Случайно наткнулся в «телеге», материал не скучный, о достоверности не мне судить.
Данные о прогрессирующем обнищании в те или иные периоды нового времени играют в свете таких циферок новыми красками.
Проклятия в адрес Средневековья я пропустил мимо ушей: время нынче такое - без проклятий или унасекомливания чего-либо слово не говорится, а если говорится, то почитается за немотствование.
Пишет «Эллиниcтика»:
В 94-96 гг. прошлого века наши представления об уровне экономики Рима навсегда изменились. Тогда группа исследователей во главе со С. Хонгом опубликовали результаты исследования отложений в ледниках Гренландии: оказалось, что уровень выбросов меди (1996) и свинца (1994) в атмосферу во времена Рима был просто огромным, и превзойти его новоевропейцам удалось только во времена того, что называют «промышленной революцией».
Уровень подушевого ВВП Римской Италии, впрочем, догнать и перегнать оказалось ещё сложнее. Знаменитый экономист А. Мэддисон, занимавшийся подсчётами исторического ВВП, отправился в Элизиум в 2010 году, но его дело живёт. В 2018 году его последователи выпустили в рамках Maddison Database Project очередную таблицу, из которой следует, что соответствующего уровня Рима некоторые страны Запада достигли только к середине XIX в.! Более того, если совместить данные таблицы Мэддисона и более точное исследование подушевого ВВП Римской Италии, сделанное исследователями Ло Кашио и Маланимой (2011), античное превосходство окажется ещё более впечатляющим: например, СССР догнал Рим лишь в 1934 году!
Впрочем, следует понимать, что ВВП отражает всё-таки больше темпы экономического роста и развития, нежели реальное количество, например, заводов, которые хотя и имелись у римлян, но ни в какое сравнение с теми же советскими, конечно же, идти не могли. Кроме того, подушевое ВВП тесно связано с численностью населения, и чем его меньше, тем легче достичь его астрономических величин: вот почему в наши дни всякие микроскопические страны и города-государства всегда оказываются на первых местах. Кроме того, сравнивается в случае Рима только Италия, тогда как Россия, например, берётся вся целиком, что не слишком честно, но ничего не поделаешь; впрочем, в случае, например, когда аналогично берётся для сравнения одна только Англия, результаты она показывает совсем несильно лучшие, так что кто знает, была бы тут разница.
Несмотря на эту ремарку, стоит признать, что данные впечатляющие; всё это в очередной раз заставляет задуматься, сколько мы потеряли с падением блистательной Античности, угодив в пучину Тёмных веков; из этой ямы Европа затем выбиралась долгие века, потраченные совершенно напрасно, не будь их, не стоит сомневаться, наши корабли давно бороздили бы просторы Галактики.
[
источник]
***
Пишет «Эллиниcтика»:Около года назад я выкладывал инфографику, согласно которой уровня ВВП Римской Италии новоевропейские страны достигли по большей части лишь к концу XIX в., а некоторые - и того позднее. Когда позднее я обнаружил, что уровень того, что называют «реальными зарплатами» (real wages), на этот раз в Древних Афинах, также был запредельно высок, я сразу же задумал сочинить подобный прошлому график, который бы также показывал, когда же похожих показателей удалось достичь в современности, тем самым вновь продемонстрировав, как же долго нам пришлось нагонять древность, преодолевая упадок христианских Тёмных веков.
Увы, в случае этого параметра, как я убедился, говорить о каком-либо прогрессировании не приходится вовсе, совсем даже напротив: Новое время в целом демонстрировало тенденцию к уверенному снижению уровня реальных зарплат, который всё более падал с каждым веком, увеличивая разрыв с античным отнюдь не в ту сторону, в какую бы хотелось. Впрочем, и это может служить для иллюстрации тезиса, правда, иного, который демонстрирует, что НВ не только не стремилось сблизиться с древностью, но и, того боле, шло куда-то не туда, было упадочным по определению, в известном смысле мертворождённым… впрочем, в наши дни, конечно, ни о чём таком говорить не приходится, real wages современного европейца, конечно же, превзошли античные.
Реальные зарплаты, собственно, это такие, которые учитывают инфляцию, или, точнее, покупательскую способность денег, обращают внимание, проще говоря, на то, что можно на них купить. Соответственно, чем их уровень ниже, тем меньше работник может приобрести на те же средства, и, сколь крупную сумму ни получал бы на словах, тем он более de facto нищ.
Для того, чтобы получить возможность сравнивать real wages в разные эпохи, исследователи следуют примеру проф. экон. Я. ван Зандена (1999), который придумал преобразовывать все имеющиеся данные о заработке в число литров пшеницы, которые можно приобрести на полученные средства, т.н. «зерновую зарплату» (wheat wage).
Если ван Занден вычислял зерновые з/п для Нового времени, то ист. экон. В. Шайдель (2010) проделал то же для цивилизаций Древнего мира и Средневековья, основываясь на данных проф.-клас. Дж. Обера (2015), у которого и обнаружилось, что афинский разнорабочий мог себе позволить на дневной заработок закупить до 16 л. пшеницы: подобное потом себе позволить затем разве что в богатейшей Голландии XVII-XVIII вв., в большинстве же доиндустриальных обществ показатели были значительно ниже.
Итак, жизнь в НВ долгое время медленно, но верно становилась всё хуже, и только с XIX в. всё изменилось, довольно резко вернувшись, точнее, начав возвращаться к уровню Античности. Реалии же, скажем, XVII в. чудно описал проф. ист. М. Пастуро (2008): «со времен раннего Средневековья продолжительность жизни никогда еще не была такой низкой, никогда еще мужчины, женщины и даже животные не были такого маленького роста, а подати и преступность не вырастали до такого уровня».
Тем временем проф. ист. и арх. И. Моррис (2013) идёт и того дальше, и определяет з/п уже числом ккал/д, которое, как утверждает, для Афин того времени равняется 40 тыс., что, пишет он, «экстремально огромное число, приближающееся к таковым, которые характерны для благополучных европейских стран XVIII или даже ран. XIX вв.»
Вывод, что та или иная сфера бытия в Античности была столь развита, что затем была вновь достигнута только пару веков назад, как я не раз уже отмечал, в наши дни общее место среди исследователей, он встречается с регулярной, даже завидной частотой. Так, Обер сообщает, что «ряд аспектов греческой, или, как минимум, афинской экономики V-IV вв. могут соперничать с таковыми у самых развитых стран Европы XV-XVIII вв., Голландии и Англии».
Он же отмечает, что, скажем, Англия и Уэльс достигли уровня урбанизации и численности горожан, присущего классической Греции, только к началу XIX в., остальные не сумели и тогда. В общем, не приходится удивляться процветанию древности, учитывая всё это.
[
источник]