Сценарий

Jan 11, 2011 21:42

ШАМПАНСКОЕ (по мотивам одноименного рассказа А. П. Чехова)

Сцена 1-я.
Класс, состоящий из мальчиков 9-10 лет. Жаркий день. Солнце через окна нагревает класс до духоты. Монотонная речь учителя об уравнениях. Одно окно приоткрыто, мальчик, сидящий рядом с ним, настойчиво смотрит наружу. Вдруг по классу проходит волна радости и любопытства. Некоторые мальчики поднимаются, задирают головы и начинают махать руками, показывать на что-то пальцами, улыбаться.
Мужской голос за кадром: Бывает, что во время урока математики, когда даже воздух стынет от скуки, в класс со двора влетает бабочка; мальчишки встряхивают головами и начинают с любопытством следить за полетом, точно видят перед собой не бабочку, а что-то новое, необыкновенное, удивительное.
Класс продолжает шуметь, ловить что-то.

Сцена 2-я:

Небольшая комната, обклеенная дешевыми обоями в мелкий цветок. Празднично мерцает наряженная елка. Красивый мужчина и нарядно одетая женщина средних лет сидят за столом друг напротив друга.
Тот же голос за кадром: Помнится, когда-то я старался, чтобы мои мысли были печальнее и мрачнее. Я был настолько самолюбив, что сознание, что я несчастен, даже доставляло мне удовольствие. Много в моих мыслях было правды, но много и нелепого, хвастливого, по-мальчишески вызывающего.
Женщина смотрит телевизор, изредка поглядывает на мужа с нежной улыбкой. Он, по всей видимости, к этому моменту изрядно выпивший, ковыряет вилкой в тарелке, время от времени смотрит на часы. Наконец, он молча встает, подходит к буфету и вынимает оттуда бутылку дорогого шампанского. Начинает медленно откупоривать. Бутылка выскальзывает из рук и падает на пол. Он поспешно поднимает ее и ставит на стол.
Он (наливает 2 бокала): Ну, с Новым годом, с новым счастьем! Пей!
Жена: Ты уронил бутылку?
Он: Да, уронил. И что же из этого?
Жена (испуганно): Нехорошо. Нехорошая примета...
Он (со вздохом): Умная женщина, а бредишь, как старая бабка! Пей, тебе говорят!
Она: Дай бог, чтоб я бредила, но... непременно случится что-нибудь! Вот
увидишь!
Он встает, подходит к окну.
Он (устало): Ну что за глупая женщина! Что плохое может случиться ЗДЕСЬ? Такая тоска. Живу в непобедимой безвылазной скуке. Кругом на километры ни одного человеческого жилья, ни одного порядочного кабака, гостей никаким калачом не заманишь!
Смотрит в сторону жены - та удивленно, но по-прежнему нежно смотрит на него. Он внезапно зло, как будто ставя в вину жене.
Он: Послушай, я, вроде, из хорошей семьи, но ни хорошего образования, ни приличного воспитания не получил! (распаляясь) Я ни на что не способен, я в расцвете сил сгодился только на то, чтобы мною заткнули место начальника станции. Я тебя спрашиваю, что еще недоброе со мной случиться?
Жена: А со мной?
Он: С тобой? А что у тебя есть? А ничего, ничего у тебя нет на этом свете, кроме красивого мужа!
Быстрыми шагами выходит в предбанник, надевает куртку и выходит на улицу, громко захлопнув дверь. Оказывается на занесенной снегом железнодорожной станции. Тихая морозная ночь, вдали видны огни поезда. Какое-то время он идёт вдоль насыпи к огням, тяжело дышит, останавливается, несколько минут смотрит на приближающийся свет, пока тот не становится совсем близко, затем с остервенением кричит навстречу ему.
Он: Что же еще плохого может случиться? Что еще может случиться?
Поезд с шумом проходит мимо.
Он (шепчет, глядя ему вслед): Всё гибнет. Всё сор.
Некоторое время стоит молча, глядя под ноги, ковыряет ботинком снег, затем поворачивается и плетется к дому. У порога его встречает жена, она возбуждена, радостно улыбается. Начинает поспешно шептать.
Жена: У нас новость! Иди, переоденься во что-нибудь поприличнее, у нас гостья!
Он: Какая еще гостья?
Жена: Сейчас с поездом приехала тетя Наталья Петровна.
Он: Какая Наталья Петровна?
Жена: Жена моего дяди Семена Федорыча. Ты ее не знаешь, но она очень добрая
и хорошая... Конечно, странно, что она приехала сейчас в ночь, но ты не сердись. Она говорит, что несчастна, мой дядя Семен Федорыч… с ним в самом деле трудно ужиться. Она говорит, что совсем немного у нас погостит.
Он (отодвигая от входа жену): Ничего не понимаю!
Снимает куртку, вешает её на крючок, входит в комнату. За столом сидит молодая женщина с живым лицом и яркими глазами. Она встает и, улыбаясь, через стол протягивает ему руку.
Она (нарочно разглядывает его): А я не знала, что у меня есть такой крупный племянничек!
Он смотрит на нее как на диковинное существо, потом, внезапно смутившись своему взгляду, поспешно жмет ей руку и, молча, садится. Кладет себе салат, начинает интенсивно жевать, не отрывая глаз от тарелки.
Она (обращаясь к жене): Я долго вас обременять не буду, дня три побуду, пока не получу письмо от брата.
Жена: Да сколько угодно! Мы так рады! Что же случилось, милая? Дядя Семён совсем затиранил тебя?
Она с улыбкой разглядывает его, отвечает нарочито капризным тоном.
Она: Я убежала. Я несчастна! Он деспот, обвинял меня черт знает в чем. Разве я виновата, что он стар, а я еще молода и красива, и мне нравится жить, да-да нравится и хочется жить? Неужели я должна всю жизнь проводить так?
Он ошарашено поднимает глаза, пристально смотрит на то, как она, как ни в чем не бывало, кладет себе салат, напевает простую мелодию, начинает есть.
Жена начинает собирать грязную посуду со стола.
Жена (поучительным тоном): Но, милая, ты же сама решила выйти замуж, никто тебя не неволил.
Он, не отрываясь, следит за каждым ее движением, за тем, как она говорит, как подносит еду ко рту, как смеется. Внезапно начинает слышать все, как сквозь вату, как будто внутри себя: разговоры, звон приборов о тарелки, свое дыхание, то, как он жует еду, как глотает. Все эти звуки оглушают его. Он мотает головой, пытается избавиться от этого ощущения.
Она: Я же выходила замуж совсем девчонкой. Он был неплох, важен, но вдруг так быстро состарился, поглупел, с головы до ног стал набит предрассудками.
Жена с грязными тарелками выходит в кухню, гремит посудой. Кричит оттуда.
Жена: Такие резкие суждения - удел молодых жен, но теперь надо терпеть, Наташа…
Она (перебивая, сердясь): Я и терплю. Я же прошу только дать мне жить. Сам не живет, и мне не дает.
Некоторое время молчат. Затем воспользовавшись тем, что жена занята на кухне, она обращается к нему с насмешливой улыбкой.
Она: Чего ты все молчишь? Скажи что-нибудь, а?
Он (оглушенный звуками): Я и не знал, что у меня есть такая хорошенькая тетя!
Она смеется.
Он: Я и забыл, что бывает на свете вот такой чудесный, мудрёный запах.
Входит жена, ставит что-то на стол.
Жена: Ну, не будем спорить. Забудем все плохое! (обращаясь к мужу) Откроем вторую бутылку шампанского?
Он подходит к шкафу, достает бутылку, начинает открывать ее. Пробка с грохотом вылетает. Наступает тишина.

Сцена 3-я:
Ночь, в доме темно и очень тихо. Открывается дверь одной из комнат, оттуда выходит он, оглядывается. Затем плотно и по возможности тихо закрывает дверь, проходит несколько шагов и останавливается, плотно прижавшись спиной к стене. Стоит так, недвижимый, несколько минут с закрытыми глазами. Как будто очнувшись, тихо проходит в предбанник, открывает дверь на улицу. Некоторое время стоит, смотря перед собой, а потом вдруг срывается и бежит. Бежит изо всех сил, бежит долго, смеётся, задыхается, время от времени спотыкается и падает, но снова поднимается и бежит в волнении и радости.

Сцена 4-я:
Он сидит за тем же столом. Жена что-то готовит на кухне.
Он: Какой сегодня день недели?
Жена: Четверг. Наташа, наверное, уже добралась. Хорошая она, молодая только.
Он: Четверг…
Принюхивается, говорит как будто сам себе.
Он: Четверг, а уже не пахнет.
Жена: Чем не пахнет?
Он: Ничем. Ничем не пахнет.
Медленно встает, направляется к выходу. Какое-то время стоит на пороге, затем начинает бежать, разгоняется, пытается бежать как тогда, изо всех сил, пытается улыбаться, растягивает себе рот руками. Внезапно, тяжело дыша, останавливается.
Previous post Next post
Up