Оригинал взят у
nktv1tl в
Рабиновичи и Русь. 1000 лет вместе.Оригинал взят у
chest_i_razym в
Рабиновичи и Русь. 1000 лет вместе.Как бы не было обидно русским и украинским патриотам, но единственным уцелевшим в оригинале письменным источником времен Киевской (или Древней) Руси является
рекомендательное письмо, составленное еврейской общиной Киева в 10 веке. Это не очень знаменитое в России «Киевское письмо». В нем община киевских евреев ручается за некого Яакова бен Ханукку, который неосмотрительно поручился за брата. А брат взял деньги в долг у иноверцев и не отдал вовремя. Брата бросили в тюрьму, а Яаков ходит по миру и собирает деньги на выкуп родственника. Киевляне собрали 60 монет, требуется еще 40.
Письмо в итоге было найдено в Египте.
Но так дела обстоят не только с русскими письменными источниками. От письменности хазар
вообще только одно слово осталось, и то оно было написано в
письме хазарского еврея испанскому. Видите ли высокопоставленный вельможа еврей из Кордовского Халифата вел переписку с Хазарским каганатом. Ведь Хазария была единственной страной того времени, в которой евреи таки пришли к власти. И это тот же 10 век. Вполне вероятно вельможа мог посетить Хазарию лично.
Вообще, если поговорить о еврейском вопросе шире, то появляются некоторые не столь очевидные ныне факты. Если коротко, то в раннем средневековье понятия горожанин и еврей были практически синонимами.
Большинство раннесредневековых городов от Испании до Хазарии имели большие общины евреев. И нередко, еврейские кварталы составляли ядро средневекового города, что у мусульман, что у христиан.
Практически каждый средневековый еврей жил в городе и имел профессию, был грамотным. Лучшие ремесленники, лучшие торговцы, а в последствии и банкиры были именно евреями.
Почему же так вышло, что самые презираемые и мусульманами и христианами люди, смогли достигнуть таких успехов и до сих пор занимают ключевые позиции в самых передовых отраслях экономики и науки?
Для лучшего понимания тогдашних реалий нужно переместиться во времен раннего Средневековья.
Западная Римская Империя рухнула, многочисленные города обезлюдели, ремесла пришли в упадок, торговля замерла, легионы были уничтожены. Но после Рима остались великолепные дороги. Именно по этим дорогам очень быстро передвигались феодальные армии от арабов до франков и прочих вестготов. Благодаря этим дорогам варвары могли оперативно перебрасывать войска к любому постримскому городу. И только лишь город начинал богатеть и подымать голову, к нему по великолепным дорогам спешили орды варваров, а затем уже и шайки баронов. Города естественно не могли выдерживать такой натиск. Горожане искали выход из этого экономико-политического тупика. Часть горожан стремились стать крестьянами, другая часть убегала в такие дебри, где не было ни дорог, ни рек. Например, именно так возникла Венеция. Среди болот и водных преград многие беженцы наконец могли получить и кров и работу. Но Венеция скорее исключение. Большинство римлян канули в лето, растворившись в крестьянах. Горожанином быть, если ты не в Венеции, в те времена очень не престижно.
И в таких вот условиях геноцида городского населения еврейские общины стали плодиться как грибы после дождя. Для варварского государства постримской Европы еврей был низшей кастой. Его религию презирали, жен насиловали, имущество грабили. Впрочем ненависть была взаимной. Каковы были карьерные перспективы европейца варвара или потомка патрициев? Либо быть крепостным земледельцем, либо стать воином и грабить земледельцев, то есть стать феодалом. Евреи были лишены обоих этих путей. Землю покупать или обрабатывать они не имели права, стать рыцарями они тоже не могли. Единственной нишей, куда могли податься евреи в эти суровые времена были города.
Города - это ремесло и торговля. Города - это грамотность. Евреи очень держались за свою религию и поголовно читали религиозные тексты на своем языке. Средний европеец же не мог прочесть Евангелие, оно было на недоступном ему древнем латинском языке. Более того, книгопечатания не было, поэтому даже один народ, проживающий в одном государстве очень быстро обрастал десятками диалектов. А евреи от Испании до Хазарии вполне могли понять друг друга и делать дела. Кое-как с латинским языком справлялись итальянцы, именно поэтому этнические итальянцы стали одними из первых превращаться в горожан. Остальные же европейцы не имели стимула к грамотности примерно до времен Реформации. Как только люди получили потребность самостоятельно читать святое писание, они сразу стали учить грамоте себя и своих детей. Взрывной рост грамотности в Европе начался именно с немецких городов и Англии. Католические государства запаздывали в этом отношении. И конечно же люди, научившиеся читать стали массово утекать в города, получать профессии. Постепенно европейцы заполонили города и значение еврейских общин резко упало. Евреи смогли лишь удержать ряд традиционных для себя бизнесов: банковское дело, торговля алмазами, а потом так вышло, что для зарождающейся индустрии СМИ евреи оказались очень подходящим материалом. Грамотность и умение работать пером и языком было и есть у них в крови.
Кроме итальянцев в города стремились еще и немцы. И если в Италии города к 16 веку переживали скорее уже упадок, то немцы процветали. Расцвет немецкого урбанизма связан с особыми свободами, которые получили города Священной Римской Империи. К 16 веку немецкие мастера заполонили города от Чехии до Москвы. Один из знаменитых погромов Ивана Грозного - это погром Немецкой Слободы.
А почему городские общины Средневековья и Нового времени так быстро расползались, не признавая этнические границы?
Дело в том, что в тогдашней примитивной экономике город жил по большому счету за счет эксплуатации окружающих город крестьян. Либо на торговых путях, проходящих через город. А эти самые пути везли те товары, которые были созданы как раз в городах, в свою очередь эксплуатирующих природные ресурсы или все тех же крестьян. Очевидно, что экономика не могла расти такими же темпами как население городов. А если еще и вспомнить цеховое устройство городских общин, то понятно, почему горожане немцы расселялись по чехиям, румыниям и прочим соседям, вплоть до России. Образованному горожанину немцу гораздо выгоднее уехать на приличную зарплату к русскому царю и сесть там на определенную бесхозную отрасль, чем конкурировать с заматеревшими немцами и евреями, которые веками держат то или иное дело в твоем родном городе.
Но вернемся к евреям. Когда роль городов начала возрастать, то любви к бывшим изгоям, а теперь очень влиятельным людям, естественно не прибавилось. На евреях часто отыгрывались правители. Соблазн ограбить еврейскую общину всегда был очень велик. Тем более, что конкуренты итальянцы, а позднее немцы подталкивали христианских правителей к погромам.
Погромы были практически во всех странах. От той же Испании до арабских стран и России. Ересь жидовствующих, изгнание евреев из Испании. Помним, скорбим.
Уничтожение или изгнание большого количества горожан всегда отрицательно сказывалось на стране. Причем не сразу, а с некоторым временным лагом. Испания безнадежно стала отставать от принявших евреев голландцев, Россия регулярно уничтожавшая колонии немцев и остатки русских торговых городов, была вынуждена в итоге прибегать к методам Петра Великого, чтобы ликвидировать хотя бы часть технологического и социокультурного отставания от Запада.
В современной Европе основную конкуренцию между собой ведут англосаксы (включая немцев) и все те же евреи. Резкий рост антисемитизма в Германии 1920-х годов был связан с наплывом беженцев евреев из рухнувшей Российской Империи. Правда, часто забывают, что из России и Украины бежали не только евреи, но и все те же этнические немцы занимавшие существенную долю в населении городов Российской Империи. Ненависть многих немецких беженцев вызывали именно евреи. Они занимали туже экологическую нишу в немецких городах. И конечно же коренные немцы (да и немецкие ашкенази) тоже ненавидели иммигрантов конкурентов. На это все наложился экономический кризис, потом второй и в итоге мы получили Гитлера и Холокост.
Массовый исход евреев из гибнущей России не прошел бесследно. Евреи заполонили не только Германию, но и США. Где они и иммигранты других национальностей, но тоже горожане из Российской Империи, основали множество бизнесов, создали множество профессиональных школ. Когда горожанин бежит в другую страну, там он либо погибнет, либо добьется существенных результатов. Поэтому немалая доля успеха нынешних США связана именно с исходом евреев из России.
Сегодня в России численность евреев ежегодно уменьшается. Евреи уезжают и в Израиль и в США, другие страны. Причем бегство евреев можно воспринимать как лакмусовую бумажку. Если уезжают евреи, то где-то есть намного более хорошие условия для горожан. А значит будут бежать и не евреи горожане, специалисты. Если евреи наоборот приезжают, то значит, экономика городов будут интенсивно расти. И чем больше евреев и других специалистов приедет, тем интенсивнее и прочнее будет рост, Хотя в первое время вырастет преступность и межнациональная напряженность.
Но пока что уехали не все, а кое-кто, кто уехал продолжает создавать в том числе и на русском языке информационный продукт.
Вот, очень интересная, хоть и для крестьянского разума нудная, лекция Рабиновича об экономических последствиях политики Путина. Этот еврей всегда держит нос по ветру, так как зарабатывает на финансовых потоках.
Click to view