Сравнительное восприятие фильмов "Великий Гэтсби" 1974 и 2013 годов

Mar 28, 2016 17:27

Фильмы "Великий Гэтсби" режиссера Джека Клейтона (1974 г.) и режиссера База Лурмана (2013 г.) совершенно разные по стилистике.







Фильм 1974 года отличается спокойным, классическим, размеренным движением. Камера спокойно перемещается от одного персонажа к другому, от сцены к сцене, совершенно нет резких движений. Ритм не нарушается. Цвета, используемые в фильме, - приглушенные, неяркие, блеклые. Очертания размытые, персонажи словно бесплотные призраки. Нет ни обмана, ни сумасшествия. Дыхание не замирает, оно спокойно. И ты всего-лишь наблюдатель.







Дом Гэтсби - обычный дом богачей Лонг Айленда, строгие пропорции, аристократичность. И даже, я бы сказала, скучный.




Камера часто снимает снизу, что как будто придавливает тебя, давлеет над тобой. Хотя это тоже помогает понять чувства героев и атмосферу.







Фильм 2013 года, напротив, очень яркий, насыщенный цветами, вызывающий. С бешеной скоростью нас переносит из одной сцены в другую так, что аж перехватывает дух, как на американских горках. Резкие движения, неожиданные ракурсы, контрастные цвета, автомобильные гонки, резкие с визгом повороты, увертывания, мельтешение создают внутри ощущения бешеного танца, кружения и тошноты - и ты уже не наблюдатель, ты уже участник всего этого сумасшествия века джаза (помните, когда Том уговаривает Ника остаться на вечеринке у Миртл и спрашивает его: "Понаблюдаешь или поучаствуешь?!!")! Тебя лихорадит, штормит и кидает из стороны в сторону. Тебя завлекает, засасывает в этот карнавал, в этот мир роскоши и блеска, в эту пучину алкогольного угара и бешеных плясок.






















Постоянно происходят неожиданные превращения; что-то выскакивает неправдоподобно огромных размеров (бутафорские огромные бутылки шампанского); движутся, вырастают и исчезают окна домой; картинки-воспоминания появляются в небесах и так далее. Да, несомненно, в фильме использована компьютерная графика, но это настолько правдоподобно, что ты во все это веришь. Тебя дурачат, с тобой играют, тебя кружат, но ты не замечаешь подвоха. Цирк! Театр! Безусловно барокко!






















Хотя, надо заметить, уже начало обоих фильмов настораживают и предвещают трагедию.

Фильм 1974 года начинается с кадров пустых комнат замка Гэтсби, в которых слышатся легкая музыка, голоса и смех людей, но никого нет. Словно призрачное эхо гуляет по пустым залам. Рождаются чувства потерянности и одиночества.




Рядом с роскошными туалетными принадлежностями и орденами - кусок недоеденного белого хлеба, на котором сидит муха. Напоминает о полотнах голландцев с изображением натюрмортов ("мертвой природы").







Фильм 2013 года начинается с кадров стилизованных орнаментов ар-деко, которые вдруг приобретают цвет, начинают двигаться и засасывать внутрь. При этом звучит тревожная музыка, такой стилизованный похоронный марш, что заставляет внутренне сжаться.




В фильме 1974 года используются настоящие джазовые композиции 20-х годов 20 века. Музыка в основном спокойная, не напрягающая и не зовущая. Вечеринки у Гэтсби - да, смелые, куражные, но без сумасшествия. Думаю, что эти вечеринки так примерно и происходили.







А у База Лурмана какая музыка? Это такой дикий химический коктейль джаза и современной электронной музыки. Бешеные ритмы нынешних дискотек для современной молодежи! Голые тела, разврат, сексуальное возбуждение - с помощью этого режиссер опять-таки вовлекает нас во всеобщий разгул! Это действительно сильное впечатление присутствия! И это очень сильный художественный прием.

Фильм 2013 года - о мечте, о надежде и об иллюзиях. И современные технологии как нельзя удачно помогли создать такую мечту, сказку. Сказочный дворец, космические виды, перенасыщенные неестественные цвета, зависающие, движущиеся в воздухе буквы.










Фильм 1974 года лишен таких компьютерных преимуществ. Но здесь режиссер использовал то, что тоже в какой-то степени помогало создать картинку иллюзорности, зазеркалья, неправдоподобия - например, с помощью света, зеркал, колеблющихся отражений в бассейне с золотыми рыбками.
















Как же замечательно у Лурмана использован цвет! Не перестаю восхищаться и наслаждаться!

Здесь, красно-малиновый, соблазняющий и соблазнительный, возбуждающий цвет!




А здесь закипающий бардовый. Бешеный красный! Словно кровью налитые глаза быка.




А здесь перенасыщение красного, розового, вкрапления зеленого - мельтешение цветов, пошлость, разврат, вульгарность.




Как здорово подобран свитер у Тома Бьюкенена! А ведь это опять отсылка к народным театрам!




Интересные приемы для того, чтобы показать состояние героев - сквозь лопасти вентиляторов. Героя словно перемалывает изнутри, внутри смятение, боль.





фильмы, сравнительное восприятие

Previous post Next post
Up