Частенько я сейчас думаю про архитектуру. Оно и понятно - мне скоро диплом защищать, поступать на магистратуру, ну и вообще, интересуюсь я какбэ этим делом. Кроме того, я сейчас плотно взялась за изучение истории архитектуры и вижу весь процесс развития очень наглядно. И как-то так получается, что чем ближе к нашему времени, тем меньше в архитектуре остается души, человечности что ли.
У архитекторов имеется своя библия - ДБН (Державні будівельні норми), хотя, это даже не библия, а нормальный такой талмуд получится, если все эти нормы собрать вместе. Ими регламентируется буквально все. Конечно, прежде всего они отталкиваются от санитарно-гигиенических стандартов и пожарной безопасности, но по факту получается, что этими правилами создаются очень жесткие рамки. И, конечно, с практической точки зрения это хорошо. Не даром были придуманы санитарные разрывы между зданиями, минимальные размеры санузлов, параметры лестниц и маршей итд.
А вот как оно происходило раньше. Совсем раньше, конечно, никаких норм не было и просто строили, чтоб стояло. Нормы как таковые начали появляться в эпоху классицизма - примерно в конце восемнадцатого века. Тогда появились первые проекты регулярных планов городов (до этого города строились в общем-то стихийно), а так же проекты так называемый "образцовых домов". Собственно, первая типовуха.
Вот, как это выглядело в масштабах города:
Видим четкую сетку улиц, а в центре кривенькое - это старый, по видимому, еще средневековый, город. Киев тоже получил свой план, но не такой радикальный. Подобную сетку мы видим на Подоле, хотя это уже ближе к середине девятнадцатого века. Вот Львов, например, свой план так и не получил, что очень хорошо видно по хаотичному рисунку улиц.
А вот один из проектов "образцового дома":
или вот:
Вообще, их было довольно много разных.
Потом нормы начали касаться пожарной безопасности и огнестойкости материалов в частности. Уже ближе к двадцатому веку появились нормы, которые регламентировали определенные конструктивные решения и требования по прочности и долговечности. Но все они и близко не дотягивают до тех норм, которые мы имеем сегодня.
А теперь наглядно.
Вот посмотрите на эту красоту! Это Львов, здание конца девятнадцатого века. Разве могла бы появится такая замечательная лестница в наши дни? Ну, начнем с того, что никакого дерева. Только бетон, только хардкор (все ж сгорят, йопта). Во-вторых, ограничения на количество ступеней в марше. Их тут явно больше 18. Ну и самая больная крамола и самое умилительное лично для меня - это конечно же вот эта дверка на середине лестничного марша. Посмотрите как заботливо для этой дверки расширили ступеньку!
А что мы имеем сегодня? А сегодня ширина (глубина) лестничной площадки не должна быть меньше ширины марша. Вот кровь из носу.
Про красоту львовских лестниц я уже писала год назад (блин, я бы кинула ссылку, но все мои посты картинками упали вместе с сайтом, где я их хранила(((() Таких лестниц бы не было, если бы в то время были такие же жесткие правила.
Или такое явление, как дворы колодцы. Знаменитые питерские или одесские. Та даже киевские, хотя они намного более просторны и местами, наверное, даже подходят под современных нормы, хоть и с большим скрипом.
Ну не прекрасно ли? Понятно, что в такие колодцы должны выходить окна каких-то хозяйственных помещений, хотя сейчас, после всех перепланировок, это вполне могут окна спальни.
Потрясающие конфигурации так же можно увидеть и в планировках. Кто был хоть раз внутри старого дома, должен понять, о чем я говорю. Если кто-нибудь вдруг любит рассматривать планы так же сильно, как я, то вот вам пример одного одесского дома (взято из моего учебника по истории архитектуры)
Такие дела. А вот, что рождается при соблюдении всех правил:
Ну ладно, это хрущевка. Тут еще добавляется экономия и минимальные площади.
Вот план какого-то современного дома:
С квартирами всё понятно, но вот лестнично-лифтовой узел. Закрытый лифтовый холл с двумя пассажирскими и одним грузовым лифтом, обычная лестница, незадымляемая лестница со входом через открытый общий балкон (это железное правило, кстати). Скукатищща. Если сейчас погуглить другие планы жилых многоэтажек, то увидим точно такую же картину. Может быть зеркально, но в общем абсолютно идентично. Потому что правила не оставляют возможности сделать по-другому. Да, это удобно, да, это безопасно. Но в этом нет души!
Или возвращаясь к теме планировки города. На мой взгляд, довольно скучно идти по четко разленеенным улицам. Фасады домов по кварталу, перекресток, снова фасады, снова перекресток, площадь, все заново. Фасады, фасады, уходящие за горизонт. И то, это если мы говорим про старые планы, которые я выше приводила. Если это уже советское градостроительство, то там вообще все грустнее. Да, там уже подключаются нормы озеленения и санитарные разрывы между окнами противоположных зданий.
Вот, например, район Дорогожичей. Тут на многих улицах дома выходят торцами, так что мы практически не видим никаких фасадов (хотя, учитывая, что это хрущевки, то может оно и хорошо). У нас идет просто дорога, дерьвья и кое-где выныривающие кирпичные стены. Ну и киоски.
Тут еще принципиальным является то, что в советское время и теперь отказались от покрвартальной застройки и сейчас единицей является не квартал, а микрарайон - такая структура, где помимо жилья есть еще минимальное обслуживание - магазины, детские сады, школа, поликлиника и так далее. Вот у нас образцовый микрорайон Русановка:
Унынье.
А как тут существовать, я вообще не представляю (Осокорки):
А когда идешь по улицам Львова, которые, напомню, сложились можно сказать сами собой, все совсем иначе. Нету никакой регулярной структуры, поэтому мы не знаем, когда повернет улица, не знаем, что может ждать нас за поворотом. И это круто!
Вот такие у меня мысли. Честно говоря, не знаю, какой из этого всего можно сделать вывод. Понятно, что я не предлагаю отменять нормы, это смешно. Но вот как-то грустно от мысли, что подобные душевные штуки больше никогда не будут иметь место в архитектуре, а те, что есть есть сейчас, когда-нибудь разрушаться.