Nov 13, 2014 08:13
Максим Коломиец работает над книгой о советских сверхтяжелых танках. Для затравки приведу рабочий вариант аннотации.
Работы по сверхряжелым танкам массой свыше 50 т в СССР (да и в других странах) велись с начала 1930-х годов. Но как правило, проекты этих машин получались весьма сложными и труднореализуемыми в металле, поэтому все они остались «на бумаге».
Однако в 1940-41 годах конструкторское бюро Ленинградского Кировского завода изготовило несколько опытных образцов и вполне жизнеспособных проектов сверхтяжелых танков на базе КВ. Машины имели толщину брони 90-150 мм и вооружались 85-107-мм пушками. Проектирование велось исходя из обеспечения защиты от огня 88-105-мм орудий и возможности поражения толстобронных машин противника с броней толщиной до 80 мм.
В результате, к лету 1941 года к серийному производству приняли тяжелый танк КВ-3, а еще более мощные машины КВ-4 и КВ-5 разрабатывались в чертежах, а Кировский завод приступил к их изготовлению. Однако начавшаяся война и эвакуация предприятий на Восток поставили крест на советских супертанках Кировского завода. Однако изготовленные опытные образцы танков КВ-220 и Т-150 участвовали в боевых действиях под Ленинградом.
Вновь к идее супертанков вернулись весной 1944 года, после появления на вооружении вермахта мощной 88-мм противотанковой и танковой пушки Pak 43 b KwK 43. В результате, появились опытные образцы танков «Кировец-1», ИС-6 и «объект 701». Из них самое мощное бронирование и наибольшую массу имел последний, принятый на вооружение нашей армии после войны под индексом ИС-4.
В 1945 году на Ленинградском Кировском заводе началось проектирование нового тяжелого танка, получившего обозначение «Объект 260», а позже ИС-7. В 1946 году изготовили и испытали два опытных образца, а в 1948-м - еще четыре. ИС-7 воплотил в себя весь опыт войны, и в его конструкции было применено большое количество новаторских технических решений: мощная 130-мм пушка с механизированным заряжанием, пучковые торсионы, эжекционная системе охлаждения двигателя, гусеница с резинометаллическим шарниром и многое другое. В результате получился танк, по многим характеристикам опередивший свое время. Достаточно сказать, что при массе в 68 т машина развивала скорость до 60 км/ч! Кировский завод приступил к подготовке серийного производства ИС-7, но в 1949 году руководство СССР приняло решение о том, что тяжелый танк должен весить не более 50 т. В результате все работы по ИС-7 были прекращены.
издательство "Яуза",
книги,
анонс