Возможно ли зимой попасть под летний ливень или осенний листопад, а потом снова вернуться и пройтись по мокрому снегу, под которым ещё шуршат осенние листья? - оказывается, да! И для этого даже не нужно выезжать из Петербурга, достаточно прийти на выставку "Времена года", что в корпусе Бенуа Русского музея. Продолжая традицию крупных проектов, охватывающих целые жанры и стили русского изобразительного искусства ("Портрет в России. XX век.", "Авангард в России", "Коллаж..."), устроители этой масштабной экспозиции представили нам пейзаж во всей его полноте и более чем двухвековом развитии. И, действительно, за два столетия этот жанр претерпел в нашем искусстве некоторые изменения: от наивных сельских видов Н.Крылова начала XIX века до пейзажей И.Левитана, В.Серова, К. Малевича и Н.Гончаровой. Интересно, что экспозиция сформирована не по стилистическим особенностям произведений, а по временам года: зиму сменяет весна, осень следует за летом, и каждое из времён года мы видим глазами разных мастеров.
"Зимой" В.Серова - лиричный пейзаж в спокойных тонах, монохромный; пожалуй, цвет в нём вообще вторичен, динамика медленно бегущей лошади, со скрючившимся от холода возницей, переходит в неподвижность всего остального, в сплошную белизну снега, и бороздку тёплой грязи, оставленной полозьями старых саней. Совсем иное впечатление остаётся от картины И.Грабаря с похожим названием "Зима" (1902) - лучезарные, искрящиеся краски, невероятное количество света, радости, наслаждения самой жизнью, сочетание тёплых и холодных тонов - всё это скорее напоминает весну, чем зиму, и всё-таки перед нами зима! Деревья оживают и "идут вперёд", на зрителя, ... эффект достигается с помощью "агрессивной" перспективы падающей тени, усиленной зеркальным отражением в самих стволах деревьев, в этом полусказочном лесу. Его же "Зимний вечер" (1903) вызывает недоумение своим названием: какой же зимний вечер, когда кругом яркое и, самое что ни на есть дневное, солнце?!?
"Баржи на Фонтанке" И.Грабовского чем-то напомнили знаменитые петербургские пейзажи М.Добужинского и А. Остроумовой-Лебедевой. Во всяком случае, особая живописная серость, так характерная порой для Петербурга, передана виртуозно.
Салонный реализм Ю.Клевера соседствует с величаво-спокойными по манере исполнения пейзажами Н.Фокина. А полное отсутствие цвета бросается в глаза в непонятной, серой и скучной, чёрно-белой зиме И.Шишкина.
Работа В.Лебедева "Городской пейзаж. Зима." поражает своей безмятежностью, поэтому невозможно представить, что написана она зимой 1941 года, тяжелейшего периода начала войны!
Весна...
В "Марте" И. Грабаря, написанном в 1939 году, ещё властвуют зимние, холодные краски, зелёно-голубые пятна деревьев, белый снег, но едва заметная полоска проталин жёлтой земли и ярко-синее небо, говорят о приходе весны, которая неумолимо спешит вступить в свои права. "Весна" К.Коровина, исполненная в характерной свободной, импрессионистической манере, тоже восхваляет пробуждение природы от зимней спячки, фиолетовые тени на снегу постепенно растапливаются весенним солнышком, ослепительным на таком прозрачном небе. Кстати, любопытно, что почти везде весна - это март. Лишь у М.Башкирцевой это время года можно спутать с летом, слишком много зелени вокруг, и лишь её (зелени) свежесть и изумрудный оттенок заставляют усомниться в том, что перед нами лето.
Ещё один "изумрудный оттенок", мы видим в картине В.Бялыницкого-Бирули "Изумруд весны", написанной в 1915 году. Восхищает не только само произведение, но и точность названия, как нельзя лучше, отражающее, изображённое на полотне. В.Борисов-Мусатов..., нет, не буду о его работах, представленных здесь, - они немногочисленны, не столь известны, да и поразило меня сегодня в нём другое, совсем несущественная, почти комичная, деталь - его отчество - ЭЛЬПИДИФОРОВИЧ, да, согласен, глупо, но, извините, не могу я сейчас что-либо писать о его пейзажных экспериментах.
Воздушно-белый, голубой и спутавшаяся паутинка серо-коричневых древесных стволов - три составляющие картины М.Ларионова "Акации весной". Не заставляет задумываться ни о чём, но умиротворяет до стадии полного расслабления вполне.
Столько написал, а до лета ещё не добрался. Итак, лето...
Много работ, много интересного, но силы на исходе! Конечно, лето - это Крымов, это Рылов со своим гениальным "Зелёным шумом", опять же Коровин, Левитан... У последнего, кстати, поражает удивительная способность "живописать" даже одним цветом! Как в "Луге на опушке леса". Преобладание зелёного налицо, но в отличие от Шишкина, это живопись, это цвет!
Возле "Сельского пейзажа" Архипова услышал реплику, которая меня почему-то ни сколько не разозлила, не смотря на свою полнейшую тупость, но, даже напротив, рассмешила, я едва сдержался. Некая дама, с лицом, выражающим чрезвычайную задумчивость, взглянула с близкого расстояния на эту весьма небольшую работу Архипова, и, неудовлетворившись увиденным, сказала своей спутнице, что, мол, такую картину нужно смотреть "издалека",... посмотрела, помолчала пару секунд, после чего изрекла: "А далеко отойти если, вообще не поймёшь, что нарисовано там.". :-)))
Из соцреалистов выделяется А.Пластов, дарование которого несомненно, но столь же несомненна и моя ничем не обоснованная антипатия к этому мастеру. Абсолютно непонятно, почему он ассоциируется у меня с РПЦ и русскими шовинистами.
Наконец, осень.
А.И.Куинджи, "Осенняя распутица" (1870) и Ф.А.Васильев, "Болото в лесу. Осень." (1872-73(?)). Больше работ называть не стану. Эти запомнились более всего, да и рассказать обо всём не получится: написав нн-ое количество строк, я всё-таки понял это :-) Невольно вспоминается судьба Ф.Васильева. Талантливейший художник, умер в возрасте всего лишь 23-х лет! Если не ошибаюсь, от туберкулёза. Дарование его огромно. Невозможно даже представить что бы он мог создать, проживи дольше. Но заканчивать на столь грустной ноте, не хочется, выставка оставляет после себя радостное впечатление. Хочется возвращаться сюда снова, и снова. Надеюсь, вы не упустите возможности побывать здесь.
Вторая выставка не менее значима - М.А.Врубель. Я был на ней сегодня уже во второй раз, и, признаться, думал, что после вторичного просмотра смогу написать о ней спокойно, без лишних эмоций. Однако, сейчас понимаю, что это не получится, поэтому не буду углубляться в собственные впечатления о конкретных работах. Мне трудно отделить одно произведение от другого, но осталось общее впечатление. И оно чрезвычайно сильное. Врубель подавляет масштабом своей личности, гениальностью своих работ, трагичностью своей жизни. Совмещением колоссальных подъёмов и упадка жизненных сил. Невероятной мощью духа, и душевными срывами, сопровождавшими его последние годы жизни. Желанием бороться, и быть, наконец, побеждённым. Врубель - это постоянное противоречие, в нём и заключена его гениальность. Наверно, это позволило ему раскрыть себя в столь широчайшем спектре: живописца, графика, театрального художника, скульптора, иллюстратора, декоратора... К выставке выпущен полный каталог работ Михаила Врубеля, хранящихся в Русском музее, не выдержал и купил. А вот три работы с официального сайта музея. Это капля в море, смотрите этого гения "вживую".