Провоцируя художника на прямые продажи, вы не создаете ему галерейной истории.

Mar 16, 2012 16:38




Покупка напрямую у художника: «за» и «против»

Казалось бы, чего тут думать? «Необстрелянные» коллекционеры думают, что лучше всего покупать работы напрямую у художника. В самом деле, зачем переплачивать всем этим дилерам, галереям и другим посредникам, если есть возможность покупать «по ценам производителя»? А еще визит в мастерскую - это погружение в магию художника, приятное ощущение, что деньги точно дошли до автора, уверенность в подлинности приобретенных работ. Для начинающего коллекционера каждый из этих резонов более чем убедителен.

Но если визит к автору - это самый короткий путь к заветной работе, то «зачем нам кузнец», то есть дилер? Однако этот путь таит множество подводных камней. Те, кто покупал в мастерских, знают, что неучтенные сложности психологического характера там могут быстро перерастать в проблемы коммерческие, - и тогда обнаруживается, что посредники не зря едят свой хлеб. Не верите? Так попробуйте примерить на себя лишь некоторые ситуации, которые могут возникнуть при самостоятельной покупке в мастерской.

1. Коллекционер пришел в мастерскую, а выбирать не из чего. Ничего особенного: художник в данный момент может быть «пустой» (работы ушли на выставку или распроданы) или резко сменил манеру (а новая серия вам, например, не по душе). Так или иначе, вы пришли покупать, а покупать расхотелось. И что делать будете? Из вежливости покупать заведомо не то? Или врать, что «нужно время подумать», и пятиться к двери? Можно придумать отговорку и поизящнее, но сути дела это не изменит. Художник, вполне возможно, усомнится в вашей коллекционерской состоятельности. А вас будет преследовать чувство неловкости и вряд ли появится желание повторить заход. А вот для дилера такая ситуация - рабочая: он, вероятно, без обиняков посетует на скудость выбора, пообещает прийти в следующий раз и действительно придет.

2. Художник объявляет высокую цену, не соответствующую рынку. Конечно, не со зла или от жадности, а просто по внутреннему самоощущению. Дилер в этой ситуации и глазом не моргнет - начнет торговаться. В рамках своей роли, бесконфликтно, в рабочем порядке. И художнику так тоже не обидно. Он всегда может сказать себе, что с ним торгуется в общем-то «барыга», «перекупщик». А вот вы, уважаемый коллекционер, к чему будете апеллировать? Блистать перед художником своей осведомленностью по части галерейных цен и аукционных результатов? Вот, что называется, и поговорили…

3. Художник с гордостью предлагает самую удачную с его точки зрения вещь, смотрит в глаза, а вам не нравится. Потому что нравится совсем другое. Тоже дело житейское. Довольно часто художники и коллекционеры расходятся в понимании ценности того или иного направления. Например, автор считает более важным свои фигуративные вещи, а вас поражает только мощь его абстракций. Но художник-то в этот фигуратив литр крови влил… И как поступите? Поделитесь с ним своими соображениями об энергетике конкретной вещи? Вряд ли. Скорее начнете невразумительно уходить от разговора, не сможете принять взвешенное решение - и оставите о себе впечатление в лучшем случае полного профана в искусстве. Виной же всему опять ролевой конфликт: от коллекционера ждут понимания и одобрения, а не критики. А от дилера ждут денег, поэтому он подойдет к вопросу прагматично: отберет самое ценное, коммерчески успешное, «неликвид» не возьмет, а дискуссии о качестве, от греха подальше, предоставит критикам. Разговорами, как известно, сыт не будешь.

4. Вы хотите посмотреть больше работ, а возможности их показывать нет. Мастерская - это не выставочный зал. Возможности демонстрации там сильно ограничены. Более ранние вещи, как часто бывает, могут быть задвинуты далеко на антресоли, сняты с подрамников. А такелажными работами в присутствии покупателя художник вряд ли будет заниматься. В результате коллекционер наверняка посмотрит то, что ближе, а самых важных и желанных для себя вещей рискует просто не увидеть.

5. Про ваш «коммерческий визит» к художнику прознал его галерист. Ситуация будет неловкая. Коллекционер вроде бы и не обязан вникать в особенности их взаимоотношений - сами разберутся. Но тут важнее другое. Провоцируя художника на прямые продажи, вы не создаете ему галерейной истории. Честно говоря, просто ее портите - даже если сделка прошла втайне от всех. Галерист, который вкладывает деньги в развитие карьеры художника - делает выставки, включает в каталоги и обеспечивает финансовую предсказуемость, должен регулярно получать позитивные сигналы в виде хотя бы каких-то продаж. Если происходит движение по конкретному художнику, то это повышает мотивацию продвигать его более активно. Пусть без сверхприбылей, но галеристу или дилеру важно чувствовать динамику - рост количества продаж, интерес со стороны покупателей. Теоретически, если художник вам симпатизирует (чувствует в вас увлеченного правильного, системного коллекционера), он может попросить своего галериста сделать вам существенную скидку. Пусть это будет сделка, проведенная через галерею, - этим вы сослужите добрую службу художнику. На западе это часть цивилизованной практики. Значит, и в наших краях когда-нибудь приживется.

Как видим, в технологиях покупки профессиональный посредник (дилер, галерея и пр.) переигрывает начинающего коллекционера по всем фронтам. Эти люди регулярно посещают мастерские, отсматривают вещи, следят за творчеством, берут лучшие работы оптом, отсеивают «неликвиды». Они общаются с художником, понимают его. И этим посредники занимаются постоянно, а не в свободное от работы время. В результате, как правило, им удается аккумулировать самые лучшие вещи за счет здоровой прагматики отношений.

Для здравомыслящего коллекционера один только этот аргумент в пользу работы с дилером стал бы решающим. Но и в остальном его взаимодействие с посредниками не лишено своеобразной прелести. С посредниками можно торговаться до хрипоты, морщить брови по поводу недостатков того или иного «материала», спорить о качестве, долго и смачно выбирать, не стесняться называть вещи своими именами. И главное - все по-деловому, без обид. А еще с ними можно «сверить часы» инвестиционных перспектив ваших приобретений, почувствовать, куда дует ветер.

Общий совет в этой ситуации: если попался шедевр у посредника - вступайте в торг. И не тешьте себя надеждами: вот пойду как-нибудь к художнику в мастерскую и там куплю работу не хуже и дешевле. Дешевле - может быть, а в остальном - как бы локти не пришлось кусать. Стоящие вещи, как правило, не залеживаются и на заказ не делаются. Хороший художник не бывает одинаковым, и посетить его именно на пике творчества, когда у него получается просто все, - это невероятное везение.

При этом было бы глупо утверждать, что покупка напрямую у художника - это всегда неправильно и ему же во вред. Многое зависит от конкретных людей и конкретных обстоятельств. Например, молодой художник пока не обзавелся галерейной поддержкой, а мэтра, напротив, не заботит выстраивание персональной галерейной стратегии (не важно, считает ли он посредников жуликами или предпочитает сам контролировать процесс). Словом, если у художника нет контрактных галерей или они есть, но взаимодействовать с ними по той или иной причине трудно (встречается и такая экзотика), то чего тут мудрить?
Владимир Богданов ARTinvestment.RU



================ >>>>>>> ================

Вступительная статья Ги де Мопассана к роману «Пьер и Жан» (1887-1888гг.)

Все писатели, и Виктор Гюго, и г-н Золя, настойчиво требовали абсолютного, неоспоримого права творить, то есть воображать или наблюдать, следуя своему личному пониманию задач искусства. Талант порождается оригинальностью, которая представляет собой особую манеру мыслить, видеть, понимать и оценивать. И критик, пытающийся определить существо романа соответственно представлению, составленному по романам, которые ему нравятся, и установить некие незыблемые правила композиции, всегда обречен бороться против темперамента художника, работающего в новой манере. Критику же, безусловно, достойному этого имени, следовало бы быть только аналитиком, чуждым тенденций, предпочтений, страстей, и, подобно эксперту в живописи, оценивать лишь художественную сторону рассматриваемого им произведения искусства. Способность понимать решительно все должна настолько господствовать у него над личными вкусами, чтобы он мог отмечать и хвалить даже те книги, которые ему как человеку не нравятся, но которым он отдает должное в качестве судьи. Однако большинство критиков, в сущности, только читатели, а это значит, что они распекают нас почти всегда понапрасну; если же хвалят, то не знают ни удержу, ни меры.

Тому читателю, который ищет в книге только удовлетворения природной склонности своего ума, желательно, чтобы писатель угождал его излюбленным вкусам, и поэтому он всегда признает выдающимся и хорошо написанным то произведение или тот отрывок, которые отвечают его настроению, возвышенному, или веселому, игривому или печальному, мечтательному или трезвому.

В сущности, читающая публика состоит из множества групп, которые кричат нам:

- Утешьте меня.

- Позабавьте меня.

- Дайте мне погрустить.

- Растрогайте меня.

- Дайте мне помечтать.

- Рассмешите меня.

- Заставьте меня содрогнуться.

- Заставьте меня плакать.

- Заставьте меня размышлять.

И только немногие избранные умы просят художника: - Создайте нам что-нибудь прекрасное, в той форме, которая всего более присуща вашему темпераменту. И художник берется за дело и достигает успеха или терпит неудачу.

Критик должен оценивать результат, исходя лишь из природы творческого усилия, и не имеет права быть тенденциозным. Об этом писали уже тысячу раз. Но постоянно приходится повторять то же самое. И вот вслед за литературными школами, стремившимися дать нам искаженное, сверхчеловеческое, поэтическое, трогательное, очаровательное или величественное представление о жизни, пришла школа реалистическая, или натуралистическая, которая взялась показать нам правду, только правду, всю правду до конца. Надо с одинаковым интересом относиться ко всем этим столь различным теориям искусства, а о создаваемых ими произведениях судить исключительно с точки зрения их художественной ценности, принимая a priori породившие их философские идеи. Оспаривать право писателя на создание произведения поэтического или реалистического - значит требовать, чтобы он насиловал свой темперамент и отказался от своей оригинальности, значит запрещать ему пользоваться глазами и разумом, дарованными природой. Упрекать его за то, что вещи кажутся ему прекрасными или уродливыми, ничтожными или величественными, привлекательными или зловещими, - значит упрекать его за то, что он создан на свой особый лад и что его представления не совпадают с нашими. Предоставим же ему свободу понимать, наблюдать, создавать, как ему вздумается, лишь бы он был художником. Но попытаемся подняться сами до поэтической экзальтации, чтобы судить идеалиста; ведь только тогда мы и сможем ему доказать, что мечта его убога, банальна, недостаточно безумна или недостаточно великолепна. А если мы судим натуралистам - покажем ему, в чем правда жизни отличается от правды в его книге. Вполне очевидно, что столь различные школы должны пользоваться совершенно противоположными приемами композиции.


art gallery, продажи, история искусств, история, галереи, art, art market, выгода, выставки, ощущения, живопись, art history, художник

Previous post Next post
Up