (Вильгельм Котарбиньский, польск. Wilhelm Kotarbiński, 30 ноября 1848 - 4 сентября 1921) - яркий представитель стиля «модерн», живописец исторического и фантастического жанров; двоюродный брат художника Милоша Котарбинского и театрального деятеля и литератора Юзефа Котарбинского.
Портрет Вильгельма Котарбинского
Родился в г. Неборов Люблинской губернии. Учился в Варшавской рисовальной школе и в Академии Св. Луки в Риме, получил серебряную медаль и звание «Первого Римского рисовальщика». Будучи учеником Академии художеств, получил малую золотую медаль за картину «Вулкан приковывает Прометея к скале». За исполнение другой программы («Больной князь Пожарский принимает посланцев Москвы») признан классным художником 1-й степени.
Долго жил в Риме. С 1880-х гг. жил и работал в Киеве. Писал картины на мифологические и библейские темы, портреты, фантастические композиции.
Ангел Хранитель
Участвовал в работах В. Васнецова по украшению киевского собора Святого Владимира в Киеве, где создал ряд композиций, среди них «Преображение Господне» и написанные совместно с Павлом Сведомским «Дни Творения», «Тайная Вечеря», «Въезд Господень в Иерусалим», «Распятие», «Суд Пилата». Росписи во Владимирском соборе выдвинули имя Вильгельма Котарбинского в число самых известных художников Российской империи. Он был награжден орденом Станислава 2-й степени, а в 1905 году Петербургская академия художеств «за известность на художественном поприще признает и почитает В. А. Котарбинского своим академиком».
В Киеве Котарбинский выполняет ряд заказов, в частности для дома украинского мецената Н. А. Терещенко на Бибиковском бульваре (ныне Музей Т. Шевченко на бульваре Тараса Шевченко), и создает 13 панно для дома В. Н. Ханенко на Алексеевской улице (теперь Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенков на ул. Терещенковской).
Автор ряда крупных станковых полотен («Оргия», «Битва кентавров с амазонками» и др.) Большая его картина «Римская оргия» находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Могила художника в Киеве
Умер в Киеве. Похоронен на киевском Байковом кладбище на 1-м польском участке новой части кладбища; могила - слева от аллеи.
Автор ряда крупных станковых полотен, разошедшихся по всему миру - в Италии, у польских коллекционеров, его работы приобретались знаменитыми коллекционерами Солдатенковым, Терещенко, полотно «Оргия» была приобретена музеем императора Александра III.
Котарбинский был очень плодовит, работал легко и много. Был весьма коммерчески успешен, был в моде. Кроме огромного количества сепий на мистические темы он написал множество небольших работ, преимущественно на исторические, религиозные и мифологические темы; но также оформлял интерьеры особняков магнатов.
В Киеве Котарбинский выполняет ряд заказов, в частности для дома украинского мецената Н. А. Терещенко на Бибиковском бульваре (ныне Музей Т. Шевченко на бульваре Тараса Шевченко), и создает 13 панно для дома В. Н. Ханенко на Алексеевской улице (теперь Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенков на ул. Терещенковской).
Известно, что сам Третьяков заказывал Котарбиньскому картину для своей галереи, но с условием - чтобы тот подписал ее по-русски, но получил отказ - это была бы не его подпись…
В предреволюционные годы В.А. Котарбинский много внимания уделил монументальному искусству, работая по украшению частных домов известных своими доходами киевлян.Он выполняет ряд заказов, например, для дома украинского мецената Н. А. Терещенко на Бибиковском бульваре (ныне Музей Т. Шевченко), и создает 13 панно для дома В. Н. Ханенко на Алексеевской улице (теперь Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенков).
Котарбинский был один из любимых художников Николая II, это не удивительно...
Вильгельм Котарбиньский в Киеве жил и на Андреевском спуске, где жили в то время знаменитые М.Булгаков, Н.Бердяев, М.Врубель... А ведь тематика этих художников слова и кисти очень похожа. Вообще-то, нет ничего удивительного в том, что тематика этих художников перекликается с «древними главами» «Мастера и Маргариты» - во всей мировой живописи, музыке и литературе библейские мотивы традиционно присутствуют, но тут - случай особый - все трое с одной улицы! И творчество их, а особенно роспись церквей, при советской власти объявлялось мистикой, как и вообще всё, что имело отношение к религии…
Котарбинский - наследник «послебрюлловского поколения»,как и художники П. и А.Сведомские, Ф.Бронников, А.Риццони, С.Бакалович, и др. Он в совершенстве владел художественной формой, пластикой, тайной живописной поверхности, традиции которых восходят к эпохе Возрождения. Художник владел чудодейственной силой и свойствами самой краски. В России эти качества живописи ценили меньше, чем в европейских школах. С уходом из жизни таких художников почти в одно время (начало ХХ века) многое из живописных качеств искусства было навсегда утрачено.
Так, для "развлечения и утехи", для себя, - Котарбинский писал на картонах сепией картинки на самые фантастические сюжеты. Зашедший к нему однажды профессор Прахов, увидел эти картоны и пришел в восторг от их оригинальной красоты и свежести.Благодаря выработанному в них своеобразному стилю в духе модернизированного салонного направления, который пользовался огромной популярностью, вкупе с наполненностью символами и фантастическими видениями Котарбинский получил звание ведущего российского символиста, после того как эти картоны были выставлены на передвижной выставке и вызвали фурор.
В 1887 году вместе с Васнецовым, Нестеровым, Врубелем, братьями Сведомскими он был приглашен для работ по росписи Владимирского собора. Тогда же Котарбинский вместе с другими художниками часто бывал у Праховых. Постепенно Вильгельм Александрович стал своим человеком в доме хлебосольных хозяев. Эта дружба продлилась до конца дней художника.
...В 1920 году, после того, как номер Котарбинского в гостинице "Прага" несколько раз подвергался обыскам, и оставаться там стало небезопасно, Эмилия Львовна Прахова предложила художнику переехать к ним на Трехсвятительскую. В доме Праховых, 72 лет от роду, Котарбинский и умер 4 сентября 1921 года. В память о себе он оставил галерею своих картин, которыми восхищается нынешнее поколение молодежи. Единственный из творцов Владимирского собора похоронен в Киеве, на Байковом кладбище, на 1-м польском участке новой части кладбища; могила - слева от аллеи. Сегодня администрация Байкового кладбища ищет его родственников или знакомых, потому что за могилой никто не ухаживает…
Во второй половине девятнадцатого века в искусстве была необыкновенно популярна историческая и мифологическая тема. Котарбинский получил известность как автор талантливо написанных композиций “Вулкан приковывает Прометея к скале” и “Больной князь Пожарский принимает послов из Москвы”. Но еще большую известность получили его композиции на религиозную тему, созданные для Владимирского собора в Киеве.
Как точно определить, в каком стиле работал Котарбинский? В середине последнего десятилетия девятнадцатого века расцвел стиль модерн, нашедший ярчайшее проявление в разных жанрах живописи. Работы Котарбинского в те годы стали своеобразной визитной карточкой декаданса и модерна, так как они часто воспроизводились на открытках. В эти годы полиграфисты уже имели в распоряжении довольно совершенное оборудование для типографской и литографской печати, и сотни открыток доносили до широкого зрителя особенности живописного стиля Котарбинского. Тема мифологии и фантастики в те годы была востребована и открытки с русалками и демонами охотно раскупались.
Стиль “Ар нуво”, называемый модерн и сецессия, был почти что революционным направлением по сравнению с эклектикой. Для модерна характерны декоративно-плоскостная моделировка форм (в изобразительном искусстве), культ извивающихся линий (в декоративно-прикладном искусстве), свободная компоновка объемов в архитектуре.
Живописные полотна Котарбинского, выполненные в стиле модерн, были ориентированы на такое важное свойство живописи как декоративность. Он стремился наполнить холст изображениями красивых предметов, изящных цветов и экзотических деревьев, хотел максимально разнообразить композицию, чтобы глазу зрителя не было скучно.
Котарбинский посвятил много картин теме воды, водной стихии. В модерне было немало разновидностей плавных текучих линий, напоминавших течение воды. За ними закреплялись целые ряды значений. Это и идея течения вечной жизни, и тема Вечного царства мертвых, и важная для рубежа веков тема переселения душ, которое тоже осуществляется через некие гигантские потоки. Трудно переоценить в художественных памятниках эпохи модерна роль воды как некоей особой, объединяющей мир стихии.
Разбросанные по произведениям разных живописцев и графиков фонтаны - большие и малые, находящиеся в самом центре произведения или помещенные на задний план для создания эффектного декоративного фона, составляют целую галерею образов, которые в совокупности позволяют нам осознать тему потока как некоего единства, декорирующего и упорядочивающего мир.
Тема фонтана, извивающегося потока, ручья, а в широком смысле - движущейся водной массы - играла в искусстве рубежа веков особую роль. Ручей и водопад почти никогда не играли второстепенной роли, они были интереснейшим инструментом познания человеческой души.
Например, в живописи членов Прерафаэлитского Братства (известной художественной группировки) мы видим в высшей степени оригинальную и самобытную трактовку темы водной струи, каскада и паркового фонтана. Это и символ жизненной энергии, и обозначение самого потока жизни. Такую же трактовку мы находим и у Котарбинского. Водная стихия у него всегда населена русалками, а озера насыщены красивыми кувшинками. Художник тщательно выписывал стебли и листья и в совокупности природный мир на его полотнах представлял собой картину хрупкой декадентской красоты.
Библейские и религиозные мотивы
Моление о чаше
Архангел Михаил
Ангел грусти
Ангел Хранитель
После смерти
Переход евреев через Черное море
Воскрешение сына вдовы
Святой Филипп, митрополит Московский. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве.
Агарь
Дочь Иаира
Иуда
Сооружение креста
Сооружение креста
Терновый венец
Жены Мироносицы
Магдалина
Тишина
Мученица
Утренний ангел
Ангел с лилией
Античные мотивы
Итальянская идиллия
Античные девушки
Дама на мраморной скамье
Две итальянки в парке, восхищающиеся драгоценными камнями
Медуза
Танец
Молчание вечера
Вечер на террасе
Вечерняя сцена
Вечерняя сцена
Римская оргия. Фрагмент
Римская оргия
Туман-утешитель
Стрельба из лука
Харитас
Аркадия
На террасе (Гадание на розах)
Две девушки
Вечер
Ададжио
Медуза
Поцелуй Медузы
Над убитым гладиатором
Бегство центавров
Триумфатор
Сфинкс (греческий)
Египетские мотивы
Клеопатра
Ангелы пирамид
Авангард. Предвестники
В стране пирамид
Жертва Нила
Кормление Ибисов
Ибис
Ибис
Сфинкс
Избиение первенцев
Отдых
Туман Нила
Туман Нила
Восточные мотивы
Две красавицы
Восточная красавица с цветами
Песнь невольниц. Массандра. Крым.
Восточная сценка
Разное
Знатные венецианцы у гондолы
Больной князь Пожарский принимает московских послов
Богатыри
Война
Голуби
Голуби
Розовые лилии
Луч Солнца
Нежность волны
Поцелуй волны (Утопленник)
Восход Луны
Мечты
Обнаженная в камышах
Девушка в цветах мальвы
Могила самоубийцы (Блуждающий огонь)
Вечерняя звезда
Русалка
Две русалки
Кувшинки
Весна
Тучка золотая
Лунная соната
Сон (Дочь Каира)
Сон (Дочь Каира)
Сон (Дочь Каира). Фрагмент
Раненый вампир
Темная звезда
Очарованный сад
Венецианская серенада
Украинская ночь
Эскизы, наброски, разное
Портрет женщины
Студийная модель
Мотылек и вьюнок (эскиз панно), начало ХХ в. Корнерс
Котарбинский Вильгельм Александрович - БиографияХрупкий декаданс Вильгельма КотарбинскогоВ.А. Котарбинский - добавь открыткуКотарбинский Вильгельм Александрович День Архангела МихаилаКотарбинский Вильгельм Александрович Мистические картиныВедущий российский символист Вильгельм Котарбинский Вильгельм КотарбинскийМои любимые художники. Вильгельм КотарбинскийКотарбинский Вильгельм АлександровичВильгельм Котарбинский (1849-1922) - яркий представитель стиля «модерн», живописец исторического и фантастического жанров. - ч.1.Открытки на www.filokartist.net