БАНАНИЗАТОРЫ
К
этому и многому
другому При том, что отрицать необходимость перемен в системе образования нелепо, но направленность их всё более подпадает под графу «катастрофа рукотворная». Не претендую на новизну формулировки (что-то мне подсказывает, что это уже кто-то сказал), но нынешнюю ситуацию в сфере образования (а, следовательно, и науки) можно, ИМХО, описать так:
Раньше они спрашивали:
если вы такие умные - почему такие бедные?
А сейчас задались вопросом:
если они такие бедные - для чего такие умные?
На первый взгляд всё логично: кто не слышал, что невеждами управлять легче?
Так что как бы разумно: институты и университеты каждый год выпускающие из своих стен сотни тысяч ученых, управленцев, педагогов, а, главное, инженеров, инженеров, инженеров, инженеров всех возможных специальностей - это же фабрики недовольных. «Умник-голодранец» для властей во все времена - жупел, архетип опасного смутьяна.
Франция и Южная Корея, открывшие в послевоенное время доступ к высшему образованию для тысяч представителей «нижнего среднего класса» и откровенных низов, конечно, получили одним из результатов Парижские волнения 1968 года и дикое, звериное неистовство корейских студенческих демонстраций 70-х и 80-х. Но, кроме этого, они получили и экономику высоких технологий, которая, как полагают наши либералы, для России «не по Сеньке шапка».
Экономике не нужно столько специалистов? А нам нужна такая экономика?
Промышленность, которая была способна воплотить любой замысел от чертежа до серийной модели и давала миллионы рабочих мест заменяется рахитом, для которого большим достижением считается создание фабрики отверточной сборки на несколько тысяч вакансий. Это нужно? Над
самыми человекоемкими отраслями висит дамоклов меч разрушения, что в купе с повышением цен на ЖКХ даст многомиллионную армию не просто безработных, а ещё и бездомных людей. Пресловутое долготерпение зиждется на сохранении за людьми остатков (часто иллюзорных) социального статуса и прежнего, воспринимаемого, хоть отчасти, как нормальный, образа жизни. Дальше-то что?
На самом деле, это нацию выпускников десятилетки и мэнеэсов можно было легко убеждать в недопустимости насилия. Можно было верить во всесильность «ящика» и стращать утратой «швобод».
Со снижением уровня образования и субъективного социального статуса управлять придется при помощи дубинки и слезоточивого газа. И не потому, что возрастет сплочённость или социальный протест обретёт чёткие организационные формы. Совсем нет. Просто нравы общаги для «лимиты» будут определять «модус вивенди» нации. И, соответственно, там, где вчера управлялся один участковый, завтра потребуются роты омоновцев. И никакой революции, просто эксцессы, знаете ли, ссоры бытовые в формате «улица на улицу». НО: политики, опирающиеся полицейские штыки, рано или поздно перестают быть нужными самим полицейским. Зачем держать этих павлинов, если вся «технология управления» известна любому жандармскому майору? Майору и царствовать. А через полгода другому. А потом - третьему (см. историю банановых республик). Это же естественно.
Впрочем, они давно ведут себя так будто у них либо вертолётная площадка в минуте ходьбы либо СПИД последней стадии, так что требовать от них стратегического мышления просто смешно.
А ведь программа, которая обеспечила бы подлинно обязательное среднее и доступное (пусть не на советском уровне) и качественное высшее образование могла бы стать важнейшим и эффективнейшим механизмом посттравматической реабилитации нации, своего рода возвращением надежды.
НО: кто сказал, что «наша» власть способна оказывать подобные «услуги населению»?
Кадр из фильма "Я шагаю по Москве"