Альбом:
turkey Выезжаем из отогара-автовокзала и двигаемся параллельными курсами с отработавшим свою смену автобусом. В его салоне мальчик-стюард балансируя стоит в проходе, курит сигарету и по необходимости перемещая ее изо рта в руку: снимает рубашку, стягивает майку, влажным полотенцем протирает голову, затем торс, лохматит голову и торс сухим полотенцем, не забывая выпускать густые клубы дыма, одевает майку, затем рубашку, с огромным удовольствием затягивается, поворачивает голову, понимает, что в течение трех минут по совместительству выступал в театре одного актера, ржет, истекая дымом, что-то кричит водителю, автобус тужится, газует и уезжает...
Автобусы можно разделить на три типа: межгород, местные, и конечно, городские.
Конечно в первую очередь удивляет качество и количество междугороднего автобусного парка Турции. Затем удивляют цены. Их гибкость, в том числе:) Причина ясна - конкуренция: в Турции работает больше сотни крупных и мелких автобусных перевозчиков. Качество сервиса варьирует, но в целом - высокое.
Автобусы на длинном межгороде - большие, удобные, с откидывающимся сиденьем, багажом внизу и вторым этажом для пассажиров. Экипаж - водитель и стюард. Задача водителя - везти ценный груз, стюарта - коммуницировать с этим самым грузом - пассажирами, как то - загружать багаж, проверять билеты, высаживать по приезде или пересаживать в другой автобус (если автобус едет не в твой конечный пункт), выдавать багаж, и что самое приятное - поить водой, и чаем/кофе/колой с плюшками. Распространены дневные и ночные автобусы, если едете ночным то утром проснетесь в новом месте полностью готовым к новым приключениям.
Следующий тип автобусов - долмуши, ездят по местным маршрутам (30-100км=от часа до двух), иногда пересекаясь маршрутами с вышеописанными двухэтажными монстрами. Самый популярный пример - долмуши, которые бегают вдоль побережья, по маршруту: Анталья-Фетие. На менее курортных маршрутах вода часто присутствует в ящиках около заднего сиденья. Это четверть литра, запаяные в прозрачный йогуртоподобный стакан. Деньги за билет - водителю по таксе.
Городские автобусы - дешевы, маршруты труднопостигаемы, но общение с местным населением на остановке, доводит не только до Киева. Платить в автобусе можно водителю. В Стамбуле два типа автобусов: голубые (частные) или государственные. В голубых автобусах - платить контролеру, в государственных IETTовских - похоже, что надо иметь билет с собой. Билеты стоят, как правило, до двух турецких лир =1евро.
Но вернемся к межгороду, что хотелось бы отметить.
1) На крупных автовокзалах - обязательно торгуйтесь. На мелких - не удастся, круговая порука, поэтому, просто выбирайте наиболее удобное время и перевозчика.
2) Места делятся на женские и мужские, если едете в одиночестве, к Вам не посадят существо противоположного поля. Можно столкнуться с ситуацией, что место есть, но оно, женское.
3) Иногда у автокомпании нет прямого рейса в Ваш пункт назначения, и Вас могут пересадить на какой-нибудь станции на "нужный" автобус. Это нормально.
4) В Стамбуле два крупных междугородных автовокзала: основной - на европейской стороне Büyük Otogar, второй - на азиатской стороне. Büyük Otogar - удобен тем что до него добираться из центра (трамвай+легкое метро). От аэропорта мимо автовокзала проходит ветка легкого метро, Ваша станция: Otogar.
5) У крупных автокомпаний существуют свои сборные автовокзалы имени себя. Поэтому с автовокзала Вас перевозят на него, и здесь Вы ждете свой автобус. Старайтесь прилепиться к местному, который едет тем же маршрутом, разобрать объявления, довольно трудно.
Похожая ситуация - в деревнях Каппадокии, там сборный пункт Невшир. Поэтому, если едете, например, до/от Гореме - будьте готовы к трансферу до/от Невшира.
6) Ночной или дневной? Ночной, на мой взгляд предпочтительнее: по цене сингла у Вас появляется возможность довольно неплохо выспаться. И утром, быть готовым к новым приключениям. Раз в три дня, по моим ощущениям, это допустимо. Днем - активно не понравилось - потерянных полдня и солнце в зените по выходе из автобуса - не айс, одним словом. так, что я - за койку на колесах:) Наиболее удобная технология: утром выселиться из гостиницы, оставив на ресепшн вещи. Сгонять до отогара, купить билет на вечер. Гулять и осматривать достопримечательности весь день, перед отъездом забрать вещи в гостинице, сесть в автобус и уснуть.
7) Обычные цены за билет (межгород,8-12часов) около 40-60ТЛ=20-30Евро, в принципе - цена сингла.
8)Черт, чуть не забыл про самое важное - туалеты. Остановки есть, через полтора - три часа. Столовка, чай, туалеты, магазинчики - все в одном флаконе. Автобус в это время тоже занят гигиеной, его в это время, как правило, моют:)