Блоггер устал
Читать на сайте газеты
здесь Эти люди собирались похоронить журналистику. Они говорили: именно мы, из народа, с незамутненным восприятием; именно мы, не профессиональные краснобаи, а профессионалы в своих областях; именно мы, работающие за идею, а не за гонорар перевернем медиапространство. И имя нам - блогеры-тысячники. Что ж, с неприкрытой радостью констатирую: вас больше нет.
А как все начиналось... Вот "Живой Журнал", в просторечии ЖЖ. Ресурс, позволяющий высказаться любому человеку. С картинками. С видео. И - сотни тысяч блогеров вокруг. Кто-то один случайно оказался в нужном месте в нужное время. Его пост подхватывают другие. Казалось, что этот "коллективный журналист" куда оперативнее, чем старые добрые "журналисты по профессии". И острее. Ведь блогер может быть анонимным. В мире, где журналист за неосторожное слово лишается работы, эти правдорубы без лиц и имен выглядели куда как свободными!
Сразу после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС среди журналистов появился и приглашенный блогер. Опыт удался. Пока профессионалы изощрялись в страшилках, "тысячник" разместил фотографии, сделавшие бы честь газете "Правда" 1980 года: мужественные лица спасателей, 1 сентября в поселке энергетиков... И понеслось. Блогеры и президент России. Блогеры встречаются со звездами. Их приглашают на пресс-конференции. Наконец, один известный интернет-ресурс вовсе выгнал журналистов.
Но мода прошла. Листаю ЖЖ: ни комментариев, ни толковых постов. Что же стряслось? Цензура? Тотальный контроль за Сетью? Да нет. Просто появились "Фейсбук" и "Твиттер". То же самое, но короткими фразами. Народу понравилось. Он и раньше ворчал: ой, много букв. Теперь мало. "Выпал снег" - "Зима пришла неожиданно, буксую" - "А я под настроение слушаю Барбру Стрейзанд" - "Люди, где купить игрушки?" Цензура, говорите? Да мы сами себе цензоры! Как у тех обезьянок: не вижу, не слышу и почти не говорю. А умников забаним. Умное вон в газетах пишут. Кстати - о газетах. Живы, так их растак!
Что ж, уроки очевидны. Во-первых, "могильщики" традиционных СМИ переоценили способность людей к системному самовыражению. Написать "задолбали пробки" и разобраться, откуда они берутся, - это все-таки разные вещи. Во-вторых, рухнул миф о том, что, дескать, настоящим журналистом может стать любой, лишь бы сердце погорячее, а люди, сделавшие это своей профессией, - сплошь продажные вруны. Выяснилось, что профессиональные "писаки" приучены отбирать информацию, ее обрабатывать, проверять и делать выводы. Чего в принципе не может сделать человек с улицы. Кое-кто кое-где - да, но не все поголовно. И этот кое-кто - уже готовый журналист, которому дорога в нормальные СМИ, а не в блогеры-тысячники. В-третьих, стало наконец ясно, что средство массовой информации как бизнес-проект, как машина, генерирующая новости и мнения, - вне конкуренции, и никакие проекты, рожденные "на коленке", эту машину не отменят. Наконец, теперь, надеюсь, очевидно, что СМИ - это не просто набор мнений. И не просто набор новостей. Это грамотное сочетание того, другого и еще многого-многого другого, например, прогноза погоды, карикатур и фотографий.
Очень часто мы, видя, как появляется техническая новинка, думаем, что старое обречено умереть. Но всегда ошибаемся. Вспомним, что адепты ТВ в 1950-е уже хоронили газеты, а поклонники видеоклипов в 1980-е - живую рок-музыку. А в реальности и новое живет, если может жить, и старое себе место находит. Обновляется. Улучшается.
Жалко, конечно, расставаться с очередной иллюзией. "Народные журналисты" не перевернули этот мир. Ничего! Может, недруги традиционных СМИ порадуются в следующий раз.