May 05, 2007 22:10
... Русская жанровая живопись сер.XIX - нач.XX века - новая экспозиция Русского музея, сформированная из частных собраний Москвы и Петербурга. Жанровая живопись очень интересное направление в искусстве, особенно в русском искусстве, часто вдохновлявшемся литературными произведениями. Условно, жанровую живопись можно разделить на три раздела, часто тесно сплетенных друг с другом, и образующих некий симбиоз: реалистическое или критическое направление, сентиментально-идиллическое и салонно-академическое. Первое наименее распространено, последнее - наиболее. Но, опять же, оговорюсь - деление весьма условное и взаимопроникновение здесь не редкость, а закономерность.
Довольно часто в жанровой живописи присутствует элемент сатиры и юмора; это можно проследить, например, в картине Соломаткина "Грибники". Несколько "агитационным" и, наверное, на все времена актуальный воспринимается холст Карнеева "Зарок не пить", сюжет которого строится вокруг крестьянина, вдребезге разбивающего склянку с водкой. В живописном отношении, довольно слабая работа, но задумка композиции любопытна. С юмором написана и картина Сверчкова "К зубодеру. (Подвезти?)". Художник, продолжает "обыгрывать" привычную для себя тему дороги, пути; кибитка с путниками останавливается у бредущего куда-то (к зубодеру))) человека; вероятно ездоки спрашивают у него - не подвезти ли? ;-)
Салонное направление, неотягощенное глубоким психологизмом, но технически виртуозно исполненное, представлено всеми Маковскими (затрудняюсь назвать их точное число), Бакаловичем - великолепна его работа 1914 года - "Послание", изображающая римлянку (или гречанку) в античном интерьере, читающей послание супруга с войны... (невольно напрашивается параллель с годом написания картины - 1914 - т.е. началом Первой мировой). За кажущимся спокойствием ощущается внутренняя напряжённость момента. Близка и одновременно противоположна холсту Бакаловича картина Сухоровского "Женщина с попугаем" - это уже "чистое" салонно-академическое направление жанровой живописи - полуобнаженная молодая женщина непринужденно лежит на диване лицом к сидящему неподалеку, огромных размеров, попугаю.
Практически случайно посмотрел выставку "Народное искусство Каргополья". Случайно потому, что не собирался её смотреть, но, к счастью, увидел всё это богатство. Потрясла иконопись - традиции каргопольской иконописной манеры восходят к Новгородской школе, с последующим влияние Ростовской и Московской школ; безумно интересная тематика. Вообще, в последнее время замечаю за собой особый интерес к иконам как к произведениям искусства, а ведь в Русском музее богатейшие фонды иконописи, и экспонируемая часть икон - одна сотая, если не тысячная, находящихся в фондах. Было бы замечательно открыть филиал Русского, посвященный исключительно древнерусскому искусству, где среди прочего была бы широко представлена и иконопись.
В полной мере разделяю и понимаю восхищение Матисса и Пикассо русской иконой - это действительно шедевры и основы основ русского искусства. Кстати, наверное, впервые осознал значение иконописи, прочитав "Черные доски" и "Письма из Русского музея" замечательного писателя Владимира Алексеевича Солоухина. Он настолько доступно, но одновременно очень точно и глубоко рассказывает в своих произведениях о древнерусском искусстве, что его начинаешь понимать и любить.
P.S. Приобрёл альбом "Русский футуризм", рад безумно.