или зачем ходить в музеи и на выставки и видеть подлинники произведений.
"Зимний пейзаж", 1915 (частная коллекция, Самара)
Интернет позволяет познакомиться с мировым художественным наследием не покидая места проживания. Экранное изображение можно увеличивать, рассматривая мельчайшие детали, и это может убедить нас в том, что мы имеем верное представление о произведении. Но восприятие живописи с экрана очень обманчиво.
Особенно досталось нашему соотечественнику Степану Фёдоровичу Колесникову, который после эмиграции 1920 года жил в Югославии. Многие его работы находятся в частных собраниях за рубежом и недоступны для массового зрителя, поэтому всё представление о каком-то пейзаже может быть составлено только на основании единственного снимка, который был многократно отредактирован. Ряд пейзажей попадались мне только в виде сканов полиграфического альбома с повышением контрастности и сближенным колоритом в тёплой гамме. Другие я встречал только бледном синюшном виде.
У человека, который впервые знакомится в Интернете с творчеством этого художника, может сложиться мнение, что автор был поклонником синего цвета, обладал "странным" восприятием цветовой гармонии, хорошо рисовал веточки и делал нарядные осенние пейзажи, используя открытые ярмарочные цвета предельной насыщенности, также любил наряжать однообразные женские стаффажи в фуксиновые и цикламеновые юбки.
Впервые я увидел Колесникова в оригинале в 1990 году и это была очень тонкая гуашь с лошадьми, привязанными у хаты под большим деревом. В работе было солнце и сложные рефлексы, точная, виртуозная и свободная до небрежности живопись. Те многочисленные репродукции, которые я позже встретил в Сети часто оставляли меня в недоумении из-за своей аляповатости.
Последние годы художник болел и видимо нуждался. Это объясняет многочисленные самоповторы и упрощения. На аукционах и в галереях сейчас часто выставляются небольшие этюды Степана Фёдоровича и не всегда музейного качества - с лучшими произведениями владельцы не спешат расставаться. Встречалось даже мнение, что часть последних работ, приписываемых художнику, делалась уже не им самим. В любом случае, определением подлинности будут заниматься только эксперты. Художника надо ценить за его достижения.
Попытался отыскать в сети максимально отличные по цвету репродукции отдельных работ:
Чаще попадается правый вариант, который сопровождается восторженными и многочисленными комментариями. Апельсин на берёзе.
Видно, что справа работу утеплили и повысили контрастность, снег потерял все полутона, небо стало жёлтым
Справа типичный "синюшный" вариант обработки с потерей тёплых оттенков воды
Я не очень люблю эту серию композиций с людьми, но такого надругательства она не заслуживает!
Справа пример с "цикламеновыми" юбками, воспалёнными лицами и розовой землёй
Насыщенность задрана с потерей здравого смысла
Особенно впечатлил осенний масляный этюд:
Небу справа позавидовали бы и художники владимирской школы
Некоторые работы пострадали меньше и произошло смещение всего колорита или появилась цветная "вуаль":
Фиолетовая вуаль
Красная вуаль
Просто усилили насыщенность
Потеря контраста, утепление в светах и охлаждение в тенях
Фиолетовая вуаль
Без комментариев
Сдержанный пейзаж приобрёл напряжённость и накал
После такого сравнения возникает ряд вопросов к достоверности цветопередачи странных пейзажей:
Осталось много голубой ФЦ?
флуоресцентные юбки, шоколадный загар и аметистовые ветки
Немного дальтоническое сочетание розового и зелёного, "не верю"
Звери неудачны, но насыщенность сине-зелёного смущает больше
Тоже несколько инопланетная сине-зелёная цветовая гамма
Ряд пейзажей явно написаны в одно время и это позволяет представить их реальную цветовую схему:
Репродукция справа взята из полиграфического альбома и была отредактирована и до печати и после сканирования. Слева сложный цвет и в небе и в глубине кроны и в отражении. Справа плоская "залипуха"
1 из 5
Близкие сюжеты, можно предположить, что на фото справа потеряны тёплые цвета
И лишь некоторые репродукции выглядят достоверно, особенно ахроматические:
1 из 6
1 из 5
Поэтому странно видеть у автора такое применение изумрудной зелени и чистых белил:
Можно допустить, что фотолюбитель с любовью занимался цветокоррекцией этой картинки. Пчёлы превратились в кровавые брызги.
Мораль: лёгкие и доступные средства редактирования фотографий в руках любителей живописи при отсутствии профессиональных калиброванных мониторов оказывают плохую услугу в деле популяризации изобразительного искусства, это если не брать в расчёт, что каждое мобильное устройство ещё автоматически пытается улучшить картинку на экране.
Широко распространены "улучшенные" репродукции Хоакина Сорольи, Левитана, Репина. Крепко досталось Максфилду Пэрришу.
Maxfield Parrish и "кислота"
Исключительно опасен такой приукрашенный визуальный ряд для неокрепших адептов изобразительной деятельности, особенно в период формирования эстетического вкуса. Копирование подобных образцов рисковано для дальнейшего творческого развития! Будьте осторожны!
Лучше выкладывать фотографии вообще без обработки, чем плоды такого рафинирования. И конечно никакая фотография не заменит личного зрительного контакта с оригиналом, поэтому надо ходить в музеи и на выставки!
(фотографии заимствованы из открытых источников)
https://zen.yandex.ru/media/artbatov/stepan-kolesnikov-vo-vsemirnoi-pautine-6013d2095f624a023d2a8ce4 #изобразительноеискусство #живопись #художник #пейзаж #культура #рисование #ИЗО #СтепанКолесников #StepanKolesnikoff #StepanKolesnikov #painting #art #painter #landscape #цветокоррекция #colorcorrection #искусство