Джованни Лоренцо Бернини "Голова медузы"
Выставка работает с 4 июня по 30 июня 2011 года.
ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает показ шедевров итальянского искусства в рамках Года Италии в России. Вслед за произведениями эпохи Возрождения -- полотном
«Дама с единорогом» Рафаэля Санти из собрания Галереи Боргезе и картиной
«Паллада и кентавр» Сандро Боттичелли из Галереи Уффици - в музее будет представлена одна из жемчужин итальянского барокко - скульптура Джованни Лоренцо Бернини «Голова медузы» (1630) из Капитолийских музеев (Рим).
Джованни Лоренцо Бернини (1598 - 1680) -- один из величайших гениев XVII века. Скульптор, создатель городских ансамблей, сценограф, но, в первую очередь, архитектор. Никто из художников не повлиял в такой мере на облик Рима, как это сделал Бернини: именно он создал перед собором Св. Петра обширную овальную площадь с колоннадой, подобной «распростертым объятиям» с двумя фонтанами и обелиском и многочисленные произведения, украшающие интерьер базилики, Палаццо Барберини, церковь Сант Андреа аль Квиринале, Фонтан Тритона и Фонтан Четырех рек. И это лишь некоторые из наиболее знаменитых его творений. Слава мастера была столь громкой, что в 1665 году Людовик XIV пригласил его в Париж для перестройки Лувра.
Основой для скульптуры «Голова Медузы» Д. Л. Бернини, представленной в ГМИИ им. А.С. Пушкина, послужил сюжет из греческой мифологии о горгоне Медузе. Скульптор изваял бюст-портрет самой прекрасной и смертной горгоны, запечатленной в переходный момент ее превращения. Игра ясна: плоть превращается в камень, волосы - в змей, счастье - в ужас, и эта трансформация окончательная, не оставляющая надежды. Бернини, без сомнения, был знаком с текстом «Метаморфоз» Овидия, а также со стихами своего современника поэта Джованни Батиста Марино, в поэме которого Медуза разглядывает свой отраженный облик в воображаемом зеркале, будучи застигнутой в момент, когда с болью и тревогой осознает свое превращение в мрамор. Жестокая усмешка искажает ее черты. Бернини, стремясь раскрыть замечательные подражательные качества скульптуры, переосмысляет античный миф: не горгона своим взглядом обращает врагов в камень, но Медуза, которая по роковой ошибке ловит свой образ в воображаемом зеркале, в буквальном смысле на наших глазах превращается в мрамор. Для Бернини Медуза - это рафинированная барочная метафора скульптуры, ее высоких достоинств, скульптуры, которая обладает властью заставить окаменеть от удивления тех, кто способен приходить в восторг от необычайной искусности резца мастера. Его инструмент делает живыми движение и выражение статуи, вплоть до того, что раздражение и бессилие Медузы, на глазах превращающейся в камень, кажутся почти реальными. «Голова Медузы» Лоренцо Бернини - триумф искусства барокко, которое во многих отношениях предвосхищает современную эстетику.
Источник информации о выставке скульптуры Джованни Лоренцо Бернини «Голова медузы»
:
Новый Форум изобразительного искусства HalloArt.ru