Российско-китайские отношения: по лезвию бритвы

Jan 27, 2017 00:09

В ходе расследования очередного скандала о наркотрафике из Китая прозвучало имя бизнесмена из Санкт-Петербурга Чэнь Чжигана. Все ли так хорошо в российско-китайских взаимоотношениях, как это старается представить китайская сторона, попытался разобраться наш корреспондент.

«Стратегическая привычка»

Налаживать отношения с Поднебесной в некотором смысле вошло у нас в привычку, начало пути было положено еще в 90-е. Сделан ли прорыв в отношениях, и насколько позитивно эти отношения развиваются для России, вопрос, скорее, риторический.

На сегодняшний день эти отношения одни называют «стратегической привычкой» и «пропагандистской формой сотрудничества», когда многочисленные официальные встречи, совестные форумы, конференции, показательные учения создают не более чем информационный фон, за которым, собственно, пустота.
Другие в анализе взаимоотношений двух стран выделяют взаимную ненужность в свете отношений каждой из сторон с Западом.
Стоит отметить, что и раньше, исторически, Китай и Россия не имели длительного союзнического взаимодействия.

Но на данный момент, что бы там ни утверждали, и Пекин, и Москва одинаково понимают необходимость китайско-российских отношений и всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства.

Другое дело, что китайская сторона порой эту необходимость понимает явно превратно.

Китайская мечта

Современная внешнеэкономическая стратегия Китая «Один пояс и один путь» во многих своих направлениях включает в свою орбиту и российские регионы. И эту стратегию мы уже можем наблюдать в действии: так, Минобороны Китая и Москвы запланировали на текущий год масштабные мероприятия.

Глава Минобороны РФ Сергей Шойгу особо отметил, что «в настоящий момент российско-китайские отношения находятся на высоком уровне и продолжают стабильно развиваться: Россия и Китай готовы совместными усилиями защищать мир и укреплять международную безопасность».

Постепенно налаживается сотрудничество между двумя странами в туристической отрасли.

А в прошлом году, например, глава Минпромторга Денис Мантуров и Мяо Вэй подписали межправительственное соглашение о совместной разработке, производстве и послепродажному обслуживанию нового широкофюзеляжного пассажирского самолета, который составит здоровую конкуренцию Аэробусам и Боингам, в Китае этот самолет получил рабочее название С929.

Словом, на сегодняшний день примеров позитивного и взаимовыгодного двустороннего сотрудничества между Россией и Китаем предостаточно.

Но все ли так гладко в этом сотрудничестве, как пытаются представить обе стороны? На фоне масштабных соглашений отдельные происшествия, шлейф от которых явно ведет в Поднебесную, конечно, теряют свою значимость. Но тот момент, когда любое событие повторяется неоднократно, становится уже не отдельным моментом, а тенденцией. Спешим заметить: тенденцией крайне неприятной.

Российская реальность

В то время как на политической и экономической аренах обе страны стремятся к налаживанию сотрудничества и честному диалогу, российские криминальные сводки все чаще содержат информацию о происшествиях с «китайским привкусом».

Так, еще в 2013 году в новостях упоминалось о деятельности незаконной группировки, вывозившей из России в Китай десятки тысяч кубометров леса.

Да и российские земли, как видно, для китайских бизнесменов кусок лакомый, особенно, когда эти земли можно получить в обход закона и налогов.

Впрочем, природные ресурсы - это только малая часть поставленного на широкую ногу бизнеса.

Стоит копнуть глубже, и картина становится совсем уж неприглядной, потому что на «нижнем уровне» так называемой китайской бизнес-пирамиды в России - дома терпимости, созданные специально для китайских туристов.

А кроме этого - огромное количество ресторанов и сувенирных лавок, рассчитанных на китайских туристов, работающих по принципу взаиморасчета, в результате чего треть всех доходов уходит на теневой рынок, и распространение их на территории всей страны.

Не нужно обладать дюжим умом, чтобы, сопоставив ряд криминальных сводок, прийти к выводу, что за рядом происшествий стоит некий петербургский бизнесмен китайского происхождения. Параллель между кличками и интерпретациями имени вполне прозрачная даже для дилетанта: «Жиган», «Жи-Хан», «Чжихан», - все это явно производные от Чжихан Чэнь. Тем более, что другого крупного питерского бизнесмена китайского происхождения с таким именем просто не существует.

Обвинение китайскому бизнесмену пока еще не предъявлено, сам же он от комментариев отказывается.

Мы же со своей стороны искренне надеемся, что справедливость будет восстановлена, виновные наказаны, а отношения нашей страны с Китаем в дальнейшем не будут строиться на криминальной «подложке».

Взял отсюдак
Previous post Next post
Up