Оригинал взят у
michael101063 в
Музыка, как средство воздействия на сознание. часть 2
Исследования, проведенные доктором медицинских наук А.Василенко подтвердили постулаты традиционной китайской медицины об определенных соотношениях между внутренними органами человека и нотами. Так, например, ноте «до» соответствует желудок, ноте «ре» - легкие, «ми» - печень. При этом обнаруживается соответствие не только нот, но и других характеристик звука определенным тканям и органам. Доказано также, что различная музыка по-разному влияет на болевую устойчивость.
Музыка может и исцелять, и убивать, не говоря уже о том влиянии, которое она оказывает на подсознание, управляя в определенном смысле поступками людей.
О том, что музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека, знали еще древние культуры Греции и Египта. Египетские жрецы храма Абидос исполняли ритмические мелодии и гимны для лечения некоторых заболеваний. В IV веке до н.э. лечебное воздействие музыки использовал Пифагор. Однако в Греции техника психического воздействия на человека посредством музыки существовала еще в орфический период, поскольку пифагорейская школа считается преемником и продолжателем орфического учения.
Лечебное воздействие музыки использовалось и древними римлянами. После специальных процедур внешнего и внутреннего очищения больной приносил в храме жертву богам, затем ложился на шкуру жертвенного животного и под музыку засыпал. Во время сна боги давали ему знак - каким образом вылечиться от болезни.
В конце XIX века русский физиолог И.Р.Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект. Не случайно в индийской музыке каждой из семи нот соответствует определенное человеческое чувство и определенный звук в животном царстве.
Другой исследователь - Л.Лихненаль предлагал с помощью музыки лечить подагру, ревматизм, чуму, белую горячку, тугоумие и тиф. Например, он доказывал, что музыка Моцарта способна излечить от ревматизма, а Шуберта - от бессонницы.
В 1913 году под руководством В.Бехтерева в России было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены». Влиянию музыки на нервную систему человека и животных посвятили свои работы И.Догель, И.Спиритов и многие другие русские ученые, доказавшие, что и у человека, и у животных под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сердечных сокращений, ритм и глубина дыхания. Даже растения реагируют на звуки. Так, от мажорных мелодий ускоряется рост мимозы и петуньи, и они даже цветут на две недели раньше положенного срока. При этом характер и выраженность позитивных изменений живых существ зависят как от тональности, так и от ритма и других характеристик музыкальных композиций.
Также замечено, что музыка воздействует не только в зависимости от ее характера, но и от инструмента на котором она исполняется. Это объясняется тем, что каждый инструмент придает музыке свое, сугубо «личное» звучание. Так, например, врач психотерапевт С.Мамулов утверждает, что кларнет влияет на кровообращение, скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают, а самым расслабляющим действием обладает флейта. Кроме того, современные исследования подтвердили, что звуки арфы полезны при истерии, скрипки - при воспалении мозга, а звучание балалайки положительно влияет на нервную систему и выводит из состояния депрессии. Поэтому во многих странах музыку сейчас применяют как исцеляющее средство.
Например, в Японии и шведском городе Хаммастаде музыку применяют в палатах рожениц, для уменьшения числа осложнений при родах. Но самый большой эффект от музыки удалось определить в профилактике и лечении нервно-психических заболеваний. Она «украшает» меланхолию, а если верить библейской легенде, то царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе.
Большинство исследователей связывает позитивное и негативное влияние музыки с реакцией человеческого мозга на акустические колебания. М.Бурлешин комментирует данный факт следующим образом: «В структуре мозга и мышечных тканей есть нечто такое, что подчиняется музыкальному ритму. Музыка активизирует наш мозг на невербальном уровне, помогает ему сосредоточиться и способствует регуляции многих функций организма.
Правильно выбранная мелодия способна отвлечь от боли, поднять настроение, вызывать и пробудить воспоминания и ассоциации, нормализовать биологические ритмы процессов, идущих в организме человека. Музыка - сложное единство, которое несет в себе мелодию, гармонию, темп, ритм. Именно поэтому она оказывает стимулирующее воздействие на различные области мозга».
Оригинал взят у
michael101063 в
Музыка, как средство воздействия на сознание. часть 3
В 1985 году в Каире состоялся специальный семинар по проблемам лечения музыкой. Его участники - медики и музыканты - обсуждали конкретные возможности применения музыки в медицине. На основании экспериментов ученые пришли к выводам, что музыка способствует улучшению пищеварения, может использоваться для местной анестезии, лечения болезней сердца и психических расстройств.
Во всех перечисленных случаях речь идет о классической и народной музыке. И это не случайно. Именно эта музыка лучше всего настраивает на гармонию с природой, с окружающим миром. Еще в середине 60-х годов венгерский орнитолог и музыковед Петр Секи заложил основы так называемой орнитомузыкологии. Проигрывая с очень маленькой скоростью магнитофонные записи песен полевого жаворонка, иволги и других птиц, ученый обнаружил в их напевах явное сходство с народными мелодиями и со звучанием народных инструментов. Нотные записи птичьих голосов использовали в своих произведениях Н.Римский-Корсаков, Ф.Лист, Д.Давыдов, Шуман и Л.Бетховен.
Не случайно в клиниках Мюнхена врачи используют слушание классических произведений для улучшения лечения язвы желудка. Находит свое место музыка и в лечении половых расстройств, оживляя стимулирующие ассоциации, создавая положительный психологический фон и оказывая непосредственное влияние на глубинные структуры мозга, ведающие половой функцией. Исследователи отмечают, что мужчин-интеллектуалов сильно возбуждает классическая музыка, а менее образованных - популярная легкая. Женщины же, независимо от образования реагируют в основном на классическую музыку и на них действует не столько содержание и тип музыки, сколько ее ритм.
Специальные исследования показали, что наиболее возбуждающим действием обладает музыка Вагнера, Оффенбаха, «Болеро» Равеля и «Весна священная» Стравинского. Сильный эротизирующий эффект оказывает рок-музыка, воздействуя на низшие энергетические центры, отвечающие за половую силу. Но и в рок-музыке, как известно, многие музыкальные коллективы («Beatles», «Deep Purple», «Jethro TuLL», «Amerson, Lake and Palmer», «Rainbow», «Аквариум» и др.) используют в своем творчестве элементы народной и классической музыки.
Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье, усыплять и вызывать приток энергии, создавать напряжение и развязывать агрессивность. Но в любом случае излишне громкая музыка отрицательно влияет не только на слух, но и на нервную систему.
По мнению психолога Д.Азарова, от громкой музыки в мозгу слушателей происходят необратимые патологические изменения. Возможно, как раз этим объясняется и резкий рост числа самоубийств среди рок-музыкантов. Ученому удалось, прогнав через компьютер все сочинения некоторых рок-групп, выделить сходные для них сочетания нот - музыкальный «ключ» к самоубийствам: «Мне удалось выделить сочетание нот, сходных для всех случаев. Когда я несколько раз прослушивал эту музыкальную фразу, то ощущал такой прилив тоски, что и сам был готов полезть в петлю».
Подобного мнения придерживаются и немецкий профессор Б.Раух и американский врач Б.Ларсен, которые считают, что «тяжелая», «металлическая» музыка отрицательно влияет на работоспособность мозга, ухудшает память. Подобный отрицательный эффект имеет и всевозможная "попса". Профессор В.Морозов в процессе исследований в области музыкальной акустики пришел к выводу о существовании «особых ритмов, подавляющих эволюционно молодые мозговые структуры, ответственные за самосознание и произвольную регуляцию поведения человека».
Но было бы глупо утверждать, что вся классическая музыка влияет на людей благотворно, а рок-музыка - негативно. Так, врач-терапевт Р.Блаво, исследующий влияние музыки на здоровье человека, утверждает, что лечебное воздействие музыки не связано с ее эстетической ценностью. При этом плохая, с точки зрения искусства, музыка может быть совершенно безвредной для здоровья, в то время некоторые произведения великих композиторов способны причинить здоровью значительный вред.
Оригинал взят у
michael101063 в
Музыка, как средство воздействия на сознание. часть 4
Лечебный эффект музыки во многом зависит и от состояния автора, его психического и физического здоровья. Так, исследования, проведенные французским музыкотерапевтом Ф.Маманом совместно с биологами в 1990-е годы, выявили, например, что из музыки Бетховена и Моцарта положительно влияют на организм только те композиции, которые они написали в молодые годы.
Таким образом, отрицательный эффект музыки или звуков определяется не только ее громкостью или даже стилем, но и энергетическим воздействием на подсознание, которое создается ее автором. Даже в природе существуют звуки, отрицательно влияющие на человека. Так, на просторах морей и океанов во время шторма или сильного ветра над волнами происходит срыв воздушного потока, в результате чего возникают низкочастотные колебания воздуха, которые сознательно не воспринимаются на слух. Мощность этого «голоса моря» может достигать огромных величин и распространяться на многие сотни и тысячи километров.
Учеными установлено, что слабые инфразвуки могут вызывать явления, схожие с морской болезнью, а средние и сильные - чувство беспокойства, беспричинного страха, общую слабость, слепоту и даже смерть. Инфразвук может угнетать душу и даже довести человека до самоубийства (есть статистика суицидных попыток в предштормовую погоду, когда «голос моря» особенно силен). Но иногда возможна и другая реакция - беспричинное безмятежно радостное эйфорическое состояние духа. Следует отметить, что отрицательное воздействие инфразвука тем больше, чем сильнее частота волны совпадает с альфа-ритмом мозга человека.
Физики давно имеют дело с инфразвуком. Чаще всего у него природные источники: внутренние сотрясения земной коры, волнение моря, аэродинамические завихрения вызываемые ветром. Любой живой организм также излучает свои инфразвуки, ведь сердце, с точки зрения физиков, - это генератор сверхнизких частот. Ученые многих стран изучают влияние инфразвуков на биоритмы человека. Не открывают ли инфразвуки одну из сторон влияния музыки? Другой стороной является текстовая и энергетическая направленность песен, которая усиливается влиянием музыкального звука на подсознание.
Известный рок-музыкант 60-х и 70-х годов Джимми Хендрикс в одном из своих интервью заявил: «У нас есть определенный гипнотизирующий ритм. Большинство людей «сдается» в первую минуту. Мы повторяем ритм, скажем, в течение трех, четырех или даже пяти минут... и затем в голове у человека что-то открывается. И мы говорим то, что хотим, в эту маленькую брешь».
Проследить, как влияет музыка на подсознание человека можно на концертах некоторых рок-групп, когда эффект музыкального воздействия усиливается многотысячной толпой неистовых поклонников. В данном случае происходит слияние психической энергии многих людей, что и способствует проявлению «эффекта толпы». В толпе происходит взаимное заражение психической энергией и эмоции отдельного человека становятся подчиненными эмоциям толпы.
Об этом хорошо знали в древности, когда любое энергетическое воздействие носило коллективный характер во всех древних мистериях. Талантливые ораторы во все века пользовались этим принципом, завлекая людей подчас бредовыми идеями. Двадцатое столетие тоже имеет тому достаточно примеров.
Магия, повсеместно отрицаемая ортодоксальной наукой, тем не менее, под разными масками глубоко вошла в нашу жизнь. Наше сознание и подсознание постоянно подвергаются «биоэнергетической атаке» с экранов телевизоров и страниц газет и журналов, из всевозможных радиопрограмм. И в зависимости от того, какие чувства стремятся воспитать у людей средства массовой информации и произведения искусства, мы видим - воздействию какого рода магии мы подвергаемся и на чью «мельницу» льется «вода» данной культуры и цивилизации.
Музыка, которая нравится, вызывает у человека не только эмоциональные и душевные переживания, но и психический и биоэнергетический резонанс. При этом разная музыка воздействует на определенные «чакры». Не случайно даже ведущие музыкальных программ делят ее на «музыку для ног», под которую хорошо танцевать, и «музыку для головы», которая хороша для интеллектуального развития и медитативных практик. К первому типу относится так называемая «попса» с примитивными текстами и заурядными мелодиями. Ко вторым, относятся музыкальные произведения, музыка и тексты которых заставляют задуматься. И особняком здесь можно выделить рок-группы мистического направления («Аквариум», «Pink Floud», «Doors» и др.) музыка, которых создает и определенный «мистический настрой», настраивая человека на определенный мистико-философский лад.
Вообще магическая тема не так уж и редка в рок-музыке. И если говорить о направленности текстов, то к ней в той или иной степени обращались такие группы как «Gueen», «Uriah Heep», «Beatles», «Rolling Stones», «Led Zeppelin», а также Клиф Ричард и Карлос Сантана и многие другие. И если тексты одних песен давали положительный эффект, то некоторые песни сатанинского направления, исполняемые «AC/DC», «Kiss» и «Rolling Stones» провоцировали среди фанатов серии самоубийств.
Третью группу музыкальных произведений можно отнести к «музыке для души» - это классика и отдельные представители «классического рока», которые пошли по пути объединения и синтеза классической музыки с мелодичным направлением рока. К этой же группе можно отнести некоторые виды религиозной и медитативной музыки.
О влиянии же текстов песен можно судить по влиянию слова на жизнь человека. Как показывают многочисленные исследования, слово далеко не безразлично для организма человека. При известных условиях оно может вызвать в нем, в зависимости от своего смыслового значения, различные объективно регистрируемые изменения. Например, у некоторых людей чисто словесным воздействием как в состоянии бодрствования, так и в гипнотическом сне, можно вызвать такие реакции, реальность которых обычно подвергалась сомнению. На этом же принципе основано влияние заговоров и заклинаний.
Разумеется, не всякое слово как раздражитель способно оказать воздействие. Оно будет оставаться безразличным для человека до тех пор, пока в коре его мозга не возникнет условно-рефлекторная связь между этим словом и тем или иным безусловным раздражителем.
Словесным внушением можно вызвать головную боль или прекратить ее, заставить сочиться кровь или, наоборот, остановить кровь, исцелить от различных недугов или же «напустить порчу». Аналогично могут влиять и тексты песен.