На крошечном острове Кипр было 10 городов-государств основанных героями троянской войны.
Один из них, лучезарный город на вершине холма - город Курион - вотчина бога Апполона. В честь Апполона здесь возводились храмы, проводились празднования, приносились дары...
Основан в 1200 году до н.э. и покинут жителями в 7-ом веке н.э. после разорения города арабами.
Пройдя три больших периода - эллинистический, римский и раннехристианский - город оставил нам памятники всех трех эпох.
Я посмотрела совсем небольшую их часть, но на полуденном кипрском солнце осмотреть больше было просто невозможно...)
Слева - дом Евстолиоса, справа - греко-римский театр.
Осмотрим сначала дом.
Дом Евстолиоса - богатого горожанина 4-го века, сейчас укрыт большим добротным тентом, защищающим раскопки от осадков.
Евстолиос - был ли он на самом деле хозяйном дома или нет, мы не знаем наверняка. Просто нашли надпись, которая гласит, что "Евстолиос с помощью бога Апполона построил этот дом". Но Евстолиос мог быть и инженером, и архитектором, и строителем этого дома.
Город имел очень выгодное расположение: на высоком холме над морем. Это обеспечивало ему и защиту, а жителям - захватывающие дух виды...
Но любоваться этими видами жители дома могли только выйдя на улицу. Окна в домах эллинистического и римского периода не делали вообще. Канализация всего города выходила на улицу, и запахи были соответствующие, окон избегали.
Трудно представить, как на самом деле выглядели интерьеры этого дома в 4-ом веке, да и 3д реконструкций на табличках нет.
То, что хозяин дома был богатым человеком, видно по площади дома (35 комнат, знаете ли) и по тому, что здесь есть маленькие, но хорошо организованные бани. Не у каждого в доме в 4-ом веке могли быть бани.
Когда хозяин дома увидел, что жители покидают город Курион после землятрясения, он решил подарить дом народу. Его бани стали муниципальными. Бани в городе 4-го века - это было что-то очень важное! Настолько же важное, как сегодня школы и больницы. Таким образом хозяин старался, чтобы люди остались в городе.
Это так называемое, фойе. Посетители бань ожидали своей очереди здесь, на мраморных сидениях. Под их ногами в полу были углубления с водой - они и сейчас хорошо видны в полу. Так они омывали ноги перед входом в баню.
И играли в так называемые нарды. Вот тут хорошо видна вставка в бортик мозаики, которая отличается от общего орнамента.
Это поле для игры.
Помещения со столпами - это и были бани. На этих столпах стоял пол. В помещении, в котором столпов не было, стоял чан с водой и огнем. Горячий воздух шел под полом и нагревал пол.
Бани были устроены на манер римских терм, только размером по-меньше и ритуал перехода из комнаты в комнату был сокращен. Фригитариум, судаториум, калдариум - все это забытые слова из истории искусства)
В городе собирали дождевую воду. Но и водопровод был хорошо налажен.
Через керамические трубы из реки Куриос (давно высохшая река, далеко от этих мест, в другой горе) вода поступала в город.
Механика водопровода - сообщающиеся сосуды. Вода приходила в большие цистерны, которые раскопали вокруг и в центре города.
На фото ниже - керамические трубы - вода приходила прямо сюда, в помещения бань. В холодном бассейне вода менялась дважды в день, она должна была оставаться всегда чистой и свежей, иначе ни о каком здоровье речи идти не могло. А бани в городе - это залог здоровья и счастья!
Даже мозаичная табличка при входе в дом гласит: "Войди в дом счастливо и на благо".
Мозаики в доме были сделаны только тогда, когда дом стал муниципальным, опять таки, для привлечения и удержания в городе местных жителей.
Ктисис - богиня строительства. В руках у нее мера длины - один древний римский фут (немного меньше 30ти см).
Этой мозаикой хотели показать, что дом построен хорошо, с точностью.
Все мозаики сделаны из морской гальки, которую обрабатывали на кубики.
Все оттенки на мозаике - натуральные цвета камней, никакой краски!
Ниже - куропатка - символ здоровья.
В конце 4-го века в городе еще были легальны обе религии: христианство и язычество. Мозаики несут в себе символы и той и другой.
Вот одна из главных мозаик дома.
Две рыбы и три птицы. Возможно, это три райские птицы. А возможно это символы: мира, жизни и смерти.
Рыба: символ христианства, по гречески она звучит как Ichtus (Ихтус), отсюда Иисус.
Две рыбы и три птицы изображают крест.
Посмотрите на эту табличку, ниже. Она гласит, что что "на месте больших камней, на месте мертвого железа, меди и дорогих брильянтов дом стал красивым символом Христа".
Недалеко от этой надписи есть и другая, которая гласит: "Евстолиос с помощью бога Апполона построил здесь дом."
Т.е. дом был построен с помощью Апполона, а декорирован символами Христа.
Одна религия проникала в другую и они мирно существовали друг с другом. По крайней мере, в этом доме.
Рядом с домом Евстолиоса - греко-римский театр.
Вернее, это Евстолиос построил свой дом рядом с театром, т.к. театр появился здесь аж во 2 в до н.э.
Построен он в греческом архитектурном стиле и в отличии от римских театров расположен на возвышенности.
И, знаете, акустика здесь "это что-то особенное"... (с))
Театр пережил землятрясение конца 1-го начала 2-го века. Тогда Кипр уже входил в состав Римской империи и под влиянием Рима к классической греческой орхестре была пристроена новая сцена. Часть новой сцены мы видим на фото: современное ограждение и ровные плиты на полу - театр используется и сегодня.
Вместе с римлянами в театр пришли гладиаторы и звери. Театр стали использовать как арену. Но гладиаторские бои на Кипре никогда не доходили до смерти. Как сказал нам гид: "В этом характер киприота: мы всегда орем, кричим, размахиваем руками, но никогда дело не доходит до крови."
Из первых зрительских рядов вырезан выход с железной дверью - оттуда на сцену выводили животных.
Коридоры театра...
...по которым перемещались актеры, переодеваясь и выходя уже на орхестру из другого входа в новом облике.
Землятрясения 4-го века театр уже не перенес. Ни один театр в Курионе не стали восстанавливать после того землятрясения.
На Кипр уже пришло христианство, а театр был связан с язычеством. Камни театра разбирались местными жителями на строительство и восстановление своих домов. Даже в доме нашего знакомого Евсталиоса были найдены камни из этого театра.
Театр вновь восстановили только в 20-ом веке в 50-ые годы.
Но восстановили только часть театра, на самом деле он был гораздо выше.
Сегодня здесь под открытым небом снова показывают греческие трагедии, приезжает и русский балет, и даже рок группы.
Для желающих: театр открыт с конца мая до начала ноября :) Я думаю, смотреть выступления в прохладе ночи, под звездами Кипра и под шум моря - это прекрасно.
Однажды, мне посчастливилось смотреть Шекспира в греко-римском открытом театре в Херсонесе. Это, действительно, совершенно особенные впечатления!
Фото: Елена Безденежных, Кипр, август'13