Рассказывая историю большого германского семейства, режиссер показывает ее на фоне исторических событий. Трагическая история семьи оказалась связанной с политическими изменениями в стране и мире.
Нацизм, фашизм оказались жизнеспособны в том обществе, которое морально извращено и неустойчиво. Фашизм благодатно лег на почву, пропитанную жаждой власти и сексуальных извращений.
Тема секса чрезвычайно важна в этом фильме. Это секс, в котором нет ни грамма любви. Это секс ради удовлетворения дикого желания обладать, властвовать над другим человеком. Это нездоровый секс, неуемный, развратный. Это секс, который порабощает, унижает и уничтожает. Растление и сексуальное насилие над детьми, секс с матерью - явные признаки разрушения моральных устоев социума.
Рассмотрим детали фильма.
Цвет. Красный цвет тревожный, нагнетающий, предвещающий погибель. Кажется, что этот цвет создает угрозу жизни. Вязкий красный цвет, провоцирующий. Сочетание красного цвета с синим создает дополнительную напряженность, тревожность.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/111004/111004_900.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/111121/111121_900.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/115767/115767_900.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/116160/116160_900.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/116759/116759_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/117064/117064_900.jpg)
Воздушный кремовый, бежевый, нежно голубой - для жены Герберта и его детей,а также белоснежный, невинный - для девочки-прислуги, которую совратил Мартин. Эти цвета делают этих героев незащищенными, бессильными в пространстве сильных насыщенных цветов.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/114875/114875_900.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/114988/114988_900.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/115294/115294_900.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/115620/115620_900.png)
Зеленое освещение на лицах героев порождает внутри спазматические судороги. Этот сухой, омертвелый зеленый цвет вскрывает внутреннюю суть персонажей, а также создает атмосферу коварства, обмана, соблазнения и помутнения рассудка.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/114438/114438_900.png)
Появляющиеся в кадрах цветы также наполняют пространство определенным духом.
Букеты красных хризантем - словно раскаленные шары, готовые взорваться.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/116388/116388_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/116497/116497_900.jpg)
Белые каллы - холодные, коварные. У этого цветка пестик сильный, прямостоящий. Словно эрегированный мужской орган. Оказывается, каллы, как все болотистые растения, ядовиты.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/114351/114351_900.png)
Персонажи.
Мартин. Первое же его появление в фильме в сцене домашнего спектакля в виде полуодетой женщины-певицы говорит о его вульгарности. Интересна реакция зрителей: дед недовольно морщит лицо и качает головой, а мать Мартина за ширмой радуется такому отвратительному зрелищу. Мартин - настоящее воплощение пошлости, испорченности и инфантильности. Удивительно, что у него такие черты лица, что порой не понятно, мужчина он или женщина. При всей подлости Мартина, он еще и трусливый, полностью подчиненный власти матери, которая играет им как куклой ради своей выгоды и власти.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/113648/113648_900.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/117411/117411_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/117522/117522_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/117958/117958_900.jpg)
Кстати, в этом кадре, Мартин зеркально вповторяет жест матери.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/118093/118093_900.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/113836/113836_900.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/113931/113931_900.png)
Софи, мать Мартина - подлинное чудовище. Она одобряет убийство ее отца своим любовником, она крутит Мартином и Фридрихом, своим любовником, как марионетками, она по сути убивает Элизабет, жену Герберта, которая погибла в концлагере.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/111829/111829_900.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/111455/111455_900.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/112270/112270_900.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/112022/112022_900.png)
Образ матери создается с помощью цвета и света. Красный свет, освещающий лицо Софии, одновременно вызывает чувство опасения. Ее лицо показано не полностью - какая-то скрытность, подвох, злобность.
Сцена свадьбы Софи и Фридриха - жуткий спектакль.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/112539/112539_900.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/118378/118378_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/118549/118549_900.jpg)
Лицо Софи выбелено словно маска. Руки в белых перчатках. Человеческого живого цвета нет вообще. На лице-маске не видно эмоций, но явно ощущается ужас происходящего. В самой обстановке, в одежде, в собравшихся зрителях этого леденящего кровь представления. Даже в обведенных черным глазах Софи читается страх. Чурная вуаль с черными точками, выбеленное лицо, подведенные черным глаза, красное пятно рта на известково-белом лице - образ обреченности, смерти, безнадежности.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/118845/118845_900.jpg)
Мартин, уже в нацистской форме, организовал и руководит всем действом. Его лицо не выражает ни страха, ни сожаления, никаких чувств - ничего. Пустота, механистичность робота.
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/112791/112791_900.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/112904/112904_900.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/art_in_nature/72007454/113339/113339_900.png)
В таком обществе нет надежды на спасение. Зло поддерживается, зло развивается, наращивает силы и зло побеждает. Для зла нет никаких семейных традиций. Зло не щадит даже самых близких людей. Когда дети убивают своих родителей - это означает, что они сами уже мертвы, но в своей мертвенности они способны на немыслимую бесчеловечность, предательство, убийство.
Висконти показывает процесс саморазрушения семьи, человека. Гниение начинается изнутри. Возникает образ змеи, которая сама себя кусает за хвост. А также всплывют в памяти скульптурные бюсты кровавых императоров Римской империи, которая рухнула, в том числе, по причине морального разложения общества.