Вся жизнь состоит из мелочей. Эти мелочи везде и во всем. Они настолько привычны и так часто попадаются в жизни, что мы их даже не замечаем. Замечать начинаем только тогда, когда эти мелочи пропадают. Когда становится понятно, что исчезло что-то, что было всегда, когда меняется привычный порядок вещей. Тогда копаясь в причинах этих изменений оказывается, что, например, зеленый сигнал светофора на перекрестке через который проезжаешь каждый день - стал короче; как результат образовалась пробка, и твоя поездка по этой улице теперь не настолько комфортна и удобна как была раньше. До того как не произошло такое изменение о протяженности зеленого сигнала этого светофора, мы, возможно, не задумывались ни разу, принимая это как некую константу, а то и вообще не задумываясь о существовании такой проблемы в принципе.
Мелочи складываются, взаимодействуют и превращаются в нечто большее. Нечто, что уже навсегда остается в фокусе нашего внимания, нечто, что становится для нас очень важным. Это как все в мире состоит из атомов, те в свою очередь из протонов, нейтронов и электронов, которые в свою очередь состоят еще из чего-то поменьше. Нам в повседневной жизни это не интересно. Когда хочется пить, мы пьем воду, а не H2O. Все эти нюансы нам не интересны, эти подробности лишь для маленькой горстки зануд, которым нечего делать, кроме как копаться во всякой мелочи. Возможно это утверждение покажется кому-то полностью правильным, для меня оно является правильным лишь отчасти. Не хочется говорить о каких-то высокопарных вещах, о высоких материях и об устройстве мироздания, но есть все-таки некоторые мелочи, которые заслуживают внимания, и, судя по которым, можно сделать определенные выводы. Как в том примере со светофором, например.
О чем это я? Да вот хотя бы. Когда я бываю в супермаркете, я наблюдаю одну и ту же картину, происходящую из раза в раз. Вот как происходит процесс покупок? Вот заходим мы в магазин, берем тачку на колесах или корзинку в руки, закидываем туда все необходимое, идем к кассе, выкладываем все на ленту, расплачиваемся и уходим счастливые с покупками домой. Все? Почти. По крайней мере, один нюанс не учтен, одна мелочь, так сказать... Куда делась та корзина в руках или та тачка с колесами? С тачками немного проще, они громоздкие, перекрой ты ей проход, и люди находящиеся рядом сразу сделают тебе замечание, а то и расскажут: кто ты есть на самом деле. Больший интерес представляет ситуация с тем как поступают с корзинами, которые носят в руках. Вот, кстати, ее типичный образец для наглядности, как в Билле:
Это нехитрая конструкция, прямоугольной формы с двумя ручками. По форме сделаны они специально так, чтобы их можно было складывать одну в другую. Это очень удобно, поскольку таким образом кучу таких корзинок можно быстро превратить в удобную и компактную конструкцию. Это очень не трудно, достаточно лишь сложить ручки по бокам корзины и поставить ее дном вниз в другую корзину. Пара движений. Однако подходя к кассе я каждый раз наблюдаю, как эти несчастные корзины громоздятся в каком угодно виде, но только не так как задумано. Я вижу как, достаточно культурная и состоявшаяся на вид, женщина лет 45 кладет свою корзину внутрь другой, но с торчащими ручками. Как мужчина за ней кладет уже свою корзину поверх той, которую положила женщина; но она влезает лишь на треть и то, только в перекошенном состоянии. Еще один мужчина за ним кладет свою корзину уже рядом, идо поставить ее на место своего предшественника уже не получится. Далее картина повторяется, и так все время... Собирается куча. Проявляются неудобства для тех, кто только подходит к кассе...
Конечно есть обслуживающий персонал. Время от времени они это все разгребают, ставят все на свои места. Особо никто не страдает. Это так, мелочи... Однако все равно возникает интересный вопрос. Неужели той женщине сложно было опустить ручки самой? Неужели мужчине, что стоял за ней, было сложно исправить эту ошибку за свою предшественницу? Неужели третьему человеку сложно исправить эту ситуацию за первого и второго? Мне кажется, что люди об этом даже не задумываются. Их интерес заканчивается там, где кончается их удобство. Человеку совершенно все равно, что будет после него. Выполнив свою миссию с покупками, он не считает нужным подумать о том, чтобы было удобно тем, кто за ним стоит. Это не в зоне его интересов. Его интерес к корзине пропадает в тот самый момент, когда ее покидает последний купленный человеком продукт. Дальнейшая судьба корзины не интересна. Она перестает существовать. Однако она должна снова появиться в момент нового посещения магазина и обязательно быть на своем месте. И если ее там найти не удастся, то эта мелочь становиться явной и сразу представляет собой проблему для человека. Период жизни корзины начинается с момента прихода человека в магазин и длится до тех пор, пока последний товар не попадет на товарную ленту. Все остальное не представляет никакой ценности.
На похожую тему недавно был выложен, на мой взгляд, просто отличный параграф «Зона комфорта» на сайте студии Лебедева. Проблема людей в их узком восприятии собственного мира и окружающей их реальности. С одной стороны они хотят быть частью общества, с другой стороны, принимают это общество исключительно в рамках своего личного пространства. Конфликт - неизбежен.