Композиция фильма
В фильме Федерико Феллини "Амаркорд" нет линейной последовательности сюжета. Истории разных персонажей - жителей маленького городка - как частички мозаики, которая складывается в единый узор.
В фильме показана жизнь людей на разных уровнях: семья, город и страна. Частная жизнь на фоне исторических событий в стране. И все эти уровни переплетаются, взаимосвязаны друг с другом.
В фильме есть много очень ярких, сильных, впечатляющих образов.
Один из них - образ огромного, больше обычного человеческого роста лица Муссолини, сотканный из красных и белых цветов. Это лицо не живого человека! Это ужасный, кровавый монстр, который контролирует и распоряжается как частными жизнями людей, так и всем происходящим в стране! Это образ ФАШИЗМА!
Удивительно, что людей в фильме нисколько не пугает это огромное лицо! Более того, все беспрекословно покоряются ему, ведь они обожают дуче Муссолини.
Дети на демонстрации с автоматами в руках - это порождения монстра фашизма, его слепые последователи.
Вот еще один очень страшный образ! Его не сразу видишь в фильме, но впечатление оказывает колоссальное. Голые пупсы как мертвые дети, мертвые люди, замученные и задушенные.
Цвет
На общем серо-коричневом фоне всей картины яркими пятнами в фильме выделяются красный, синий и белый. Красный цвет очень энергичный, притягивающий, завораживающий. И в то же время пугающий, неожиданно резкий, агрессивный.
Синий цвет, напротив, прохладный, отстраненный. Синий цвет появляется в фильме часто вместе с красным цветом. Это сочетание цветов повторяется в фильме с регулярной частотой. Я долго размышляла почему Феллини показывает эти два цвета рядом и так часто. Красный и синий - два разных полюса, горячее и холодное, чувственное и расчетливое. Словно внутренняя борьба происходит между двумя противоборствующими сторонами и ни одна не может победить другую.
Белый цвет тоже проходит нитью через весь фильм. Это, например, и тополиный пух, и ослепительно белое платье Градиски, и снег. Насколько ошеломителен красный цвет на чистом, непорочном, обезоруживающем белом цвете.
Или красный показан не ярким, а светло-розовым. Это очень драматично, вызывает чувства тревоги, как, например, в этом кадре.
Еще очень интересный, на мой взгляд, в фильме образ постоянно висящей в воздухе пелены, вечного тумана, который застилает людям глаза, путает, смешивает, когда-то радует, а когда-то и пугает. Словно, постоянная пыль в глазах, которую пускают, чтобы скрыть правду и реальность.
Фильм начинается с кадров летящего, кружащегося тополиного пуха, дальше - дым от огромного кострища аж друг друга не видно, потом едкая дымовая завеса во время торжественной встречи дуче и его свиты, сигаретный дым в баре и кино, пугающие сцены утреннего тумана, сквозь который мальчик идет в школу, сильный ветер с мечущимися листьями и песком, падающие стеной снежные хлопья и снова, в финале, тополиный пух.
В этом вечном тумане люди порой не видят и не слышат друг друга, не понимают, что в реальности происходит в стране, кто ими правит и кто их учит. Жители города живут мечтами, фантазиями о прекрасной жизни, которая в образе большого лайнера проходит мимо качающихся в лодках жителей города, специально выехавших в море посмотреть на свою мечту, или в образе графского павлина, пусть и общипанного, но такого прекрасного на фоне снегопада.