Просто невероятно, как Серж Лютенс смог соединить в одном образе столько персонажей и характеров. Созданный им образ также имеет свой характер - противоречивый, контрастный, внезапно меняющийся. Словно сюжет трагикомедии.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/80792/80792_900.jpg)
Откликаясь на структурные элементы образа, начинаешь понимать, что же в них заложено. В первую очередь, захватывает ощущение раздвоенности.
Первые два образа, которые приходят на ум - это Арлекин и Пьеро, основные герои комедии масок. И каждому образу соответствуют свои ритмы, колорит и формы.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/81020/81020_900.jpg)
П. Сезанн "пьеро и Арлекин"
Несомненно, Арлекин проявляется в едком, доминирующем желтом цвете, в четком геометрическом рисунке кругов и квадратов, в угловатом подбородке персонажа, в резких, взмывающих вверх руках (до сгиба), в углах сомкнутого рта и особенно в жесткой и резкой впадине на верхней губе. Льдистые зрачки глаз пронзают насквозь холодом, магнетизируют, берут в плен. И хотя на лице нет улыбки, чувствуется усмешка превосходства. Образ подчеркнуто вызывающий и даже агрессивный.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/81321/81321_900.jpg)
Другой герой комедии масок - Пьеро.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/81438/81438_900.png)
Александр Вертинский в роли Пьеро
Этот образ можно почувствовать в ритмах, которые повторяются в расслабленно-плавных и гибких запястьях и безвольных пальцах, в печальном черном цвете, в воротнике-жабо, края которого словно мерцают, их даже не видно, только слышен тихий шорох листьев. Черные точки слезинок вызывают внутри неизбывную меланхолическую тоску. В этом образе чувствуются беззащитность, хрупкость.
Без сомнения, образ, созданный Сержом Лютенсом, ритмически связан с Японией, в частности, с гейшами.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/81903/81903_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/81992/81992_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/82253/82253_900.jpg)
Белый грим на лице персонажа, созданного Лютенсом, покрывающий все лицо и шею, маленькие яркие губы, выразительные глаза. И самое главное - невинный жест рук, будто невзначай открывающий узкую полоску запястья руки. Конечно, это не гейша. Но условные намеки отсылают нас к Японии.
Вот почему Серж Лютенс воплотил в созданном им образе черты японского характера, в котором соединяются противоположности: покорность и мятежность, вежливость и высокомерность, преданность и вероломность, храбрость и робость, дисциплинированность и неповиновение.
Но не только Восток нашел отражение в образе Сержа Лютенса. Здесь есть и Запад, и Америка. Порочность, сексуальность и в тоже время обаятельность и неприступность. Секс-символом 30-х годов 20 века, когда на экранах царило целомудрие, стала Марлен Дитрих - «знойная женщина со стальным позвоночником», имя которой по словам Кокто «поначалу звучит как ласка, но затем в нем слышится щелканье кнута!».
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/82667/82667_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/82798/82798_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/83034/83034_900.jpg)
Черные круги внизу - чувствуется неустойчивость, неопределенность, опасность. Словно это минное поле или черные дыры. Они разного размера, отчего возникает ощущение, что они движутся. Поскольку не видно точно, что локти персонажа касаются поверхности с черными кругами, кажется, что он подвис в воздухе.
Использованные Сержом Лютенсом изобразительные средства свидетельствуют об условности, о нереальности образа. Словно это игра, иллюзия, параллельные миры, которые накладываются друг на друга. Две маски одного лица неразрывно связаны между собой как Арлекин и Пьеро не могут существовать друг без друга. Одно перетекает, а может резко перескакивает в другое. Неуловимо, глаз даже порой не может поймать это ускользание. То один образ, то другой. Как стереографическая картинка, когда под одним углом зрения смотришь - видишь одно, чуть наклонив голову или саму картинку - другое. Как картинка перевертыш, в детстве такие картинки удивляли и заинтриговывали.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/83399/83399_900.jpg)
Вот она тайна человеческого восприятия! В зависимости от угла зрения можно увидеть разные изображения, хотя смотришь на одну и ту же картинку.
В образе Лютенса соединяются едкая сатира и меланхолическая грусть, Запад и Восток, активность и пассивность, сексуальность и целомудренность, покорение и покорность. Двуединство и внутренняя борьба.
Персонаж, созданный Сержом Лютенсом, словно молчаливо вопрошает: «А что выбираешь ты? Как ты видишь мир?» И тут же подсказывает: «Ты можешь быть кем захочешь! Ты можешь перевоплощаться в любые образы». И предостерегает: «Это опасная игра! Это опасный мир!»