По многочисленным просьбам коллег решил сделать в ЖЖ частичную публикацию моего большого материала, посвященного камерам Sony A7 и A7R. Полная версия статьи, опубликованная некоторое время назад на
Total3D.ru находится
здесь. По ссылке - большая галерея тестовых снимков в самых разных условиях, оригиналы фото с обеих камер, тесты ISO с примерами и многое другое.
Новые камеры Sony A7 и A7R - не первая попытка компании Sony поместить большой полнокадровый сенсор в корпус компактной беззеркальной камеры. Вспомним модель RX1 с несменной 35-мм линзой, которая в свое время не только наделала много шуму заоблачным ценником в 3000 долларов, но также и доказала, что полнокадровым компактным камерам быть.
Этот материал не является полноценным обзором с кучей технических характеристик - об этом давно уже написано и сказано. Скорее, это попытка поделиться опытом и впечатлениями от использования новых камер в путешествии, студии и на улице.
Внешний вид, удобство использования
Дизайн «семерок» нельзя сопоставлять с веяниями модного в наше время высокотехнологичного ретро, яркими представителями которого являются последние модели камер Fujifilm X и Olympus. Модели A7 и A7R выглядят современно, узнаваемы, лаконичны и по-своему красивы. Стильные колёсики, необычная кнопка спуска, выступ для пентапризмы, который играет роль посадочного места для видоискателя и мультиинтерфейсного разъёма - у камер Sony в плане внешнего вида обычно проблем нет. При этом разработчикам удаётся удивительным образом делать технику не только красивой, но и удобной в использовании.
На самом деле, форма, цвет и дизайн имеют значение, даже для аппаратов класса Pro и полу-Pro, ведь сейчас гаджеты и технику выбирают не только исходя из технических характеристик, но и учитывая имиджевую составляющую - внешний вид. Внешне модели очень схожи между собой - на первый взгляд кажется, что отличаются они только шильдиком с буквой R на фронтальной поверхности. На самом деле, на корпусе A7 больше пластика, в то время как корпус A7R полностью выполнен из магниевого сплава. Модели нельзя назвать суперлегкими, однако они существенно легче и меньше зеркальных аппаратов того же уровня, таких как, к примеру, Canon 6D.Несмотря на небольшие размеры, элементов управления у «семерок» более чем достаточно. Большую часть из них можно настроить под себя. Другими словами, пользователь может назначить тому или иному кольцу или кнопке нужную функцию, в зависимости от потребностей и условий съёмки. Серьезная переработка управления в линейке камер Sony началась с премиальной NEX-7 с ее набором барабанчиков и настраиваемых кнопок.
Sony A7 и Sony A7R, вид сбоку
Камеры A7 и A7R получили переработанный и усовершенствованный вариант управления по сравнению с NEX-7. Всё стало интуитивнее и проще. Особое внимание стоит обратить на два колеса, которые расположены сзади и спереди ниже от кнопки спуска. Эти колёсики настраиваемые. При съёмке в «приоритете» на одно кольцо повесить настройку ISO, а на второе - диафрагму или выдержку.
Переднее настраиваемое кольцо расположено ощутимо ниже кнопки спуска. Вращать его приходится или указательным, или средним пальцем правой руки. К этой особенности дизайна камеры определенное время приходится привыкать, особенно тем, кто раньше много снимал на зеркальные камеры Sony и Canon. У них кольцо регулировки расположено совсем рядом с кнопкой спуска.
Sony A7 и Sony A7R, внешний вид
На верхней поверхности находятся еще два барабанчика для изменения режима съемки и коррекции экспозиции. Вообще, дизайн элементов управления на верхнем торце «семерок» практически не отличается от небезызвестной RX1. Кольца имеют ощутимый щелчок и слегка туговаты, но зато всё под рукой. Во время хвата до кольца смены режимов съёмки большим пальцем правой руки не дотянуться, поэтому приходится задействовать свободную руку.
Казалось бы, зачем такой маленькой красивой камере широкий ремень. По стилю вполне подойдет тоненький и симпатичный - тот, которым и комплектуются модели. Впрочем, уверенность в этом утверждении пропадает в момент, когда цепляешь на шею семерку с адаптером LA-EA4 и килограмовым телевиком.
Sony A7R + LA-EA4 + Minolta AF 80-200mm F2.8 HS APO G, объектив FE 35mm F2.8 ZA, Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS
Несмотря на огромный выбор автоматических режимов, камеры Sony A7 и A7R позволяют раскрыть свой потенциал именно в работе с ручными настройками, когда фотограф может контролировать каждый параметр и снимать в RAW.
На кольце режимов есть несколько делений для так называемых предустановок, которые можно записать для специфических условий съёмки. Из спящего режима или режима ожидания аппараты выходят быстро, ждать долго не приходится. Но вот включаются «семерки» иногда довольно долго. Некоторые связывают это с продолжительной инициализацией того или иного стекла.
Я редко снимаю сериями, поэтому судить о скорострельности аппаратов не буду. Заявленные разработчиком характеристики серийной съёмки вряд ли порадуют спортивных фотографов и репортажников - это уже немного другой рынок и другой потребитель. Запись данных на карту памяти происходит оперативно и без тормозов, особенно если использовать флешки последнего поколения.
Кстати, о картах. "Семерки" поддерживают два формата - SD и фирменные карты MemoryStick. Сразу после анонса камер на форумах и в социалках фотолюбители долго спорили о том, почему только один разъём, почему в камеру такого уровня нельзя вставить CF и как жить дальше.
Двумя слотами для карт памяти обладает зеркальный флагман Sony - модель A99. Личный опыт работы с "семерками" и А99 показал, что наличие одного или двух слотов для меня лично не принципиально.
Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS, Sony A7R, LA-EA4, объектив FE 35mm F2.8 ZA
RAW-файлы A7 и A7R по сравнению с исходниками 24-Мп A99 и A900 стали легче. Размер одного файла можно легко определить зная разрешение. У 24-Мп A7 один RAW-файл весит около 25 Мбайт, а у 36 Мп A7R - 35- 40 Мбайт. Учитывая широкий динамический диапазон и расширенные возможности при обработке RAW, 40 Мбайт для 36-Мп снимка выгодно выделяют модель в ряду конкурентов, у которых картинка с таким же разрешением весит 75-100 Мбайт.
Здесь важно заметить, что в камерах реализована 16-битная обработка изображений. Сами RAW-файлы на выходе получаем 14-разрядные.
Приятно порадовал режим просмотра изображений. Наконец, у топовых аппаратов Sony появилось колесико для быстрого скроллинга. Теперь не нужно бесконечно дергать джойстик во время просмотра всей серии снимков.
Интересная особенность новых камер - функция восстановления фотографий. Работает она не слишком быстро, но эффективно и вполне может сгодиться для поиска утерянных кадров в путешествии, когда получить доступ к ПК с полным спектром ПО для восстановления данных проблематично.
Когда запущена функция восстановления, кажется, словно камера зависла и не реагирует на нажатия кнопок. На самом деле, все в порядке - нужно просто дать аппарату время.
Автофокус
Камера A7 оснащена гибридной системой автофокуса (автофокус с определением фазы /автофокус с определением контрастности), у A7R - только контрастный автофокус. В полевых тестах A7 оказалась немного быстрее A7R по скорости фокусировки и хваткости. К сожалению, на текущий момент скорость автофокуса обеих моделей немного уступает аппаратам того же класса.
Выбор точки фокуса осуществляется с помощью кнопок навипада. После нескольких лет использования джойстика на A900 и A99 к новым элементам приходится привыкать и что главное - учиться выбирать нужную точку очень быстро.
Для любителей ручной фокусировки и тех, кто планирует использовать в связке с камерами мануальную оптику от сторонних производителей, предусмотрены функции увеличения области фокусировки и пикинга. С их помощью можно снизить процент брака и удостовериться в правильности наведения до нажатия на кнопку спуска.
У «семерок» на передней поверхности установлена небольшая, но мощная лампа подсветки автофокуса, правда, расположена она достаточно близко к переднему колёсику. Во время съёмки желательно следить за тем, чтобы средний палец не закрывал луч и не мешал при этом камере фокусироваться. У меня ушло примерно полдня на то, чтоб приучить палец лежать на нужном месте.
Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS, Sony A7R + LA-EA4, объектив FE 35mm F2.8 ZA
Видоискатель и дисплей
Компания Sony была одной из первых на рынке, которой удалось доказать, что электронный видоискатель в фотокамере не только не уступает оптическому, но и по многим параметрам превосходит его, особенно если речь информативности и практичности.
В этот раз Sony тоже не подвела - «семерки» оснащены великолепными цифровыми видоискателями с высоким разрешением (XGA OLED, 1024x768 точек) и возможностью настройки отображаемых параметров. Видоискатель показывает картинку непосредственно с матрицы, поэтому пользователь видит изображение таким, каким оно будет в окончательном варианте.
Трёхдюймовый дисплей у камер качественный, демонстрирует яркую, сочную картинку. Конструкция ЖК-экрана предусматривает наклон вверх на 90 градусов и вниз на 45 градусов. Отвечающий за наклон экрана металлический шарнир жесткий и крепкий - выломать дисплей по неосторожности вот так сходу не получится.
Во время съёмки на глянцевом экранчике остаются отпечатки пальцев, а если дать камеру модели с мейком - тоналка и пудра.
Sony A7 и Sony A7R, вид сзади
Во избежание появления на дисплее потертостей и царапин я обычно обхожусь покупкой недорогой защитной пленки для планшета или мобильного. Вырезаем прямоугольник нужного диаметра, наклеиваем. Всё, теперь дисплей защищён.
Наклонный дисплей даёт возможность снимать с неожиданных углов и ракурсов, что по достоинству оценят стрит-фотографы и любители съёмки видео.
Работа в студии
Помимо полевых тестов мне удалось задействовать камеры Sony A7 и A7R в нескольких студийных проектах.
Sony A7 и Sony A7R, внешний вид
Итак, beauty-съёмка для журнала. В съёмке участвовали две прекрасные барышни - звезда сериала «Сваты» и «Сашка» актриса Аня Кошмал и певица Рената Штифель.
Sony A7R, 1/125 c, f/10, ISO 125, 80 мм
Камера A7R работала в связке с адаптером LA-EA4 и телевиком Minolta AF 80-200 F2.8 HS APO G, известным в узких кругах как «большая белая труба». Несмотря на большой вес, громкий привод и отсутствие ультразвукового мотора для фокусировки, это один из любимых моих объективов, поэтому часто использую для съёмки портретов и в путешествиях.
В ходе съемки на телеобъектив был обнаружен один противоречивый момент, связанный с компактными размерами тушки камеры. Казалось бы, небольшие габариты - неоспоримое преимущество камеры. Преимущество до тех пор, пока на нее не надевается тяжелый полнокадровый телевик. Как выяснилось, держать аппарат с адаптером и объективом весом 1280 граммов в одной правой руке практически невозможно. Из-за перевеса ребро нижней части корпуса камеры режет руку и управлять ею правой рукой становится крайне сложно. В этом случае центр тяжести концентрируется на левой руке - на переходнике или чуть дальше, рядом с кольцом зумирования на объективе. Правая рука освобождается - только и знай что жми на кнопку и крути колёсики.В качестве источников света использовалась портретная тарелка + 2 софтбокса в фон. Вашему вниманию - два полноразмерных 100%-кропа с 36-Мп тестовых снимков.
[
Sony A7R, 1/125 c, f/10, ISO 125, 160 мм
Учитывая отсутствие встроенного стабилизатора в объективе и тушке камеры, а также накладываемые студийными синхронизаторами ограничения по длине выдержки, у меня возникали серьезные опасения при съемке на длинном конце с рук. Впрочем, ничего страшного не произошло - шевеленки на фото замечено не было. Порадовал уровень детализации кожи и ресниц при 100% увеличении. В этом вы можете убедиться сами.
У A7R скорость синхронизации вспышки - 1/160 секунды, а у A7 - 1/250 с.
Как и в случае с топовой Sony Alpha SLT-A99, «cемерки» комплектуются горячим башмаком со стандартным разъёмом - конец мучениям с переходниками и прочими сложностями, с которыми сталкивались пользователи более ранних моделей камер Sony Alpha.Обратная сторона медали - решения вопроса совместимости с некоторыми вспышками Sony, в том числе - относительно недавней моделью Sony HVL-F43AM, которая оснащается старым разъемом. По этой причине владельцам старых вспышек стоит учитывать фактор совместимости и при необходимости докупить нужный переходник.
Питание и время автономной работы
Заряжаются «семерки» через Micro USB - либо от компьютера, либо от розетки. Для второго варианта предусмотрен небольшой адаптер-переходник с вилкой. В комплект поставки камер отдельное зарядное устройство не входит.
Зарядка напрямую через USB - не самый удобный вариант, так как в процессе задействован сам аппарат, то есть поставить на зарядку батарейку и снимать дальше не получится. Оптимальный выход - покупка дополнительных двух-трёх аккумуляторов, которые обеспечат комфортную работу на протяжении съемочного дня. К счастью, батарейки сравнительно лёгкие и компактные, поэтому много места в кофре или сумке не занимают.
Sony A7 и Sony A7R, вид спереди снизу
Заряда аккумулятора у A7 и A7R хватает примерно на 280-300 снимков. Заявленное разработчиком время работы от батареи - около 340 кадров. На сколько фотографий хватит камеры - зависит от режима съёмки, использования дисплея или цифрового видоискателя. Кстати, с последним батарея садится быстрее (240 кадров). Если задействовать Wi-Fi, аккумулятор будет садиться еще быстрее.
В качестве опционального аксессуара Sony предлагает батарейный блок с вертикальной ручкой, куда помещаются 2 аккумулятора. Вещь интересная и придаёт камере солидный вид, вот только ценник в 300 долларов может отпугнуть изрядное количество покупателей. С другой стороны, это дополнительные габариты и весы, поэтому приходится выбирать.
Я не заметил особой разницы между расходом батареи в связке камера + адаптер LA-EA4 и без него, поэтому не могу утверждать о его «прожорливости» или об обратном.
Еще один вариант решения проблемы зарядки батареек без участия камеры - покупка зарядного устройства типа BC-VW1.
Оптика
Камеры Sony A7 и A7R оборудованы байонетом E-mount, который совместим с новой линейкой компактных полнокадровых линз FE и более ранних моделей E-mount-стекол для кропнутых NEX. На момент анонса «семерок» на рынке выбор FE был ограничен несколькими моделями, но компания-производитель пообещала уже в ближайшее время представить целый спектр объективов с различными фокусными и ценниками.
В A7 и A7R нет встроенного стабилизатора изображения - грустно, печально, но что поделать - как есть. По этой причине разработчик принял решение выпускать объективы со встроенной стабилизацией. Это значит, что стёклышки будут тяжелее и дороже.
Китовый объектив FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS для А7 можно купить в комплекте с камерой, или отдельно. Его стоимость - около 500 долларов, что дороговато. Наверное, эта линза станет неплохим выбором для ленивых фотолюбителей, которые предпочитают не заморачиваться с выбором оптики, светосилой и красотой боке. Купил, снял, выложил в "Одноклассники", забыл.
[caption id="attachment_121515" align="aligncenter" width="700" caption="Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS, Sony A7R + LA-EA4, объектив FE 35mm F2.8 ZA"]
На мой взгляд, продвинутых фотолюбителей этот не слишком светлый объектив вряд ли заинтересует. К примеру, за те же деньги можно найти что-то более светосильное на A-mount от сторонних производителей, ну, или, в крайнем случае, подкопить денег и купить нормальный фикс.
Преимущества кита FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS - пыле- и влагозащищенность, встроенная стабилизация изображения, вполне сносный рисунок для семейного фотоальбома. Противоречивые моменты - промахивается с фокусировкой, пластиковый, тяжеловат.
По сравнению с привычными 35-мм полнокадровыми объективами для зеркальных фотокамер, 35-мм фикс Sony Sonnar T* FE 35mm f/2.8 ZA очень компактен, лёгок и помещается в кармане куртки или пиджака.
Sony A7R + LA-EA4 + Minolta AF 80-200mm F2.8 HS APO G, объектив FE 35mm F2.8 ZA, Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS
За 800 долларов своей стоимости объектив обеспечивает добротную резкую картинку по всему полю даже на открытой диафрагме.
Приятно удивила скорость фокусировки. Объектив облачен в металлический корпус и комплектуется пластиковой блендой оригинальной формы. Благодаря ей передняя линза дольше остаётся чистой, без пылинок и отпечатков пальцев. В конце материала все желающие смогут ознакомиться с исходниками снимков, сделанных с помощью этого объектива.
По размерам 55-ка Sony Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZA примерно в два раза больше 35-мм объектива. При этом линза радует великолепной картинкой, отличной детализацией и хорошо справляется со светом в сложных для съёмки ситуациях.
Sony Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZA придется по душе тем, кто снимает стрит и неплох для съёмки поясных портретов. Крупноплановые портреты лучше фотографировать на что-то более «длинное». Стоимость этого объектива - около 1000 долларов.
Вот несколько Батумских фото с этого объектива:
Sony A7 1/320 c, f/6,3, ISO 100, 55 мм (Sony Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZA)
Sony A7 1/500 c, f/4, ISO 100, 55 мм (Sony Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZA)
Еще одна интересная модель - штатник среднего уровня Carl Zeiss 24-70mm f/4 OSS стоимостью около 1200 долларов.
Carl Zeiss 24-70mm f/4 OSS оснащен встроенным стабилизатором, имеет размеры 73 x 94,5 мм и весит 430 граммов. Объектив практически бесшумно фокусируется, что понравится видеографам, выполнен в металлическом корпусе и обладает пыле- и влагозащитой. Carl Zeiss 24-70mm f/4 OSS можно устанавливать и на кропнутые NEX. При этом фокусные объектива будут эквивалентны 35-105 мм. Модель уже доступна на рынке и стоит около 1200 долларов.
Одной из самых долгожданных стекляшек стал относительно компактный по сравнению с A-mount моделями белый полнокадровый телевик Sony FE 70-200mm F4 G OSS. Разработчики обещали представить модель этой весной, и слово своё сдержали - в феврале появилась официальная информация о стоимости новинки - полторы тысячи долларов и сроках выхода на рынок. На момент публикации материала Sony FE 70-200mm F4 G OSS висел на B&H с пометкой «Доступно к предзаказу».
Особенности Sony FE 70-200mm F4 G OSS - съёмная лапа для установки объектива на штатив, встроенный стабилизатор, ультразвуковой привод для фокусировки, просветляющее покрытие Nano AR Coating. Минимальное расстояние фокусировки - около 1 м, диаметр фильтра - 72 мм. Лепестки диафрагмы скруглены и их девять.
Одно из преимуществ модели - компактные размеры и небольшой вес как для полнокадрового телевика с таким диапазоном фокусных - 80 мм х 175 мм (диаметр х длина), масса - 840 г.
Пока что не известно, насколько оправданным окажется вот это вот F/4, ведь топовые телевики такого класса обычно светосильнее. Также интересно будет сравнить Sony FE 70-200mm F4 G OSS с Sony 70-200 mm F/2.8 G (SAL-70200G) и большой белой трубой - моим наиболее часто используемым объективом на текущий момент.
Благодаря короткому отрезку, в плане оптики рассматриваемые камеры интересны также возможностью установки на них через соответствующие переходники самых разных объективов - от современных автофокусных до старых мануальных, включая легенадрные Leica. Это открывает широкие возможности для экспериментов и поиска идеальной связки для того или иного сюжета. Единственная сложность - поиск и покупка качественных комплектующих - переходников и сопутствующих товаров. Вообще говорят, что E-mount сейчас рассматривается как один из самых перспективных байонетов ближайшего будущего. Посмотрим, так это или нет.
Сейчас готовлю к публикации материал по объективу Carl-Zeiss Vario-Tessar T* FE 24-70mm f/4 ZA OSS, который брал с собой в поездку в Тунис. Задавайте вопросы, постараюсь на все ответить.
Переходник LA-EA4
Переходник LA-EA4 предназначен для установки на камеры Sony A7 и A7R объективов с байонетным креплением А. Модель оснащена механизмом диафрагмы с функцией автоэкспозиции.
Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS, Sony A7R, LA-EA4, объектив FE 35mm F2.8 ZA
По сути, владельцам зеркальных камер Sony с парком оптики Sony и Minolta приходится покупать "семерку" в комплекте с адаптером - иначе старые объективы на новую камеру не установить.
LA-EA4 поставляется в комплекте с небольшим жёстким кейсом, поэтому его удобно транспортировать в кофре или фотосумке, не беспокоясь за сохранность и чистоту зеркала.
Sony A7 + FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS, Sony A7R, LA-EA4 в футляре, объектив FE 35mm F2.8 ZA
Переходник оснащён классической отвёрткой, поэтому с ним можно использовать как новые объективы для байонета А, так и старые линзы Minolta.
Адаптер имеет встроенную систему 15-точечной TTL-автофокусировки и три крестообразных датчика. Поддерживается следящая автофокусировка с определением фазы.Во время съёмки с переходником на разные объективы никаких оптических проблем вроде фронт- и бэк-фокуса замечено не было. Фокусируется система тоже достаточно быстро. Единственный спорный момент - все точки фокусировки сконцентрированы достаточно близко к центру. По этой причине во время съёмки портрета в студии на глазах модели приходится фокусироваться крайней правой точкой, а потом лишнее резать при обработке.
Sony A7 в путешествии
В период тестирования камеры у меня приключилась рабочая командировка в Грузию. Для меня эта поездка без тяжелого рюкзака с фотоооборудованием стала первой за последние несколько лет. Вместо привычного набора решил обойтись двумя камерами: Sony RX1 и Sony A7. Из объективов взял Sony Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZA и ширик Sony Carl Zeiss Distagon T* 24mm f/2.0 ZA SSM, с которым осенью месяц путешествовал в Гималаях.
Так вышло, что время моего посещения солнечного Батуми совпало с холодной штормовой погодой в регионе, которая сопровождалась проливным дождём и шквальным ветром. В один из вечеров было решено прогуляться по городу с камерой в одной руке и зонтом - в другой. Цель - удоствериться, насколько хорошо "семерка" защищена от пыли и влаги. Итогом эксперимента стала серия вечерних снимков с мокрым асфальтом и промокший до нитки фотограф. Несмотря на наличие зонта, капли с корпуса камеры, адаптера и 24-мм объектива приходилось вытирать рукавом куртки каждые 2-3 минуты. Тем не меенее, теперь я могу наверняка утверждать, что и "семерке", и адаптеру, и 24-мм объективу Carl Zeiss проливной дождь не страшен.
Вашему вниманию - подборка фотографий с лёгкой обработкой (конвертация из RAW в Adobe Lightroom).
Sony A7, 1/50 c, f/2,8, ISO 800, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)
Sony A7, 1/60 c, f/2,0, ISO 320, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)
Камера с 24-мм фиксом была установлена на миниатюрный штатив для мобильного телефона. Съёмка из окна отеля на набережной Батуми.
Sony A7, 30 c, f/11, ISO 100, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)
Этот кадр снят поздно вечером, с рук:
Sony A7, 1/6 c, f/5, ISO 1600, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)
Sony A7, 1/20 c, f/6,3, ISO 1000, 24 мм (24mm F2 ZA SSM)
Еще один снимок с 55-ки FE 55mm F1.8 ZA:
Sony A7, 1/3200 c, f/6,3, ISO 100, 55 мм (FE 55mm F1.8 ZA)
Продолжить чтение материала
Живой Журнал
Facebook
Вконтакте
Instagram
500px