Ещё к теме
«городской романтики», «genius loci» и прочего «неизъяснимого очарования места». Тема не даёт мне покоя, но и в руки не даётся.
На работу в метро я теперь езжу так (если что - это синяя ветка московского метро и там не все поезда такие).
Если бы мне показали эти картинки в году, скажем, 1990-м или 1998-м (точки максимума моего личного социального пессимизма) я бы, вероятно, немало впечатлился. И чуть ёрничая (из страха показаться наивным) спрашивал бы: это рай? я доживу? а чем я заслужил?
Ну, тема условного рая всплыла бы потому, что ежели «внизу» («низ» и оттого, что подземка, и оттого, что «массовое», «растиражированное») так, то как же «наверху» (во всех смыслах «верха»)? «Наверху» новая афинская академия? Или какое другое пиршество духа? Практика показала, что прямой связи нет: если «внизу» развешивают няшные картинки, это совершенно не гарантирует, что «верхний этаж культуры» населён кем-то более значительным, чем пресловутые «девочки-дизайнеры», например.
Но я, собственно, о другом: эти передвижные инсталляции производят что-то вроде «неизъяснимого очарования», наращивают толщину «флёра» над городом?
Не знаю...
Зато, я знаю, как добавить этим картинкам неотразимого обаяния: достаточно представить, что всё это окончилось, и ничего не осталось, кроме немногих ветхих артефактов, зыбкой памяти и старых фотографий. И каким же всё это станет трогательным, «тёплым и ламповым». С малолетства почему-то нравилась эта мысль: вот буду когда-нибудь свободен от всех обязательств, стану листать альбомы и блуждать в воспоминаниях (видимо, я просто не хотел трудиться ))).
А ведь и правда, придётся прощаться с этими няшными картинками; дело даже не в том, что «суровые годы приходят», это второстепенные и недостоверные причины. Эпоха себя исчерпывает, тем паче, что оказалась не слишком плодотворной. А у нового века будут другие приколы, боюсь, он будет антиэстетичным на уровне «базовых установок» (что не значит, что всё станет уродливым, просто «дизайн», в широком смысле слова, сильно потеряет свои позиции).
Осторожно, двери закрываются... Осторожно.