Серж Лютенс. Пересекающиеся параллели

Jan 24, 2015 19:20

Просто невероятно, как Серж Лютенс смог соединить в одном образе столько персонажей и характеров. Созданный им образ также имеет свой характер - противоречивый, контрастный, внезапно меняющийся. Словно сюжет трагикомедии.




Откликаясь на структурные элементы образа, начинаешь понимать, что же в них заложено. В первую очередь, захватывает ощущение раздвоенности.
Первые два образа, которые приходят на ум - это Арлекин и Пьеро, основные герои комедии масок. И каждому образу соответствуют свои ритмы, колорит и формы.



П. Сезанн "пьеро и Арлекин"

Несомненно, Арлекин проявляется в едком, доминирующем желтом цвете, в четком геометрическом рисунке кругов и квадратов, в угловатом подбородке персонажа, в резких, взмывающих вверх руках (до сгиба), в углах сомкнутого рта и особенно в жесткой и резкой впадине на верхней губе. Льдистые зрачки глаз пронзают насквозь холодом, магнетизируют, берут в плен. И хотя на лице нет улыбки, чувствуется усмешка превосходства. Образ подчеркнуто вызывающий и даже агрессивный.




Другой герой комедии масок - Пьеро.



Александр Вертинский в роли Пьеро

Этот образ можно почувствовать в ритмах, которые повторяются в расслабленно-плавных и гибких запястьях и безвольных пальцах, в печальном черном цвете, в воротнике-жабо, края которого словно мерцают, их даже не видно, только слышен тихий шорох листьев. Черные точки слезинок вызывают внутри неизбывную меланхолическую тоску. В этом образе чувствуются беззащитность, хрупкость.

Без сомнения, образ, созданный Сержом Лютенсом, ритмически связан с Японией, в частности, с гейшами.










Белый грим на лице персонажа, созданного Лютенсом, покрывающий все лицо и шею, маленькие яркие губы, выразительные глаза. И самое главное - невинный жест рук, будто невзначай открывающий узкую полоску запястья руки. Конечно, это не гейша. Но условные намеки отсылают нас к Японии.

Вот почему Серж Лютенс воплотил в созданном им образе черты японского характера, в котором соединяются противоположности: покорность и мятежность, вежливость и высокомерность, преданность и вероломность, храбрость и робость, дисциплинированность и неповиновение.

Но не только Восток нашел отражение в образе Сержа Лютенса. Здесь есть и Запад, и Америка. Порочность, сексуальность и в тоже время обаятельность и неприступность. Секс-символом 30-х годов 20 века, когда на экранах царило целомудрие, стала Марлен Дитрих - «знойная женщина со стальным позвоночником», имя которой по словам Кокто «поначалу звучит как ласка, но затем в нем слышится щелканье кнута!».










Черные круги внизу - чувствуется неустойчивость, неопределенность, опасность. Словно это минное поле или черные дыры. Они разного размера, отчего возникает ощущение, что они движутся. Поскольку не видно точно, что локти персонажа касаются поверхности с черными кругами, кажется, что он подвис в воздухе.

Использованные Сержом Лютенсом изобразительные средства свидетельствуют об условности, о нереальности образа. Словно это игра, иллюзия, параллельные миры, которые накладываются друг на друга. Две маски одного лица неразрывно связаны между собой как Арлекин и Пьеро не могут существовать друг без друга. Одно перетекает, а может резко перескакивает в другое. Неуловимо, глаз даже порой не может поймать это ускользание. То один образ, то другой. Как стереографическая картинка, когда под одним углом зрения смотришь - видишь одно, чуть наклонив голову или саму картинку - другое. Как картинка перевертыш, в детстве такие картинки удивляли и заинтриговывали.




Вот она тайна человеческого восприятия! В зависимости от угла зрения можно увидеть разные изображения, хотя смотришь на одну и ту же картинку.

В образе Лютенса соединяются едкая сатира и меланхолическая грусть, Запад и Восток, активность и пассивность, сексуальность и целомудренность, покорение и покорность. Двуединство и внутренняя борьба.

Персонаж, созданный Сержом Лютенсом, словно молчаливо вопрошает: «А что выбираешь ты? Как ты видишь мир?» И тут же подсказывает: «Ты можешь быть кем захочешь! Ты можешь перевоплощаться в любые образы». И предостерегает: «Это опасная игра! Это опасный мир!»

творческие привычки, Серж Лютенс, структура художественного образа

Previous post Next post
Up