Почему мы там оказались?
Юбилей - 90 лет - не шутка. А для большого Артиста, для уникального человека, оказавшего влияние на ход музыкальной истории, сохранившего живой и самообновляющейся исключительно древнюю фольклорную традицию - и подавно. Мне кажется, что общество должно как-то адекватно оценить как можно скорее его вклад и отметить это свершение. 90 лет Лукерье Андреевне Кошелевой исполнилось 26 декабря 2014 года, по паспорту 1 января 2015. 80 лет - в фольклорной песне славянского суб-этноса «горюны». Россия отметила это событие более чем достойно. В феврале мы посвятили ей целый фестиваль. На Пасху Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил Лукерью Андреевну орденом Святой Ефросиньи Великой княгини Московской (ее выдвинул на награду Культурный центр «Клуб АРТ’ЭРИА»). Этот орден дается выдающимся женщинам за особый вклад в сохранение духовно-нравственных традиций.
А что же Украина, где именинница прожила всю сознательную жизнь - 89 лет? Случилось так, что именно этой зимой редактор теле-шоу «Украина мае талант» канала СТБ напал на ее след в Ютубе… Так через интернет он вышел на меня, потому что именно я последние 10 лет занимаюсь концертной деятельностью Бабушки Всея Руси (как назвала ее одна киевская журналистка) и популяризацией песен села Линово (Путивльского района), - последним носителем этой знаменитой песенной традиции и является она, Лукерья Кошелева.
С самых первых электронных писем меня тронула вежливость, культура эпистолярного жанра администраторов передачи. Ну и, конечно, серьезная заинтересованность, явное желание видеть Лукерью Андреевну участницей шоу. Потом начались телефонные переговоры. Я наводила справки, советовалась с музыкантами. Кто говорил: «Не связывайтесь, замучают». А вот Инна Бондарь сказала: «Даже не сомневайтесь. Надо ехать. Надо чтобы Лукерью Андреевну увидела и услышала вся эта большая страна, переживающая не легкие часы.» Как раз с Инны год назад - в марте 2014 года начался наш миротворческий проект «Музыка как молитва» - молитва музыкой, Искусством, творчеством о мире в душах людей и между ними. Мир мы не сберегли. Первые выстрелы прозвучали и братоубийственная война заварилась… Но что в силах людей культуры, народной дипломатии, христиан? Молится Всевышнему, чтобы он вразумил политиков найти выход из страшного лабиринта, и крепить всеми силами тонкие нити человеческого родства, мостить и восстанавливать разрушенные хрупкие мосты любви, сострадания, понимания, взаимного уважения и интереса… Мы верим, что именно Искусство, язык, не нуждающийся в переводе, может помочь людям вновь найти друг друга в потемках вражды и недоброжелательства. Искусство с молитвой, Искусство как молитва. С этим настроем я вступила в переговоры с Киевом.
Я начала скрупулезно обговаривать каждую деталь приезда и участия Лукерьи Андреевны, каждый ее шаг. Ведь мало взять миротворческую установку что-то вместе победоносно сделать, надо и доказать возможность такого сотрудничества - мирно начать и мирно кончить дело, ничем не омрачив, не поссорившись. Что говорить - участник ведь не обычный! Во-первых - возраст. Каждая ее поездка уже давно воспринимается нами как чудо и дар Божий. Это при том, что Лукерья Андреевна страсть как любит ездить, будучи Артисткой до мозга костей любит выступать. Только ей одной абсолютно все равно в маленькой комнатке петь или на многотысячной аудитории на стадионе. Ее не смутишь никакими камерами и микрофонами. Если все это для нее и вокруг нее - она ощущает кураж и ведет себя как рыба в воде. Но уже проверено - если на нее оказывается хоть малейшее давление, или она чувствует подвох - настроение пропадает, а то и в гнев может впасть. А это уж совсем не нужно.
Получилось, что поездка на кастинг теле-шоу не совпала с числами моего приезда в Путивль. Так что мне пришлось договариваться кто и как поедет с Лукерьей Андреевной без меня. А еще до этого теле-группа хотела приехать в Линово и поснимать дома у Лукерьи Андреевны. В Линово как раз гостил в это время большой ее друг из Москвы - Борис Будинас -- автор 16-ти серийного документального фильма про Лукерью Андреевну «Песни хоть тресни». С ним я телевизионщиков и соединила, а он уже организовал встречу как надо. Всех собрал, хор «Горюночка» пригласил и не дал сельским женщинам в порыве подготовки к приезду телевидения разгромить всю аутентичную обстановку Лукерьиной хатки, не дал вынести дрова из дома… Потом эти дрова и сама печка, конечно, украсили ролик. Вообще первый ролик просто восхитил меня и утвердил в чувстве, что мы на верном пути. Это был очень тонкий, профессиональный, очень добрый и веселый, и грустный ролик. Позже я познакомилась с чудесной девушкой Светой, его монтировавшей. Хотелось сказать «Браво, Украина мае талант!». С этим роликом юбилей уже удался. Приятно было смотреть, как растет день ото дня количество просмотров его на ютубе.
Click to view
Кастинг прошел на ура. Лукерье Андреевне по моей просьбе подыгрывал на своем волшебном электронном аккордеоне киевский прекрасный музыкант Данила Денисов, ее и наш давний друг, участник моего проекта «ЛУКЕРЬЯ И ДЕТИ». Лукерья Андреевна, естественно, прошла на конкурс, спев две песни - страшную протяжную про трех волков и абсолютный «хит» - хороводную песню «Горошек». Приезд в Киев уложился в один день. Я застращала администраторов, чтобы «волос не упал с головы» Лукерьи Андреевны)) ну все было предельно уважительно и деликатно, по-доброму.
Но после успеха на кастинге мне позвонили из Киева и сказали: «Мы хотим, чтобы на прямые эфиры с Лукерьей Андреевной приехали Вы». Тут мы все призадумались. Предлагалось провести в Киеве две недели в непрерывной подготовке к прямому эфиру. Прилагаю цитаты из самых первых своих писем на эту тему: "...уверяю Вас, как бы вы не репетировали с Лукерьей Андреевной ее вход и поведение на сцене - оно непредсказуемо! У меня есть опыт. Я могу помочь эмоционально ее настроить, зарядить хорошим настроением, но поручиться, что она скажет то-то и то-то, пойдет именно такой траекторией, запоет в нужной тональности и темпе - уж нет! На то она и природный самородок, давно сложившийся самобытный человек. Какой бы сбив на сцене не произойдет - это всегда и везде у нее идет в плюс. Естественность, натуральность, мудрость и самоирония - секрет ее обаяния."
В результате я сторговалась на одну неделю, на то, что с нами приедет и будет жить мой муж Андрей, на то, какую песню будет петь Лукерья Андреевна, с кем она будет петь (с какими музыкантами. Я предлагала вообще чисто акапельное аутентичное пение показать, архаическую песню, но это было отклонено: "У нас шоу")), в своем родном костюме и без спецэффектов. Меня пугали только проскальзывавшие в письмах утверждения, что хотя со мною советуются, но по всем вопросам последнее слово остается за каналом. Поэтому я приложила максимум усилий, чтобы все прояснить заранее, на стадии принятия решения о поездке, а не когда мы будем уже в Киеве и отступать будет сложно.
Прямой эфир должен был быть 2 мая в день не веселой годовщины одесской трагедии. Поэтому песню мы выбрали протяжную, сугубо лирическую и даже драматично-философскую. «Ой у леси на юреси». К тому же это очень весенняя песня, подходящая по времени года. Очень мелодичная. Главным по аккомпанементу был назначен Данила Денисов, что тоже было победой, потому что они все время пугали какими-то «своими штатными» музыкантами, которых им привлечь легче. Для Лукерьи Андреевны это был бы явный провал. Ведь я давно знаю, что самое главное для нее в музыкальном эксперименте на сцене (а любой аккомпанемент - эксперимент, так как пелись эти песни акапельно) - человеческий контакт, полная настройка на песенный материал и на совсем особенную певицу. В последнюю минуту перед отъездом стало понятно, что у нас получается привезти даже Игоря Лисова, с которым все обретало еще больший смысл, так как он музыкант-виртуоз и самый первый участник проекта «ЛУКЕРЬЯ И ДЕТИ», с него вообще проект начался.
В день нашего отъезда из Линово и Путивля, из Киева приезжает съемочная группа, чтобы снять второй ролик про Лукерью Андреевну. Меня просят организовать ее проводы, чтобы пришли дети и ее друзья провожать. Все это получается очень красиво - в Линово в родной хатке и в Путивле на самом высоком холме - Никольской горке - с роскошными весенними краевидами… Сюда приходят провожать звезду ее друзья и ансамбль музыкальной школы «Родничок» , поющий линовские песни (30 человек в стилизованных под линовские костюмах).
Итак, мы в ласковых «тисках» шоу-бизнеса))) на краю Киева, в Пуще-Водице, на базе СТБ, где живут и готовятся к прямым эфирам конкурсанты. Сразу понятно, что Лукерья Андреевна кардинально отличается ото всех остальных участников своим полнейшим спокойствием по поводу конкурентной борьбы и вообще соревнования. Она вообще ничего этого и не поняла. Поняла, что приехали вроде бы в Киев, и будем выступать. Остальные же все неистово хотят участвовать и победить, готовы на жертвы и из кожи лезут вон… Лукерья же Андреевна как настоящий хед-лайнер и почетный участник просто пребывает, временами спрашивая: «И сколько мы тут будем жить? И когда домой?..»
Отношение к Лукерье Андреевне и к нам подчеркнуто вежливое, заботливое. Нас селят в лучший номер (хотя я и писала неоднократно, что мы неприхотливы и совсем скромны в быту, лишь бы вместе). Нас кормят до отвала - каждый раз мы втроем не можем съесть наши две порции)).
Возят нас на микроавтобусах и каких-то роскошных иномарках, заранее предупреждая, когда и куда поедем. Все улыбаются и заботятся все ли у нас хорошо. Все позитивно. Однако, живого интереса я не чувствую. Ни к Лукерье Андреевне, ни к нам. В гости приходят только два конкурсанта - Игорь Шепель и Гоча Чобокаидзе. И диски, привезенные нами, никого не волнуют. Только в день отъезда за ними приехал один замечательный интернет-знакомец киевлянин - пономарь в храме и студент духовной семинарии, бывший панк-рокер и тонкий меломан - радость человеческого общения на прощание!..
Редактора музыкального нашего выступления оказываются умными, осведомленными в фолк-музыке совсем молодыми людьми, которые придумывают на нашу песню целиком свою концепцию, которую мы принимаем, и музыканты с увлечением начинают ее разрабатывать. Установка «уйти от национального колорита» в некую загадочно фолковую среду подкрепляется выбором инструментов - нам говорят, что это должны быть ханг-драм, сопилка и варган. Данечка находит у друзей ханг-драм и за неколько дней его мастерски осваивает, начинает вовсю чародействовать на этом космическом «тазике»… Игорь вспоминает сопилку, с которой начинал свое музыкальное образование 20 лет назад. Все бы и ничего, но мои изначальные предупреждения всеми забыты, даже нами самими… Во всеобщем старании сделать как можно лучше аранжировку песни, продумать и отрепетировать номер на большой сцене «Украина мае талант»… Так начинается конец большой иллюзии теле-фабрики звезд… Пять дней захватывающих репетиций, когда в ансамбль добавляются и клавиши (прелестная Юлечка Имиш - Данина подруга и соавтор его песен), и барабаны (молодой рок-музыкант Женя Король, приглашенный телевизионщиками), и записанные Олегом Лисовым соловьиные трели… Выверяются тональность, темп, громкость пения, моменты вступления и великолепных музыкальных проигрышей между фрагментами песни, на которых Лукерья Андреевна должна отдыхать голосом, а музыканты резвясь пробежаться по всей истории мировой музыки… Отличная концепция для записи или профессионального концерта с непринужденной атмосферой! Но эфемерный мир шоу-бизнеса с треском разбивается о скалу самобытного таланта этно-звезды Лукерьи Кошелевой! Все мои предупреждения выстреливают в день прямого эфира, когда в темноте закулисья, Игорь Лисов говорит Лукерье Андреевне: «Уже на спрашивайте, пожалуйста, на сцене «какую песню поем?». Ой у леси!»
Занавес раздвигается и зал встречает артистов овациями и восторженным криком. На Лукерью Андреевну снисходит внезапное вдохновение и совершенно не запланировано она обращается с благословляющим словом к народам и наставляет всех на путь истинный: «…Любите друг друга! Никогда не обижайте друг друга и не обижайтесь!»
И тут же: «Какую песню поем?» - «Ой у леси» (Игорь) -- и мгновенно запевает громким полным голосом…. Никакого вступления, проигрыша сопилки (которая должна была задать нужную тональность). Мина, на которой подорвалась стройная теле-концепция была заложена в самом начале - в ханг-драме - инструменте, у которого только одна тональность и который никоим образом нельзя перестроить. Эта тональность была изначально высоковата для Лукерьи Андреевны, поэтому на просьбу редактора «начать песню тихим голосом» она раздражалась, сердилась «Ну куда голос девався??!» и так сказать «капризничала». Вот на сцене она и отыгралась: просто начала громко и ниже, как ей удобнее. Музыкантам оставалось или просто глупо сидеть молча (тогда зачем они на сцене?) или играть напролом во славу Шнитке, Яна Бедермана и отональной музыки))) Что они и стали делать. Игорь своей нежной сопилкой пытался перенастроить Лукерью Андреевну, но тщетно. Ее мощный уверенный голос перекрывал странноватое музыкальное сопровождение… Она проскочила спасительный проигрыш и запела куплеты подряд… голос устал и захотелось кашлянуть… Тогда она вспомнила про проигрыш и дала музыкантам сыграть божественную музыку под рабочим названием «полет над Евразией»… При этом она сама немного потанцевала, сорвав тут же овации зала))) Закончили они все уже вместе в нужной тональности… Что было дальше вы можете сами увидеть в записи прямого эфира. Снисходительные похвалы судий… Прямая очевидность, что с Лукерьей Андреевной хотели расстаться, она просто сильно помогла в этом.. Судья Слава Фролова сочувственно говорит, что немного подвел голос… На этих словах Лукерья Андреевна вдруг без всякого микрофона запевает своим мощным чистым голосом «Туман яром» и поет 7-8 куплетов под овации зрителей и деликатное подыгрывание музыкантов. Все убеждаются, что голос великолепен)) Дальше следует ее непревзойденная «клоунада» и попытки шутить на ее уровне ведущих с судьями… Гром аплодисментов.
Click to view
Подводя итоги: конечно, это абсолютная победа. Просто такая передача -- не уровень Лукерьи Андреевны. Ведь ее гениальность относится к настоящим сокровищам мировой культуры, которым тесно в ласковых тисках шоу-бизнеса, им тут нечего делать. Да и конкурс совершенно очевидно - для молодых, для тех, кого потом выгодно «раскручивать», двигать дальше. Лукерью Андреевну двигать уже просто некуда. Она оказала честь передаче и двинула сама ее на новый качественный уровень, показав, что такое настоящий «не поддающийся дрессировке» талант, самородок, что такое мощь народной культуры, истинного фольклора, до конца свободной независимой личности, которой не поуправляешь.
Но зато это чудо увидела большая страна и мир, зато жива надежда, что слова ее благословения и наставления дойдут до восприимчивых сердец и повлияют-таки на ход истории. Да из такого «орудия массового поражения» как телевизор, вдруг прольется бальзам человеческой мудрости.
Однако, должна сказать, что меня разочаровал во всем этом деле второй ролик про Лукерью Андреевну. Если первый был - само совершенство, то второй был сделан как минимум небрежно. Почему такой казенный голос диктора? На всем шоу такой казенщины не было. Почему нашей героине уже 92 года? Зачем накинули два года?? У нас круглая дата, в том и Праздник! Почему настойчиво умалчивается слово «Путивль»?? Почему съемочная группа никак не хотела снимать божественные Линовские цветущие сады -- «Нам не поручали», а вставили в ролик вообще чужие летние пейзажи, больше похожие на Карпаты??... Почему не включили в ролик никого из так трепетно провожавших ее друзей??? Зачем тогда просили меня их собирать? Я еле как-то потом по возвращении развеяла естественную обиду руководительницы ансамбля «Родничок» Елены Тимофеевны Червяцовой, собравшей в воскресный день такую толпу детей, одевшей их в костюмы и т.д…. Почему вместо договоренного места для съемок в Киеве - Софии Киевской - нас привезли на Михайловскую площадь и вопреки моим протестам сняли Лукерью Андреевну на фоне этого архитектурного казуса-новодела Михайлова Златоверхого монастыря, не имеющего в историческом плане ничего общего с архаикой и подлинностью линовской песни?? И все-таки эти кадры вошли в ролик. Слава Богу, что песню «А в Дунайку на бережку» Лукерья Андреевна все же поет на фоне Киевской Софии - сердца древнего Киева! В общем, второй ролик даже не хочется никому показывать.
Но в целом-то все закончилось мирно, расстались друзьями. Наш «колобок» - «и от бабушки ушел, и от дедушки ушел…» Передача повысила свой имидж, показав Лукерью Андреевну на телеэкране. Лукерья Андреевна развлеклась путешествием и общением с любимыми музыкантами, выступила в свое удовольствие! Никаких обременительных обязательств. Она осталась свободным творческим человеком, каким и была. Вернулась домой весела и здорова.
Путивляне счастливы успеху их соотечественницы. Только недоумевают, почему не упоминался их летописный город..
На сайте СТБ «Украина мае талант» хорошая статья про Лукерью Андреевну и два ролика - хороший и поплоше. У нас же - прекрасные видео и фото-съемки Андрея Бабаева. Из них он сделал отличные фоторепортажи про проводы и житье в Пуще-Водице, про репетиции и прямой эфир, про мизансцены теле-закулисья. На материале видео он уже смонтировал клип «Чары» на Никольской горке в Путивле
Click to view
, сделал клип про репетицию «Ой у леси на юреси» в Киеве в домашней студии Олега Лисова (как задумывалось, но еще без барабанов).
Click to view
Сейчас мы работаем над сногсшибательным постановочным видеоклипом на эту легендарную песню с идеальной аранжировкой музыкального сопровождения (путивльский соловей, ханг-драм, сопилка, клавиши, барабаны в тональности Ля))… Путивльские и линовские красоты!). Ждите премьеры!
Ну и как послесловие. Через пару дней Андрей поехал в Линово, чтобы поснимать пейзажи для клипа. Лукерья Андреевна почему-то стояла при въезде в село… Она не удивилась его скорому возвращению. При прощании спросила: «Когда концерт?»)))))