Перевод статьи Development of Turkish Navy с
ресурса турецкого военного историка д-ра Алтая Атлы, посвященного участию Османской империи в Первой мировой войне.
Османский флот, долгое время обладавший господством на Средиземном море, с XVIII века вступил в период упадка. Морские завоевания прекратились, а поражения от неприятельских держав на море становились все более частыми, и наконец произошло роковое сражение при Чесме в 1770 году, в результате которого Османский флот был полностью уничтожен эскадрой Российского императорского флота. Однако в XIX веке были предприняты согласованные усилия по возрождению флота. После сокрушительного поражения в битве при Наварине в 1827 году султан Махмуд II уделил первостепенное внимание модернизации флота, закупив в Европе для Османского флота первые пароходы.
Во время правления султана Абдул-Азиза (1861-1876) военно-морские реформы значительно ускорились. Эта эпоха совпала с революционным прогрессом в мировом кораблестроении. Впервые столкнувшись с современными военными кораблями во время Крымской войны, Блистательная Порта осознала настоятельную необходимость не отставать в гонке военно-морских вооружений. Помимо заказа строительства кораблей на британских, французских и австрийских верфях также развивалось собственное кораблестроение на верфях в Стамбуле, Измите, Гемлике, Муданьи, Чанаккале, Синопе, Крите, Басре и Русе.
Турецкие офицеры позируют возле торпедного аппарата в 1897 году.
К концу правления Абдул-Азиза военно-морской флот Османской Империи насчитывал 21 броненосный военный корабль и 173 корабля и судна других классов, он считался третьим по величине военно-морской флотом в мире после британского и французского (от переводчика: на 1877 - 22 бронированных корабля, в т.ч. 1 броненосец в 9 000 т; 4 броненосца по 6 000 т; 1 броненосец в 4 000 т; 7 броненосцев более 2 000 т; 2 двухбашенных монитора и 7 броненосных канонерок; для сравнения - Российский императорский флот, ослабленный последствиями поражения в Крымской войне, располагал 1 броненосцем, 3 броненосными плавбатареями, 6 бронированными фрегатами, 8 клиперами, 7 башенными фрегатами и канлодками, 10 мониторами, при чем на Черном море - незначительные силы). Однако это достижение обошлось значительной ценой, усугубив нагрузку на и без того проседавшую экономику.
После свержения султана Абдул-Азиза военно-морской флот Османской империи пришел в упадок. Его преемник, султан Абдул-Хамид II (1876-1909), не проявлял заинтересованности в военно-морских вопросах, в первую очередь из-за его подозрительного отношения к адмиралам-реформаторам, причастным к свержению Абдул-Азиза. Кроме того, Абдул-Хамид считал военно-морские расходы чересчур расточительными, утверждая, что флот доказал свою неэффективность во время Русско-турецкой войны 1877-78 годов. Следовательно, Абдул-Хамид приказал всем кораблям оставаться на якоре в проливе Золотой Рог, запретив эксплуатацию двигателей, выход с баз или учебные стрельбы без его личного разрешения. Ограниченные ресурсы еще больше затрудняли надлежащее техническое обслуживание, что привело к быстрому устареванию матчасти флота.
Турецкая подводная лодка Abdülmecid.
Несмотря на то, что Абдул-Хамид нес ответственность за длительное бездействие и упадок флота, во время его правления Османская империя приобрела две подводные лодки. В 1885 году Греция купила у судостроительной компании Bolinders в Стокгольме первую подводную лодку класса Nordenfeldt. Стремясь к стратегическому преимуществу, Абдул-Хамид заказал у шведских производителей вторую и третью подводные лодки того же класса по 11 000 фунтов стерлингов за каждую, несмотря на доклад военного атташе Османской империи в Берлине майора Халила-бея, в котором он предостерегал от их использования в водах с сильным течением без увеличения скорости и количества торпед. Подводные лодки Abdülhamid (спущена на воду 6 сентября 1886 года) и Abdülmecid (спущена на воду 4 августа 1887 года), построенные на военно-морской верфи Ташкизак в Стамбуле, имели проблемы с остойчивостью и были уязвимы на поверхности. Тем не менее обе подводные лодки успешно прошли испытания, а Abdülmecid стала первой подводной лодкой в истории военно-морского флота, которая выпустила торпеду в подводном положении.
К сожалению, судьба этих подводных лодок повторила таковую надводного османского флота. После короткого периода испытаний в Стамбуле и Измите, они присоединились к кораблям, стоявшим на якоре в бухте Золотой Рог, и были преданы забвению.
Учения на борту миноносца.
Неподвижность военно-морского флота сохранялась до тех пор, пока Греко-турецкая война 1897 года не побудила его с трудом покинуть Золотой Рог и направиться в Чанаккале для защиты проливов. Однако этот поход обернулся катастрофой, поскольку длительный период бездействия оставил флот плохо оснащенным и неподготовленным даже для передвижения, не говоря уж о сражении. Из шести кораблей, пытавшихся отплыть из Золотого Рога, на одном произошел взрыв котла, другой начал набирать воду, а остальные потеряли направление из-за дождя. Не имея опыта, моряки были парализованы нерешительностью, в то время как адмиралы изо всех сил пытались выработать согласованный план действий.
Турецкий флот на якоре в Босфоре.
Через две недели после завершения Греко-турецкой войны, а именно 21 июня 1897 года, командующий военно-морским флотом адмирал Хасан Рами-паша представил Блистательной Порте всеобъемлющий рапорт. В нем подчеркивалась настоятельная необходимость обновления военно-морских сил посредством приобретения новых кораблей на европейских верфях. Абдул-Хамид внял этой рекомендации и не стал выдвигать возражений, признав настоятельную необходимость укрепления военно-морского потенциала, особенно для защиты Дарданелл. После этого был инициирован тендер на приобретение новых кораблей и реконструкцию существующих. Примечательно, что в 1903 году были закуплены два военных корабля, а именно крейсеры Hamidiye и Mecidiye, у Великобритании и Соединенных Штатов соответственно.
Несмотря на эти усилия, в последние годы правления Абдул-Хамида, когда в 1908 году была провозглашена конституция, военно-морской флот оставался в плачевном состоянии. Возраст большинства кораблей, находившихся на вооружении, составлял от 20 до 40 лет, что делало военно-морской флот неспособным защищать не только заморские владения, но и малоазийскую территорию Турции. Подготовка офицеров проходила на пришвартованных судах, без маневров и учений. Многие моряки даже в глаза не видели корабли, на которых они служили, несмотря на получение жалованья.
В 1909 году, с восшествием на османский престол султана Мехмета Решада, произошел кардинальный сдвиг. Признавая необходимость укрепления и активизации военно-морского флота, султан столкнулся с затруднительным положением, заключавшимся в том, что империи не хватало опытных военно-морских специалистов.
Британская военно-морская миссия.
Турецкая военно-морская база в Истание, Стамбул.
Для усиления своих военно-морских сил султан Мехмет Решад обратился за помощью к Великобритании, которая направила в Турцию военно-морскую миссию. Адмирал Дуглас Гэмбл, руководитель первой британской военно-морской миссии, во время своего пребывания в должности с января 1909 по февраль 1910 года начал комплексные реформы и приложил существенные усилия по укреплению военно-морского флота.
Под руководством Гэмбла флот претерпел организационную реструктуризацию, состоялось сокращение численности офицеров и началась практика отправки молодых военно-морских специалистов в Великобританию для обучения. В рамках реформирования боевой подготовки 27 мая 1909 года произошло первое оперативное развертывание действующего флота в Мраморном море, за которым последовали крупномасштабные маневры в Средиземном море в сентябре того же года.
Вид с воздуха на турецкую военно-морскую базу в Истиние, Стамбул. Из немецких архивов.
Адмирал Гэмбл неоднократно вступал в конфликты с различными министрами Османской Империи по поводу организации флота и финансовых вопросов. Он твердо выступал за единоличное принятие решений в этих областях. После острых разногласий он подал в отставку 26 января 1910 года.
На посту руководителя британской миссии с мая 1910 года по февраль 1911 года адмирала Гэмбла сменил адмирал Хью Пигот Уильямс. Во время своего пребывания в должности адмирал Уильямс продолжил маневры в Мраморном море, которые совпали с включением в состав флота двух военных кораблей, заказанных в Германии. Однако в Блистательной Порте усилились опасения из-за передачи полномочий по модернизации и расширению флота иностранным организациям. В результате Министерство военно-морских сил решило «назначить независимого и полностью уполномоченного турецкого офицера, который возьмет на себя командование флотом в случае войны». 2 января 1911 года вице-адмиралом военно-морского флота был назначен полковник (sic! - в вооруженных силах Оттоманской Порты большинство военно-морских офицерских званий до 1909 г. не отличались от сухопутных, но это был действительно "человек с берега") Тахир-бей. Адмирал Уильямс, который в то время находился в Лондоне, в знак протеста подал в отставку. Его возвращение в Турцию состоялось только в Первую мировую войну на борту британского линкора Irresistible, который прорывался через Дарданеллы (и погиб на минах) 18 марта 1915 года.
Военно-морское училище на острове Хейбелиада у побережья Стамбула.
После пребывания Уильямса в должности Военно-морское министерство некоторое время не принимало на работу британских офицеров. В какой-то момент к адмиралу Гэмблу снова обратились с предложением о возвращении на турецкую службу, но он отклонил предложение. Затем, по совету британского Адмиралтейства, 6 июня 1912 года в Стамбул прибыл адмирал Артур Лимпус. Лимпус провел маневры флота, которые охватили акваторию до Бейрута и были признаны в тот период весьма успешным. Однако его программа военно-морского строительства была прервана из-за Итало-турецкой и Балканских войн.
В 1914 году, когда Османская империя заключила союз с Германией и командование военно-морским флотом было доверено немецкому адмиралу, Лимпус завершил свою службу в Турции. Это ознаменовало прекращение столетнего влияния Великобритании на турецкий военно-морской флот. Британская военно-морская миссия сыграла ключевую роль в обновлении флота и военно-морской организации. Министр военно-морского флота Джемаль-паша отметил в своих мемуарах: "Мой моральный долг еще раз подчеркнуть, что адмирал Лимпус вместе со своими офицерами и всеми британскими инженерами и техническим персоналом, которые внесли свой вклад в восстановление верфей в Золотом Роге, добросовестно выполняли свои обязанности".
Ассоциация военно-морского флота.
Учитывая необходимость приобретения военно-морским флотом новых военных кораблей, правительство разработало десятилетнюю программу закупок, выделив на нее бюджет в размере пяти миллионов лир. Однако вскоре стало очевидно, что этих средств недостаточно. В то же время Греция активно укрепляла свой военно-морской потенциал, недавно она приобрела у Италии тяжелый крейсер водоизмещением 10 000 тонн, получивший название Georgios Averoff.
Турецкие гардемарины на учениях на борту канонерской лодки.
14 июля 1909 года группа влиятельных предпринимателей во главе с Ягджизаде Шефик-беем основала организацию Donanma Cemiyeti (Ассоциацию военно-морского флота). Основной целью Ассоциации была мобилизация финансовой поддержки граждан для содействия усилиям правительства по приобретению новых линкоров. В кафе, школах и на рынках граждане жертвовали деньги на помощь турецкому флоту. Чтобы стимулировать эту благотворительную кампанию, щедрые пожертвования отмечались вручением медали, известной как Donanma İane Madalyası (Медаль за пожертвования военно-морскому флоту).
Историк Неджат Гюлен цитирует двух современников, которые описали в своих воспоминаниях, как Военно-морская ассоциация собирала средства. Муаммер Туксавул, которому тогда было 10 лет, торжественно декламировал патриотическое стихотворение, и “... когда стихотворение было закончено, я спустился со сцены, и вместе с моим другом мы отнесли гостям увитый лентами ящик для пожертвований Ассоциации военно-морского флота. Дамы сидели справа, а эфенди (господа) - слева. Через 5-10 минут ящик стал таким тяжелым, что я с трудом мог его поднять. В него потоком текли монеты - меджидие и золото. Особенно щедрыми были дамы. Они говорили ”молодец, парень" и складывали в коробку свои золотые мониста, драгоценности, ожерелья".
Сбор пожертвований для военно-морского флота в Диярбакыре.
Адмирал Акиф Бюйюктугрул писал: “Тогда я был ребенком. В театре в Шехзадебаши, когда был антракт в представлениях, на сцену выносили стол и ставили на него большую миску. Некоторые люди, такие как покойный поэт Хамдулла Супхи, провозглашали что-то вроде: "Греки купили эту бронированную жабу Averoff! Мы теряем Отечество!" и присутствующие тогда клали в эту чашу все, что у них было. Вскоре чаша наполнялась золотом и серебром”.
В дополнение к накопленным пожертвованиям правительство также выделило Ассоциации новые ресурсы. Доходы от налогов на спички и сигаретную бумагу напрямую направлялись Ассоциации военно-морского флота, которая получила разрешение проводить лотереи и собирать специальные пожертвования во время религиозных праздников.
Когда средства позволили, правительство стремилось приобрести современный дредноут, сравнимый с греческим Averoff. После неудачи этой попытки, Военно-морское министерство приобрело у Германии два устаревших броненосца (типа "Бранденбург"), каждый стоимостью 1 миллион 70 тысяч лир. Немецкий адмирал перевел корабли в Дарданеллы, где на них взошли турецкие экипажи. Эти два военных корабля, названные Barbaros и Turgut Reis, бросили якорь перед дворцом Долмабахче 21 августа 1910 года.
Кроме того, на немецких верфях были размещены заказы на четыре новых миноносца, и эти корабли стоимостью 480 тысяч лир пополнили турецкий флот в 1912 году. Их назвали: Yadigar-ı Millet, Muavenet-i Milliye, Numune-i Hamiyet и Gayret-i Vataniye.
Османский флот покидает Мармарис.
В 1911 году, несмотря на ввод в строй новых кораблей и продолжающиеся усилия по реструктуризации британской военно-морской миссии в составе турецкого военно-морского флота, последний по-прежнему уступал своему греческому сопернику за господство в Эгейском море. Однако грозные турецкие военно-морские силы на том этапе могли бы сорвать продвижение Италии к Триполитании, предотвратить вторжение на острова Эгейского моря и оказать важнейшую поддержку морской артиллерией войскам в Западной Фракии.
С началом первой Балканской войны, в декабре 1912 и январе 1913 года турецкий военно-морской флот вышел за пределы Дарданелл, вступив в сражения с греческим военно-морским флотом возле острова Имброс, а затем и возле острова Мудрос. В обоих случаях турецкий флот был вынужден отступить к границам проливов. Единственным заслуживающим внимания достижением турецкого военно-морского флота во время Балканских войн стали доблестные подвиги крейсера Hamidiye. Крейсируя в Восточном Средиземноморье в течение семи с половиной месяцев, корабль нарушал операции греческого военно-морского флота. Хотя мировое сообщество и не могло изменить ход конфликта, оно с глубоким восхищением внимательно следило за походом Hamidiye и его капитана Реуф-бея (Hamidiye в итоге был торпедирован болгарским миноносцам "Дръзки" и получил серьезные повреждения; Реуф впоследствии стал видным соратником лидера национальной революции Мустафы Кемаля-паши).
Захват дредноутов Великобританией.
Ни один корабль турецкого военно-морского флота не мог сравниться с греческим броненосным крейсером Averoff (именовавшейся demir kurbağa - "бронированной жабой", ölüm gemisi - "посудиной смерти" и попросту Yunan pislik - "греческим засранцем" в обиходе турецких моряков), что побудило Турцию решиться на приобретение дредноутов. Министерство военно-морского флота инициировало процесс заказа на британской верфи Vickers Ltd. линейного корабля водоизмещением 27 500 тонн, который должен был называться Reşadiye, по цене 2,3 миллиона лир в рассрочку. Для надзора за строительством дредноута была создана специальная комиссия под руководством галеон-капитана (с 1909 г. в османском флоте существовала немецкообразная система званий, галеон-капитана добавили между фрегатен-капитаном и коммодором) Васифа Ахмет-бея, которая в 1912 году отправилась в Великобританию.
В то же время военно-морское соперничество между Аргентиной и Бразилией привело к тому, что весной 1911 года Бразилия заказала дредноут на британской верфи Armstrong Whitworth который должен был называться Rio de Janeiro. Однако к 1913 году споры между двумя странами были улажены, и Бразилия прекратила выплаты. В результате Турция взяла на себя контракт на строительство корабля, переименовав его в Sultan Osman. Оба дредноута должны были быть сданы к середине 1914 года. В 1914 году компанией Vickers Ltd был введен в эксплуатацию третий линейный корабль, получивший название Fatih ("Фатих" был только заложен).
Sultan Osman строится на британской верфи.
Ход строительства не оправдал ожиданий турок: Sultan Osman был достроен, но ожидал установки орудийных башен. 3 сентября 1913 года состоялась церемония спуска Reşadiye на воду, на которой Найле-ханым, дочь турецкого посла в Лондоне Тевфика-паши, символически разбила о борт дредноута бутылку розовой воды. В то же время Sultan Osman уже был полностью оплачен, и оставалось только внести последние платежи за Reşadiye.
Reşadiye строится на британской верфи.
8 января 1914 года фрегатен-капитан Реуф-бей и его команда отправились в Ньюкасл, чтобы наблюдать за заключительным этапом строительства корабля Sultan Osman и его последующей отправкой в Турцию. Внедрение новых систем вооружения, приведение корабельного оборудования в соответствие с турецкими стандартами, а также испытания двигателей и вооружения были неотложными задачами. Однако на месте Реуф-бей выразил недовольство вялыми темпами работ, положение усугубляло также ожидавшееся вскоре получение греками новых линкоров из США. Более того, вооружение не оправдало его ожиданий. В письме от 4 февраля 1914 года он сообщил в Стамбул:
"Контракт по постройке Sultan Osman не предусматривает каких-либо пунктов, обязывающих оснастить корабль противоаэростатными пушками. Sultan Osman было бы уместно вооружить четырьмя 76-мм орудиями, которые были успешно испытаны на Reşadiye на верфи Vickers. Если Министерство военно-морского флота не возражает, было бы целесообразно связаться с верфью Armstrong и разместить соответствующий заказ в соответствии с нашими требованиями."
В июле 1914 года, на фоне продолжающихся испытаний дредноутов в британских водах и растущего нетерпения среди турок, Реуф-бей попросил разрешения торжественно поднять турецкий флаг на Sultan Osman. Это мероприятие было запланировано на 2 августа 1914 года, в 8 часов утра, после прибытия турецкой команды в Ньюкасл.
Существовала причина, по которой британские верфи работали так медленно. На Европу надвигался призрак войны, и британское правительство колебалось, уместно ли разрешать таким грозным судам покидать свои воды, особенно учитывая растущее сотрудничество Турции с Германией. Уинстон Черчилль, занимавший пост первого лорда Адмиралтейства, осознавал потенциальные дипломатические последствия, но тем не менее считал слишком опасным разрешать этим военным кораблям оказаться в руках потенциального противника британского Королевского Флота.
Оттоманский дредноут.
Утром 1 августа 1914 года чиновники с верфи Armstrong встретились с британскими высокопоставленными военными. Позже в тот же день доки заполонили британские солдаты. Всего за несколько часов до запланированного подъема турецкого флага на Sultan Osman корабль был конфискован, что вынудило турецкую команду поспешно покинуть его. 3 августа 1914 года Черчилль официально объявил, что британское правительство наложило эмбарго на два линейных корабля. Впоследствии, когда на следующий день Великобритания вступила в мировую войну, оба корабля были реквизированы без компенсации из-за союза Османской империи с Германией. Реуф-бей, Васиф Ахмет-бей и турецкая команда покинули Великобританию с пустыми руками и прибыли в Стамбул 22 августа 1914 года. 5 августа 1914 года посол Османской империи в Лондоне Тевфик-паша направил в Стамбул телеграмму следующего содержания:
"Когда мне сообщили, что британское правительство захватило два наших военных корабля и попросило наших офицеров уйти, я отправился на встречу с заместителем министра иностранных дел. Он заявил, что Адмиралтейство сочло эти меры необходимыми. Когда я спросил, является ли это окончательным захватом, он ответил, что этот акт не обязывает британское правительство покупать корабли, и правительство вольно выкупить их или возвратить нам в будущем. Я пытался подвергнуть сомнению законность этого произвола, но чванливый бритт не захотел обсуждать это со мной и просто повторил то, что сказал ранее. Не нарушая дипломатического этикета, я счел возможным, уходя, высказать ему несколько не подлежащих цензуре слов как частное лицо"
Захват двух дредноутов Великобританией вызвал бурную реакцию в Стамбуле. Министр военно-морского флота Джемаль-паша выразил свой протест адмиралу Лимпусу, в то время как Энвер-паша охарактеризовал это действие как недвусмысленное свидетельство "британского предательства". Одновременно Reşadiye был зачислен в состав Королевского Флота Вкликобритании под названием Erin, а Sultan Osman получил название Agincourt.
Goeben и Breslau.
Фрегатен-капитан Реуф-бей и его команда направлялись из Великобритании в Турцию на борту судна Reşit Paşa, и как раз во время их прибытия в Дарданеллы вошли два немецких крейсера, линейный Goeben и легкий Breslau. Эти грозные военные корабли входили в состав Средиземноморской дивизии (Mittelmeerdivision) Кайзеровского флота Германии под командованием адмирала Вильгельма Сушона. Британский флот преследовал их, и они запрашивали разрешение на вход в турецкие проливы.
Адмирал Вильгельм Сушон с немецкими и турецкими офицерами.
После кратких консультаций между Энвером-пашой и немецкой военной миссией в Стамбуле османское правительство дало разрешение немецким крейсерам пройти через Дарданеллы. Преодолев минные заграждения, защищающие проливы, Goeben и Breslau направились в Стамбул, где 16 августа 1914 года состоялся дипломатический маневр по включению их в состав турецкого военно-морского флота. Блистательная Порта официально заявила, что два корабля были "приобретены" у Германии. На обоих судах были торжественно подняты османские флаги, а немецким морякам были предоставлены местные головные уборы (фески). Goeben был переименован в Yavuz, в то время как Breslau получил название Midilli. На протяжении всей войны этими кораблями управляли немецкие офицеры и матросы, одетые в турецкую форму.
Goeben и Breslau в Стамбуле.
Передача двух немецких кораблей турецкому флоту вызвала протест со стороны держав Антанты, в частности Великобритании. И наоборот, приобретение Yavuz и Midilli стало поводом для радости не только Энвера-паши, но и всего Стамбула. 9 сентября 1914 года адмирал Сушон принял командование турецким флотом, что ознаменовало начало немецкого влияния на турецкий флот, продолжавшегося на протяжении всей войны. Коммодор Ариф-бей стал вторым командующим флотом.
Первые действия адмирала Сушона включали в себя расширение программы подготовки военно-морского флота, оптимизацию численности личного состава и назначение немецкого офицера на каждый военный корабль. Этим немецким офицерам было поручено контролировать подготовку и при необходимости брать на себя командование вместо турецких командиров.
Кроме того, адмирал Сушон провел масштабную реорганизацию турецкого флота. В начале войны структура флота была следующей:
Первая эскадра.
Yavuz (коммодор Ричард Акерманн) | Barbaros Hayreddin (коммодор Музаффер-бей) | Turgut Reis (фрегатен-капитан Намык Хасан-бей) | Mesudiye (фрегатен-капитан Ариф Неби-бей).
Вторая эскадра.
Midilli (коммодор Пол Кеттнер) | Hamidiye (фрегатен-капитан Vasıf Muhiddin Bey) | Peyk-i Şevket (коммодор İbrahim Cevat Bey) | Berk-i Satvet (галеон-капитан Хамди Бей).
Первая эскадра эсминцев.
Numune-i Hamiyet (неисправен) | Muavenet-i Milliye (галеон-капитан А. Саффет-бей) | Gayret-i Vataniye (фрегатен-капитан Джемиль Али-бей) | Yadigar-ı Millet (фрегатен-капитан Рауф Саит-бей).
Вторая эскадра эсминцев.
Samsun (фрегатен-капитан Незир Абдулла-бей) | Taşoz (фрегатен-капитан Тевфик Халит-бей) | Basra (неисправен) | Yarhisar (фрегатен-капитан Ахмет Хулуси-бей).
Первая эскадра миноносцев.
Draç (корвет-капитан Азиз Махмут-бей) | Kütahya (корвет-капитан Ибрагим Халил-бей) | Musul (корвет-капитан Ахмет Наим-бей) | Akhisar (неисправен).
Вторая эскадра миноносцев.
Sultanhisar (корвет-капитан Rıza Mehmet Bey) | Demirhisar (корвет-капитан Ahmet Şefik Bey) | Sivrihisar (корвет-капитан Mehmet Sabri Bey) | Hamidabad (корвет-капитан İbrahim Kerim Bey).
Минная группа (галеон-капитан Nazmi Emin Bey).
Yunus (фрегатен-капитан Ахмет Махмут-бей) | Nusrat (фрегатен-капитан Хакки-бей) | İntibah (галеон-капитан Ахмет Халит-бей) | Nilüfer (фрегатен-капитан Хасан Мурат-бей).
В мемуарах Реуф-бея описывается заметная напряженность в отношениях между адмиралом Сушоном и турецкими офицерами. В этот период министр военно-морских сил Джемаль-паша находился в Палестине вместе с Четвертой армией. По словам Рауф-бея, адмирал Сушон воспользовался отсутствием Джемаль-паши, чтобы установить контроль над министерством в интересах Германии. Реуф-бей, занявший пост начальника штаба военно-морского флота, писал: «Этот адмирал не признавал никого из нас. Он не докладывал Энверу-паше, утверждая, что подчиняется только немецкому командованию».
Война.
Османская империя официально вступила в Первую мировую войну, когда адмирал Сушон вывел Yavuz и Midilli в Черное море и обстрелял российские порты Одесса и Севастополь.
"Никто из нас не знал об этом. Я думал, что Энвер-паша, вероятно, был проинформирован о случившемся. Однако он поклялся Богом, что у него вообще не было никакой информации об инциденте. Итак, мы вступили в войну как результат свершившегося факта". (Из воспоминаний Талаат-паши)
Открытка с изображением военных кораблей османского флота.
Несмотря на значительную неполноценность турецкого военно-морского флота по сравнению с военно-морскими силами стран Антанты, его действия во время мировой войны превзошли его достижения в Балканской войне и внесли значительный вклад в военные усилия Турции. В Первую очередь, на Черном море, где господствовал Российский императорский флот, турецкий флот защищал транспортные коммуникации, в частности маршруты снабжения Кавказского фронта и маршрут транспортировки угля между Зонгулдаком и Стамбулом. Кроме того, флот прикрывал вход в Босфор, предотвращая возможные нападения российского Черноморского флота, и проводил рейды против российских побережья и путей снабжения. Имели место многочисленные эпизоды, когда турецкие военные корабли вступали в бой с русским флотом на Черном море, в результате чего были потоплены три российских военных корабля общим тоннажем 7 900 тонн (потери русского Черноморского флота в войне составили: 1 линейный корабль (от внутреннего взрыва), 2 минных заградителя, 1 подводная лодка, 1 канонерская лодка, 1 госпитальное судно, 4 миноносца, 3 тральщика.).
Экипаж линейного крейсера Yavuz.
В Мраморном море турецкий флот защищал коммуникации между Стамбулом и Чанаккале и сражался с вражескими подводными лодками, пытавшимися нарушить это сообщение. В Галлиполийской кампании он сыграл значительную роль, устанавливая мины и поддерживая турецкие сухопутные части. Из 16 британских и французских кораблей и судов (92 273 тонны), потопленных в Дарданеллах, 27 875 тонн были потоплены немецкими подводными лодками в турецких водах, 41 155 тонн были потеряны на минах, 13 150 тонн были потоплены эсминцем Muavenet-i Milliye, 800 тонн были потоплены миноносцем Sultanhisar, и еще 1 115 тонн были потоплены патрульными кораблями.
На Синайском фронте, во время штурма Суэцкого канала, турецкие военные корабли вступили в бой с британскими военно-морскими соединениями, ставившими мины. В Месопотамии, наряду с операциями по постановке мин, активно использовалась речная флотилия. На протяжении всех этих операций турецкие моряки сотрудничали с немецкими специалистами, значительно повысив военно-морской потенциал Турции.
Турецкий флот входит в Черное море.
Турецкий флот понес в войне значительные потери. Помимо двух дредноутов, присвоенных британским правительством до войны, турецкий военно-морской флот потерял боевые корабли общим водоизмещением 32 218 тонн. Это были - в хронологическом порядке - крейсер Mecidiye, эсминец Yarhisar, броненосец Mesudiye, броненосец Barbaros, эсминец Gayret-i Vataniye, эсминец Yadigar-i Millet и бывший немецкий крейсер Midilli. Кроме того, было потеряно некоторое количество вспомогательных судов водоизмещением 7 124 тонны, а семь военных кораблей общим водоизмещением 26 309 тонн получили повреждения.
В сентябре 1917 года адмирал Сушон вернулся в Германию, его сменил адмирал Хуберт фон Ребер-Пашвиц. Последний организовала рейд на острова Имброс и Лемнос, завершившийся неудачей: крейсер Midilli подорвался на мине и погиб, а флагманский Yavuz, получив значительные повреждения, в конце концов "доковылял" обратно до Дарданелл. Это стало одной из последних операций османского флота.
Участие Турции в войне завершилось подписанием перемирия в порту Мудрос на острове Лемнос 30 октября 1918 года. 3 ноября 1918 года командующий военно-морским флотом Ариф-паша отдал приказ спустить все флаги на военных кораблях, стоявших в Золотом Роге в Стамбуле. Со спуском флагов военно-морской флот Османской империи прекратил свое существование. В последние недели 1918 года крупные боевые корабли были разоружены в соответствии с условиями перемирия, а флот Антанты встал на якорь у Босфора.
БИБЛИОГРАФИЯ:
- Baş, E., “Türk Tarihinde Yavuz Zırhlısının Rolü” (The Role of Battleship Yavuz in Turkish History), Piri Reis Araştırma Merkezi, Istanbul, 2008.
- Cemal Paşa, “Hatıralar” (Memoirs), İş Bankası Kültür Yayınları, Istanbul, 2001.
- Gülen, N., “Dünden Bugüne Bahriyemiz” (Our Navy from the Past to the Current Day), Kastaş Yayınları, Istanbul, 1988.
- Güvenç, S., “Osmanlıların Drednot Düşleri: Birinci Dünya Savaşı’na Giden Yolda” (The Ottomans’ Dreadnaught Dreams: On the Road to the First World War), Türkiye İş Bankası Kültür Yayınları, Istanbul, 2011.
- Kabacalı, A. (ed), “Talat Paşa’nın Anıları” (Memoirs of Talat Paşa), İş Bankası Kültür Yayınları, Istanbul, 2000.
- Kocahanoğlu, O.S. (ed), “Rauf Orbay’ın Hatıraları” (Memoirs of Rauf Orbay), Temel Yayınları, Istanbul, 2005.
- Langensiepen, B. and Güleryüz, A., “The Ottoman Steam Navy”, Conway Maritime Press, London, 1995.
- Mütercimler, E., “İmparatorluğun Çöküşüne Denizden Bakış” (A Naval Look at the Collapse of the Empire), Toplumsal Dönüşüm Yayınları, Istanbul, 2003.
- Official History, “Birinci Dünya Savaşı’nda Türk Harbi - Deniz Harekatı” (Turkish Battles in the First World War - Naval Operations), Genelkurmay Yayınları, Ankara, 1976.
- Öke, M.K. and Mütercimler, E., “Sultan Osman”, E Yayınları, Istanbul, 1991.
- Panzac, D., “Osmanlı Donanması 1572-1923” (The Ottoman Navy 1572-1923), Türkiye İş Bankası Kültür Yayınları, Istanbul, 2018 (translated by Maden, A. and Canpolat, S. from the French original “La Marine Ottomane: de l’Apogée a la Chute de l’Empire 1572-1923” published in 2009).