Вопрос востребованности, или нужны ли искусству жертвы, а обществу плоды творчества.
Если у вас всё хорошо, то не расстраивайтесь - это не навсегда.
Творчество без признания неизменно приводит к угнетённому душевному состоянию и депрессивному взгляду на жизнь. Долгая учёба, самоотверженная работа, отточенное мастерство, самобытное видение мира и как итог - финансовое неблагополучие. Искусство благосклонно принимает вашу жертву. Возникает чувство сопричастности великим неудачникам: Ван Гог, Гоген, Модильяни, Рембрандт в старости - такая компания утешает. Но и среди успешных художников тоже можно найти немало достойных…
По общему мнению, настоящий художник работает для себя, самовыражаясь без оглядки на публику, но в то же время он втайне мечтает найти своего зрителя, завоевать аудиторию и добиться успеха, то есть обеспечить своё материальное благополучие за счёт благожелательной публики. И позвольте не поверить тем, кто будут убеждать, что мечтают жить впроголодь и умереть в нищете и болезни.
Побуждающими мотивами человеческой деятельности могут быть внешние обстоятельства и внутренняя необходимость, особняком стоят бесполезные занятия, своего рода игры для взрослых. Поводом для создания художественных произведений может стать любая из перечисленных причин или их совокупность. Сейчас часто говорят о самовыражении посредством искусства, об отображении индивидуального и неповторимого внутреннего мира автора как об основной цели и задаче творчества. В результате возникает множество лично мотивированных работ, многие из которых никому, кроме автора или небольшой группы зрителей оказываются неинтересны. Большое количество самобытных творцов сокрушаются о равнодушии общества к их деятельности, о непонимании художественных замыслов и авторского внутреннего мира, забывая о том, что к творчеству их побудила собственная прихоть, и окружающий мир в результатах этого акта может не нуждаться.
1. Можно уверенно утверждать, что причиной создания большинства шедевров мирового искусства стали условия внешней необходимости, без которых авторы даже не попытались бы приступить к решению многих творческих и технологических задач, сопутствующих воплощению замысла.
Истыканные копьями изображения животных на стенах пещер, орнаменты, украшавшие одежду и предметы быта, решали магические задачи. Языческие идолы, скульптуры античных богов, иконы и храмовые украшения служили для наглядного воплощения религиозных доктрин. Портреты вождей, их конные статуи, скульптуры спортсменов увековечивали кратковременность триумфа. Портреты частных лиц фиксировали их облик для потомков и использовались даже для заочных знакомств. Светская станковая и монументальная живопись удовлетворяла потребности обеспеченных людей в роскоши. Практически все музейные экспонаты созданы по заказу частных лиц или общественных организаций.
2. Значительно меньшее количество произведений появилось по причине внутренней необходимости, требующей от творца обязательной реализации замысла. Их небольшое число и масштабы легко объясняются тем, что они создаются в свободное от основных занятий время, что не подразумевает их отдельного финансирования. Некоторые работы возникают по личному почину автора, но в надежде, что впоследствии будет завоёвано признание и успех покроет перенесённые тяготы. Крах надежд приводит к трагическим последствиям, например, как это было с Александром Ивановым.
3. Наконец, есть произведения, которые появляются легко и непринуждённо, как во время игры, обычно, они наименее трудоёмки, хотя создаваясь мастерами, могут быть виртуозны и остроумны.
За последнее время соотношение между описанными группами заметно изменилось. Перевес сместился в сторону двух последних. Это знак того, что необходимость в изобразительном творчестве сильно сократилась. Причины заключены в секуляризации общества и прогрессе. Теперь новые технологии с успехом справляются с теми реальными задачами, которые были возложены на изобразительную деятельность. Например, до XIX века для создания каждого изображения требовались художественные навыки, в XX в полиграфии использование фотографий сократило потребность в рисованных иллюстрациях, а сейчас необходимость в художниках стала ещё меньше благодаря доступности цифровой фотографии и компьютерной графики.
Монументальная живопись тихо перебралась в прихожие и холлы особняков редких толстосумов, уступив место на улице широкоформатной печати. Фотобанки и стоки набиты изображениями на все случаи жизни. Редкий обыватель украшает свой дом картиной - предпочтение отдаётся постерам. Калейдоскоп картинок на экранах телевизоров и мониторов вместо застывших изображений в рамах. Проектная графика вытесняется трёхмерными картинками, а чертежи выполняются на компьютере. Рисунок переходит в разряд рукоделия, сувенира, артефакта.
И раньше лучшим выходом для художника было родиться обеспеченным, получить наследство или выгодно жениться. На худой конец, может выручить меценат или покровитель. Только программы грантов позволили сформировать в современном искусстве систему проектов и кураторов, которая даёт возможность существовать авторам и окружающим их искусствоведам на благотворительные пожертвования и заниматься деятельностью, иногда довольно странной. Всё же, хорошо устроиться удаётся не всем и для многих становится актуальным вопрос о хлебе насущном и его добывании.
Любая профессия возникает и существует при условии её востребованности в обществе. Каковы на сегодняшний день перспективы для рисующего иллюстратора?
Неизменный спрос сохраняется в детской литературе. Иногда возникает необходимость иллюстрирования классики, которая постепенно переходит в разряд подросткового чтения. Но книжная область достаточна узка.
Потребности в журнальной иллюстрации возникают в случае сложных тем, для которых непросто найти подходящее готовое изображение или для создания индивидуального облика издания. Чем суше текст статьи, тем парадоксальнее должно быть мышление художника. Надо обладать фантастической находчивостью, чтобы в течение нескольких лет работать в каком-нибудь финансовом издании.
Для рекламных задач нужны изображения в самой различной стилистике от гиперреализма до комиксов. Отдельно надо вспомнить о раскадровках.
Для создания Интернет-ресурсов применяется экранная графика, для которой складываются свои правила и закономерности, в чём-то сходные с книжными и журнальными, поскольку на экране изображение взаимодействует с текстовой вёрсткой и вписывается в рамки формата. Преимущественно, для оформления сайтов обходятся коллажированием фотографий и сложной ретушью.
А есть ещё открытки, календари, упаковка и пр. и всё это может быть украшено отличными оригинальными рисунками.
И всегда можно выбрать, что сердцу милее: бескомпромиссно самовыразиться или творчески подойти к решению востребованной задачи.