Зиланткон 2009 и артистическое фехтование (отчет о поездке)

Nov 04, 2009 16:48

«Предубеждения иррациональны не в том смысле,
что их носители психически ненормальны,
а в том, что выраженные в стереотипах
групповые интересы и пристрастия
не имеют и не могут иметь всеобщего значения.»

(Прошу прощения за занудную цитату, но она важна. Из оригинала я выкинула всего одно слово. Всё остальное в нашем случае - верно.)

На «Зиланткон» в Казань мы собирались в больших сомнениях. Так как отрицательный опыт взаимодействия с ролевиками у нас уже, пусть небольшой, но все-таки был. Предубеждений, впрочем, тут достаточно с обеих сторон. «Они» думают, что мы облегчаем себе жизнь постановочными, заранее спланированными и далекими от «всамделишных» боями, а «мы» думаем, что их «всамделишность» весьма далека от фехтования. «Они» полагают, что наши спортивные клинки - это никому не опасные спицы, а «мы» - что их текстолит тоже весьма отдаленно похож на исторический аналог из-за кошмарного сопротивления воздуха, не говоря уже об издаваемом звуке.

Как ни удивительно, при таких различиях, стремление сближаться нас еще посещает. И эти сближения, пусть пока крайне редкие, доказывают с очевидностью, что наши стереотипы друг о друге «не имеют всеобщего значения».


Мастер-класс мы заранее договорились построить исключительно на рубящей технике, как на более безопасной. Хотя, конечно, что нашего легкого орудия колющая техника с ее стремительными финтами, переводами, завязываниями на мой взгляд куда более эффективна. Отдельное спасибо организаторам хочется сказать за выделенный нам зал: деревянный нескользкий пол и зеркала, в которых участники могли себя видеть, оказались весьма кстати.

Когда люди изначально настроены на сотрудничество - результат налицо. Приятно, а главное - результативно, когда обе стороны сознательно относятся к тому, что делают. Наши роли, как ведущих мастер-класс, распределились без всяких предварительных договоренностей, но, как мне показалось, наиболее гармоничным образом: Борис в качестве главного тренера, объясняющего, показывающего, командующего; остальные - на подхвате, когда какому-либо участнику требуется индивидуальная помощь.

Пришедшие на мастер-класс ребята оказались гораздо более координированными, чем средний новичок, попадающий к нам в студию. Сказались и их сосредоточенность, внимание. Поскольку многие держали оружие далеко не в первый раз, корректировка движения все-таки многим давалась легче, чем разучивание движения заново. Затруднения возникли только у девушек в юбках и на каблуках: юбки не давали тренеру ни малейшей возможности проверить положение коленей, а иногда и стоп в стойке, а каблуки заставляли лично меня опасаться травматизма на выпадах. Но обошлось без жертв.

Многих участников семинара мы увидели в последующих выступлениях. Жаль, что выступлений было всего четыре. Рассматривая их критически, стоит отметить, что в целом им можно адресовать те замечания, которые ранее были нами услышаны на тренерском семинаре в ФАФ. Попробую кратко их сформулировать:

1. Звук.

Приятно, что все выступающие сопроводили свои номера звуком. К сожалению, случились и накладки, избежать которых можно было бы предварительным прогоном. Музыка во всех выступлениях выполняла роль исключительно фона. Более высоким уровнем была бы увязка того, что происходит в номере, с тем, что слышит зритель. Кстати, по собственному опыту могу сказать, что смена музыкальных тем, наложение дополнительных звуковых эффектов очень сильно помогает исполнителю ориентироваться во времени по этим меткам, когда как фоновая музыка так не дисциплинирует.

2. Текст.

Увы, мы все - не актеры с хорошо поставленным голосом. Читка текста «вживую» для исполнителя - скорее минус, чем плюс. При том, что в зале, не приспособленном по своим акустическим свойствам к голосовому исполнению, зритель не слышит и половины произнесенного, это мгновенно сказывается на зрительском интересе к происходящему. Да и сам текст иногда довольно прост, как например, ругань перед боем, и не стоит того, чтобы его произносить. (Это мое личное мнение, оно не претендует на универсальность, но ИМХО, если уж ругаться со сцены, то как минимум оригинально). Тут уж гораздо выигрышнее смотрелись номера, где участники обошлись более понятной и в данном случае более выразительной пантомимой.

При этом сами схватки отличались иногда поразительным безмолвием. Мы сами грешим тем же недостатком, поэтому упрек в замороженности голосовых связок во время боя я могу принять для себя в такой же мере, как и применить к другим. В удар следует вкладываться не только рукой, но хотя бы небольшим звуковым выдохом, вскриком, угрозой в голосе. Когда девушку бьют по лицу, она обязана вскрикивать, а не только отыгрывать удар. Это даст дополнительную эмоциональность в зрительском восприятии.

3. Способности исполнителя к постановке.

Я пишу это специально для тех выступающих, у кого в выступлении случилась накладка. Задача постановщика (я цитирую Викторию Лихтаренко) подобрать для исполнителя такой уровень сложности номера, который чуть выше его способностей. Чуть выше. Потому что если способности не соответствуют задуманному, с исполнителем приключается всякое, в том числе и склероз от непривычности ситуации выступления перед публикой. Расстраиваться тут нельзя, ибо такое случается со всеми, и тут все равно - нельзя не расстраиваться. Я по своему личному опыту знаю, до какой степени это расстраивает. И единственная возможность это преодолеть - это как можно чаще выступать на публике.

4. Композиционное построение номеров.

Несколько ошибок хотелось бы отметить и тут. Движения исполнителей по сценическому пространству должны быть обоснованы самим отпущенным пространством, распределены по нему равномерно. Если стол на сцене отброшен в сторону - он должен занять при отбросе ТАКОЕ положение, при котором он не мешает ни исполнителям, ни зрителям.

Если условным центром сценического пространства является стол, исполнители не должны удаляться от него более чем на 3-4 метра. Это оправдано не только тем, что сцена не беспредельна. Это дает возможность зрителю сконцентрировать свое внимание, делает номер более емким для восприятия.

К сожалению, в некоторых номерах было многовато пауз. Необоснованная действием пауза убивает зрительский интерес. Я употребляю термин «пауза» не в смысле «молчания», а в смысле отсутствие развития действия, провисание развития. Мы собрались посмотреть бой, а актеры зачем-то без всякой обоснованной цели двигаются по пространству и дважды повторяют одну и ту же фразу. Провисы снижают впечатление от постановки катастрофически.

Как любое зрелище, постановочный бой должен иметь четкий сценарий и сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой. Темп событий в номере должен постоянно нарастать, исполнители, что называется, должны нагнетать обстановку так, чтобы зрителю становилось, как говаривала Алиса, «всю любопытственнее и любопытственнее». Если этого не происходит, каким бы техничным номер не был в исполнении, он едва ли будет иметь успех на сцене.

Сюжет в номере - далеко не вспомогательный элемент. Такой критерий оценки как «оригинальность сюжета» присутствует и в правилах «Зиланткона», и в ФАФе. Простые завязки, как то: шел один скучающий боец, наткнулся на другого скучающего, что-то им там друг в друге не понравилось, они вытащили мечи - и подрались, увы, не впечатляют.

5. Техника фехтования

Думаю, об этом логичнее было бы написать Борису Домнину. От себя же я могу сделать замечания и указать на типичные ошибки, которые подробно разбирались на тренерском семинаре ФАФ.

Удары в защищенный сектор. Тот самый случай, когда защита опережает нападение. Мы выучиваем бой и знаем, куда ударит партнер. Поэтому защита ставится заранее, так что клинок партнера попадает в заранее подготовленную защиту. Безопасно, несомненно. Но никакого правдоподобия схватки, никакого ощущения опасности у зрителя. Я специально говорю «МЫ». Я знаю за собой тот же недостаток и вынуждена его постоянно контролировать.

Неоправданно близкие дистанции. «На таком расстоянии уже не живут, на таком расстоянии - уже убивают».

Отсутствие замахов, невложение тела в удар. В итоге взаимодействие оружием превращается в «стукалку», в так называемые бутафорские удары, не направленные на поражение тела противника, выполненные ради простого факта столкновения клинков.

Тут я все-таки остановлюсь, потому что остальное надо разбирать подробно и желательно с видеорядом.

Наши показательные выступления публика встретила слишком благосклонно. Это конечно, приятно, но свои ошибки я также не могу не отметить. Отсутствие прогона с музыкой начисто смазало начало номера «не будите спящего пирата». Отыгрыш с ударом в лицо, выбивающим меня со стула, вышел с отвратительным запозданием. В двух связках были пропуски, то есть несостоявшиеся удары. Опыт германского выступления, однако, оказался полезным, так что сбой в связке не привел к остановке, и вполне ожидаемый следующий удар без паузы и заминки все-таки лучше, чем наша полная, взаимная, кстати сказать, растерянность в прошлый раз.
Спасибо ребятам-участникам выступлений за предоставленный в пользование пистолет. Свой мы оставили в чехле. Непростительный дефект самоорганизации и подготовки к выступлению - не проверить весь реквизит.
«Сон тореадора» тоже был принят аплодисментами. Даже стало жаль, что мы приехали в таком ограниченном составе. Всегда хочется показать как можно больше номеров, уже хотя бы только потому, что они все разные.

Второй семинар проходил уже после выступлений. Состав участников сменился, но некоторые заглянули к нам и во второй раз.

Интересным оказался и разговор после семинара. Опять-таки жаль, что мы были так ограничены во времени.
Впервые мне удалось не только подержать в руках, но и попробовать применить текстолитовое оружие. Мои впечатления таковы: работать с ним гораздо тяжелее, чем с нашими легкими спортивными шпажными клинками даже при довольно тяжелых эфесах, и даже тяжелее, чем с историческими аналогами клинков металлических.

Почему?

Ну, с нашими легкими клинками все ясно: само легкое оружие эффективно при должной скорости. Финты, переводы, батманы выполняются так, чтобы выиграть темп, оружие удерживается тремя пальцами. Удержать текстолитовый аналог тремя пальцами невозможно. Выполнить перевод, финт - с огромным трудом, причем 90% этого труда тратится на то, чтобы сначала разогнать это оружие до нужной скорости, а потом - остановить его в нужной точке перенапряжением кисти. Тут я признаю правоту Велигора (Коломна): тяжелое оружие - оружие инерционное, которое в принципе не должно останавливаться, легкое оружие - наоборот, требует узости, точки в нанесении укола.

Колющая техника для текстолитового оружия бесполезна.

В колющей технике им работать невозможно.

Моя попытка выполнить финт ударом в голову и укол прямо привела к тому, что даже при хвате двумя пальцами через крестовину нагрузка на кисть оказалась неоправданно высокой (кисть побаливает до сих пор), а скорость всей связки - неоправданно низкой. Потому что ширина текстолитового клинка не соответствует историческому аналогу, и рассекать этой шириной воздух, преодолевая его сопротивление - ИМХО, не нужная, ложно привнесенная в фехтование трудность. Возможно, именно преодолением этой трудности вызвана медленная скорость выступавших исполнителей, работавших с текстолитом.

В Дрезденской галерее оружия мы вдосталь насмотрелись на тяжелые шпаги периода 16-17 веков. Тенденция однозначна - облегчение клинка, его сужение. На моей собственной шпаге до смены клинка на спортивный стоял тяжелый, по весу вполне сходный с историческим аналогом. Это несомненно делало шпагу тяжелее, но не делало ее неудобнее. Рассечь воздух узким гибким клинком несомненно легче, чем тяжелым, широким и квадратным.

К тому же понятие баланса, ИМХО, в текстолитовом оружии весьма условно и требовать его, наверное, не стоит. Утончающийся к острию клинок совершенно по другому нагружает кисть, чем клинок текстолитовый, фактически одинаковый по весу по всей длине. Таким образом, баланс оружия сильно смещен к острию, что тоже не облегчает финтов и переводов, затрудняя остановку разогнанного, наконец, до нужной скорости оружия в нужной точке.

В антикварном магазине в Сан-Марино мне удалось подержать легкую шпагу 17 века. Работать таким оружием было бы одно удовольствие, если бы не его стоимость в евро. Так что удобство оружия, его применимость к конкретной фехтовальной технике - вопрос далеко не последний.

Поэтому вопрос, поднятый в разговоре после семинара, все-таки решать придется с двух концов. Недостаточно, ИМХО, адаптировать технику к текстолитовому оружию. Необходимо также адаптировать само оружие к потребностям техники. Это взаимосвязанные требования. Оружие должно быть удобным. Конечно, человек привыкает ко всему и тренировками можно частично сгладить дефекты клинка. Но когда я вижу текстолитовый клинок в пальцах хрупкой девушки, которая утверждает, что ей не тяжело, мне, во-первых, жаль ее кисть, а во-вторых, я понимаю, что она никогда не сможет нанести настолько быстрого удара в голову, чтобы опередить противника.

Дефект этого оружия, как мне показалось, сказывается и на скорости работы исполнителей, и на выборе приемов, которые они могут продемонстрировать. В силу того, что разогнанный текстолитовый клинок тяжело остановить, не потеряв скорости, наиболее часто виденная мною комбинация стандартна: 1-я защита - удар в голову (у противника 5-я, удар в ногу), снова 1-я защита - и так по кругу. Вырваться из этого круга, не разрывая непрерывность боя, ИМХО, возможно с трудом.

Этот опыт, несомненно, не будет бесполезен.

Как минимум, он заставил нас задуматься о весе и удобстве оружия, и в конечном итоге, о его эффективности. Ведь тяжесть оружия не является самоцелью сама по себе. Вопрос в том, насколько эффективно мы можем управляться с этой тяжестью при сохранении техники как способа достичь цели - поражения противника. И если не можем, то налицо явное несоответствие избранных средств - именно такого вида и веса оружия.

Этот опыт уже не бесполезен.

Как максимум, он стер лично у меня тот ложный стереотип в отношении к ролевикам, который сложился из единственного отрицательного личного опыта, а скорее - со слов других людей. У нас гораздо больше точек соприкосновения в базовых элементах фехтования, которое у нас одно на всех, потому что другого - ну просто нет. У нас достаточно взаимного интереса, чтобы не заниматься проведением границ между двумя движениями - ролевиками и артистическим фехтованием - в ущерб их взаимодействию.

К взаимодействию мы и приглашаем. Надеюсь, наши встречи, мастер-классы, выступления станут регулярными.

Previous post Next post
Up