Click to view
26 марта 2010 года в Сумах в муниципальной картинной галерее открылась совершенно сенсационная выставка. Два гения, два автора -- Анатолий Дашкеев (город Путивль) и странствующий художник из Европы Мартин Кремер -- назвали ее "Противоречия".
Но для меня эта выставка -- триумф взаимопонимания, а отнюдь не противоречий. Достаточно того, что два таких разных, ярких, крупных Художника, совсем недавно знакомых, из разных миров, с разных, можно сказать, планет нашли друг друга в Путивле и так горячо захотели объединить свои творческие пути, что решили не подписывать работы и перетасовать их как карточную колоду. Разобраться где Анатолий, а где Мартин может только хороший знаток их стилей. И, в результате, так смело перепутанные работы, великолепно сосуществуют, очень мирно соседствуют друг с другом... Торжество взаимопонимания сказалось и на взаимоотношениях с Сумской муниципальной галереей, с ее арт-директором Тамарой Кубряковой... Феноменальность экспозиции состоит в том, что Художникам было позволено ВСЕ... Да все. Эта выставка -- случай абсолютного авторства, причем двоих, единомысленных мастеров. Задействованы все уровни, все стили развески -- от шпалерной, до одной картины на большом участке стены. Криво висящие, заслоняющие отчасти друг друга, повешенные под потолком или у самого пола работы -- это не брошенные врассыпную камушки -- что выпадет -- это изумительно выверенная свобода, основанная на знании, вкусе, не принципе живости, равновесия разного, гармонии асимметрии...
Самодельные альбомы Мартина, самодельные папки Анатолия, выгоревшие пни и дверь из дома Мартина в Путивле, где он зимовал, топил печку, рубил дрова, носил из колодца воду (как это делает и Дашкеев). Мартин говорит, что дверь символизирует отсутствие преград и заборов между людьми Искусства. Какие уж тут "противоречия"!.. Нет противоречий в основных базисных установках. Оба Художника не относятся к "актуальщикам" (так называемому "актуальному искусству", перепевающему американские находки 60-ых годов прошлого века), хотя их подход на самом деле концептуален, они даже не гнушаются термином "проект". Тем более не переносят "академизм" (почти ругательство в их устах), хотя оба прекрасно владеют рисунком и композицией. И уж конечно их нельзя совсем никак соотнести с салоном (они даже манифестируют не продажность своего Искусства). К сожалению, для Дашкеева и Кремера искусствоведение не придумало ярлыка. А может к счастью. Это некий центризм -- глубокое знание традиций, пережитая история искусства, включая весь ХХ век, со всей его многонаправленностью, и вечное обновление, жадное впитывание современности, поиск новых форм, техник, материалов, короче -- языка.
Съемка, к сожалению, любительская, можно сказать проба. Советую на картинах делать паузу, тогда вполне можно рассмотреть... Это 27 марта, второй день выставки. Анатолий Дашкеев усталый собирает свои папки, чтобы отправиться домой в Путивль. А Мартин Кремер затеял всеобщий джем... Он солирует на кларнете. Яна из Театра поэтической песни "Шансон" (Сумы) -- поет. А рисует еще один известный сумской Художник Владимир Яковлевич Ратнер (Музыкально-художественная Студия РАТНЕРА -- слышали? Так это она, в действии!) Непередаваемая атмосфера самой удивительной галереи и самой авангардной в мире выставки!...
Нина Кибрик
Текст, написанный к творческому вечеру и выставке Анатолия Александроича Дашкеева 4 марта 2007 года в Москве в Клубе АРТ'ЭРИА в цикле "День Ангела. Жизнь замечательных художников"
Не стоит город без праведника. Не устоит он и без Художника.
В по-настоящему провинциальном, но древнем, тысячелетнем городке Путивль, многие рисуют, пишут стихи, поют, музицируют… Остальные философствуют или острят…
Но слово «Художник», как имя собственное, устойчиво закреплено за одним человеком.
В 15 лет Анатолий Дашкеев покинул родной дом и уехал с папкой бумаги в город Сумы, где жил в интернате и посещал местную студию Данченко для любителей Искусства.
После армии поступил на Худ. граф Пединститута на Дальнем Востоке. Уже тогда ему прощалось многое, любые эксперименты, так как студент работал как целая артель, только абсолютно творчески, отдавая всего себя непрерывному поиску. Таких уважают.
Ассистентура-стажировка в Москве при Суриковском институте. Затем 10 лет в Ленинграде и преподавание в Художественной школе. Жизнь изменилась, когда пришлось бросить абсолютно все прежней семье и вернуться ни с чем домой, в родной Путивль.
Начались не легкие годы вживания в периферийный образ жизни, поиска работы. К счастью, Дашкеев нашел себе пристанище в местном Дворце пионеров, где олицетворяет и по сей день все художественное образование в городе, ведя детский кружок «Радуга».
Учитель дает детям такой кругозор, раскрывает такие возможности внутри них, что они показывают необычайные результаты.
Несколько лет назад с Анатолием познакомился московский скульптор Артем Власов. Он организовал большую выставку Дашкеева и его учеников в московской средней художественной школе № 1188. После этого у Дашкеева была еще одна выставка в Москве на ВВЦ (ВДНХ), в Пархомовском художественном музее Харьковской области, в Сумах при поддержке кандидата искусствоведения Валерия Панасюка, в Харькове с коллекцией Фестиваля Искусств "Золотая кувшинка", в Полтаве… Теперь к нему едут издалека художники просто поговорить, посмотреть работы учителя и его учеников. Экспрессионист-аналитик, Анатолий Дашкеев - это абсолютно реликтовый тип художника, рыцаря Искусства, теоретика цвета. Рисунка, композиции, Дон Кихота, защищающего деревья и животных, слабых и обиженных, верного и самоотверженного друга.
Нина Кибрик
Спасибо Илье Прозорову за техническую помощь!