40 миллиардов долларов? Уверены?
Давайте разбираться.
«Договор «Газ в обмен на Черноморский флот». По этому договору Россия будет платить $4 млрд в год за аренду базы в Севастополе - неслыханная сумма. Американцы за крупнейшую военно-морскую базу на Окинаве платят $800 млн, за базу в Южной Корее $660 млн. Теряет при этом не «Газпром», а российский бюджет - расходы газового монополиста компенсируют за счет обнуления экспортной пошлины. Потеря доходов бюджета в $40 млрд за десять лет неминуемо приведет к росту налогов (прежде всего единого социального), а на фоне снижающихся цен на газ на Украине тарифы на газ и коммунальные услуги в России будут стремительно расти».
Такую оценку дает Немцов в брошюре «Путин. Итоги.»
Дотошные люди подсчитали, что это составляет 1\75 расходов или 1,33% бюджета РФ в 2010 году. Сумма внушает.
Чтобы правильно оценить
Соглашение между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, обратимся к первоисточнику:
Статья 2
Арендная плата за пребывание Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины начиная с 28 мая 2017 года состоит из платежей Российской Федерации Украине в размере сто миллионов долларов США в год, а также из дополнительных средств, получаемых за счет снижения с даты вступления в силу этого Соглашения цены в размере до ста долларов США от установленной действующим контрактом между НАК "Нафтогаз" Украины и ОАО "Газпром", на каждую тысячу кубометров газа, который поставляется в Украину, исходя из льготного согласованного объема поставок, предусмотренного упомянутым контрактом, по следующей формуле: при цене триста тридцать три доллара США и выше тысячи кубометров газа снижение составит сто долларов США, при цене ниже триста тридцать три доллара США снижение составит тридцать процентов от такой цены. Эти дополнительные средства подлежат учету по итогам каждого календарного года, на протяжении которого применяется указанное снижение, растущим итогом и признается как обязательства Украины, которые погашаются путем выполнения положений статьи 1 этого Соглашения.
Итак, с 2017 года мы платим 100 млн. долларов в год (
сейчас платили 97,75 млн. долларов), и с даты вступления в силу соглашения, т.е. уже с этого года, даем льготы на поставку газа. Если с фиксированной частью все понятно, то с газом у нас с Украиной всегда много неясностей.
Соглашение по вопросам пребывания ЧФ РФ на территории Украины, в части льготы за оплату газа, опирается на
контракт на поставку природного газа между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» от 19 января 2009 года.
Действительно, объем льготной поставки 30 млрд. куб. м в 2010 году, и 40 млрд. куб. м - в последующие годы, льгота при рыночной цене на газ выше 333 доллара за 1000 куб. м. встанет нам в 3 млрд. долларов и 4 млрд. долларов ежегодно соответственно. Однако, контрактом от 19 января 2009 года оговорен объем поставки газа по льготной цене только до 2019 года. Это означает, что с 2020 года этот объем может быть как уменьшен, так и увеличен, мы можем с 2020 года вообще ничего не поставлять по льготной цене, соглашение по вопросам пребывания ЧФ РФ на территории Украины при этом останется в силе. Стоит учесть, что при падении рыночной цены за газ ниже 333 долларов за 1000 куб. м. - размер льготы составит уже не фиксированные 100 долларов с 1000 куб. м., а 30% от стоимости, т.е. при низких ценах на нефть и газ, а значит сложной финансовой ситуации в России - мы и за черноморский флот платим меньше, пропорционально сложности ситуации.
Газовый контракт с большим объемом поставки по льготной цене, а могло ли быть иначе?
«Сохранение цены импортированного природного газа на уровне 330-340 дол. США за 1000 куб. м, которая устанавливается в соответствии с формулой, зафиксированной в контракте покупки-продажи от 19 января 2009 г., привело бы к значительному увеличению долговых обязательств Компании (на начало 2010 года объем заимствований составил около 39 млрд. грн.), дополнительного роста задолженности предприятий коммунальной энергетики (долг предприятий ТКЭ на конец отопительного сезона 2009-2010гг. составил около 5,86 млрд. грн.) и населения перед Компанией и необратимого ее банкротства уже в этом году.»
Это из
заявления НАК "Нафтогаз" Украины от 26.04.2010 г. Экономика Украины больна - факт неоспоримый, та цена за газ, которую могут платить другие, Украина платить не в состоянии. Что было бы дальше? Несанкционированный отъем газа, либо нарушение поставок газа в Европу. Приемлемая для России ситуация - нет!
Был еще один выход. Прокредитовать нам Украину на эти 4 млрд. долларов ежегодно, этим мы бы загнали украинскую экономику в еще больший тупик и в конечном счете денег бы не отбили.
Россия впервые за долгие годы на безвыходной для себя ситуации смогла сделать небольшой гешефт в виде продления базирования Черноморского флота в Севастополе.
Это не единственный положительный результат, которого удалось достичь.
Во-первых, не стоит забывать, что газ продается, даже с учетом льготы, выше себестоимости.
Во-вторых, к 2019 году Россия вполне может успеть ввести в строй альтернативные газопроводы в эксплуатацию (например,
Южный поток), т.о., полностью не завися от транзита через Украину, превратить торг по величине льготного объема поставки газа в инструмент давления на политику Украины, а за еще 10 лет льготных поставок Украина прочно на них подсядет, как героиновый наркоман на иглу.
В-третьих, другие партнеры, которые будут просить у нас льготы на поставку газа или нефти, ссылаясь на Украину - получат аргументированный отказ, мол, льготная поставка имеет привязку к оплате за базирование Черноморского флота в Севастополе.
В-четвертых, если Украина наш партнер, что с приходом Януковича вполне реально, в сложной для нее ситуации мы должны ей помочь. Льгота на поставку газа это хорошая помощь, она усилит нашего партнера, а значит и нас.