Царство пресвитера Иоанна

Oct 04, 2023 11:00

Наткнулся в паблике «Новости археологии» на эту заметку о кресте из Герата. Начал искать, что такое Пехлевийская Псалтырь.
Набрёл на статью, а там приоткрывается (чуть-чуть) целый мир китайского, среднеазиатского и индийского христианства II-VII веков. Впечатлён.

Я конечно, что-то когда-то слышал об этом (особливо про Малабарскую Церковь), но что и когда уже не упомню.

Статья («The Pahlavi Inscribed Processional Cross Of Herat, Afghanistan And The Pahlavi Crosses Of South India: A Comparative Study Of The Religio Cultural Traditions Of The Churches Of India And Parthia») на английском, но автоматический перевод, сколь могу судить, информативен и не превращает текст в абракадабру.



Собственно заметка:

Процессионный крест из Герата (Афганистан).

Процессионный (выносившийся священником на богослужении) крест с надписью на пехлеви (среднеперсидском) предположительно датируемый VIII веком, был найден недалеко от Герата, Афганистан. Этот крест имеет сходство с гранитными крестами из Южной Индии, тоже имеющими пехлевийские надписи и другими крестами Церкви Востока (Восточно - сирийской Церкви) в Китае.

Надписи на пехлеви содержат теологическую формулу, призванную защититься от обвинений со стороны представителей набиравшей силу в регионе представителей исламской религии.

Надпись повествует о некоем «Маре»(Mare, Мари) из Церкви Герата в год 507 или 517, вверяющему общину Святому (Карисисе, Karisise) и содержит теологическую формулу (о том, что нет трёх богов, а есть один Господь) и пожелание процветания для Церкви.

Передняя сторона

…………(утерянный фрагмент) багдаг (bagdag) сын Нисем - бурзара (Nisem-burzar) что (видит/пишет) также. Маре, сын NN, который из Церкви Герата, кто вверяет это (то же) паству Карисисе ( Karisisе) Святому …. в год 507/517

Обратная сторона

……(утерянный фрагментt) (Мы верим что ?) на небесах не три Бога / Создателя, и что на земле быть здоровью и счастью последователям Церкви моего доброго учения.

По всей видимости, крест принадлежал Церкви Востока и связан с местным персидским сообществом. Среднеперсидский язык надписи на объекте почитания христиан свидетельствует о том, что местное восточно - сирийское христианское сообщество гордилось своей принадлежностью к Персидскому миру и являлось двуязычным, используя и сирийский и персидский языки. В Церкви Востока в этом регионе имелось несколько епископов персидского происхождения, а среди мирян бытовали персидские имена. Теологическая формула о существовании одного Бога, а не трёх богов - возможно, являлось ответом на обвинения в отношении христиан, выдвигавшихся последователями новой и динамично растущей исламской религии.

Указанные в надписи года 507/517 не могут относиться к христианскому летоисчислению, так как надпись не соответствует ни стилю письма, ни notations, используемыми в то время Церквями сирийской традиции. Для Селевкидской эры, начавшейся в 311/312 годах до Р. Х., это тоже слишком ранняя дата. Возможно, имеелась в виду Эра Сасанидского шаха Йездигерда III, начавшаяся в первый год его правления, и тогда создание креста следует отнести к XII веку. Однако письмена надписи очень схожи с письменами, используемыми в Пехлевийской Псалтыри и не могут быть более позднего времени. Наиболее вероятно речь идёт о Бактрийской эре, начавшейся в 233 году, подобное летоисчисление могло вестись в регионе, примыкающем к Бактрии. В таком случае крест датируется 740/750 годами. Этот период отмечен широкой восточно - сирийской христианской экспансией в Центральную Азию и Китай.

Материал с телеграммканала https://t.me/arch_history_news
[источник]

религия, Православие, история, перепост

Previous post Next post
Up