Jul 12, 2013 16:13
После долгой паузы в постах (несмотря на то, что этот период был наполнен увлекательнейшими событиями из которых одних только приключений по организации госпитализаций моего батеньки хватило бы со всеми размышлениями и подробностями на отдельный журнал), нашел повод вернуться.
Вчера, после безуспешных попыток пробиться без очереди в Казанский собор посмотреть на крест Св.Ап. Андрея, решил пойти сам, чтоб хотя бы на очередь посмотреть. К моему удивлению в 6 с небольшим вечера в храм была короткая и очень бодрая очередь. Вокруг носились внезапновоцерковленные цыганки и репортеры местных телеканалов. Даже не знаю кого было больше. у самой паперти собора стояла "монашка" попиравшая своими действиями решения Архиерейского собора 2001 запретившего собирать милостыню таким вот образом.
Поскольку в моем журнале все рассказывается из середины и задом наперед, то сделаю отступ и поясню зачем вообще пошел. Когда привозили мощи Св. Пантелеимона, Св. Спиридона не ходил потому что они и так хранятся в храмах города и приложиться к ним можно без многочасовой очереди. Когда привозили пояс Б-цы - решил, что лучше на Афоне когда-нибудь спокойно посмотрю, т.к. это не потребует 2-х дней стояния). Частичка упомянутого креста хранится в Андреевском соборе СПб, но это просто часть и увидеть целиковую конструкцию (пусть даже то, что от нее за 2000 лет осталось - это совсем другое. Еще мне интересны человеческие эмоции, а во время таких событий люди не задумываются о своих обычных "масках" и можно увидеть их такими как есть (на этих словах мне вспомнилось как агрессивно настроенная старушка хотела пробиться без очереди и атаковала священника стоявшего в оцеплении вынудив его немного применить силу. Правда примечательное поведение около святыни напоминающей нам о величайшем смирении, величайшей веры в Б-га и признания истинности Его заповеди о любви к ближним?).
Качество организации мероприятия кагбе намекало о себе еще в запоздалой рекламе (я услышал вечером за сутки до этого по радио). Так вот, когда попал вовнутрь было довольно много свободного места в соборе.я взял курс на перспективное место в людской толчее и начал туда протискиваться, стараясь никого не пихать и не затоптать в пути.
И тут есессно начался Кафка с Салтыковым-Щедриным: было не понятно КАК петляет очередь между колонн отчего люди усиленно ломились в тупик. Был открыт второй вход с другого придела, что делало образовавшуюся пробку просто безнадежно. Не забывайте про летнюю духоту собора плотно заполненного людьми: в 3 человеках от меня я увидел малыша сонно-обморочном состоянии валившегося в сон на плече у матери. Его лицо было в высохшем поту, а в усталом взгляде надежда на то, что ЭТО ВСЁ закончится. Не удержался и поделился с женщиной стоявшей рядом(с которой уже начал общаться к тому моменту), что очень признателен своим родителям, что не заставляли меня выстаивать пасхальную службу до 3-4 утра и не носили к 7 утра на причастие - я бы тогда, скорее всего, вырос атеистом. Да надо приобщать детей к основам выбранной для них религии, рассказывать и пояснять самые основные вещи, но надо понимать, что в религиозной практике есть моменты рассчитанные на взрослых людей с довольно приличной выносливостью и сильной внутренней мотивацией. Никто же не заставляет уложиться в олимпийский норматив по заплыву на 1 км баттерфляем человека едва научившегося плыть "по-собачьи".
Но самое интересное творилось где-то вне поля зрения за колоннами: слышались многогласые вскрики паствы (не то приветствия, не то испуга) и краешек той самой толпы (все что я мог разглядеть) внезапно поворачивался как единый организм. Присутствие в соборе Патриарха наводило на мысль, что возможно он выходит со стороны придела. Сначала вообще подумал, что это заминают провокацию в духе femen. Оказалось, что просто прессованная толпа периодически начинала заваливаться, отчего старицы сыпались на пол и ФСОшников прямо сквозь спешно натянутые веревки.
Все усилия организаторов были направлены на обеспечение безопасности первых лиц и самой реликвии. Про то, что надо как-то облагородить и упорядочить СОВЕРШЕННО ОЖИДАЕМОЮ ТОЛПУ они как-то забыли. Вообще создавать ТОЛПУ в городе немного преступно (я про давки, а не про ст.31 и Ко).
В общем, посмотрел я сквозь начавшуюся близорукость на крест с расстояния 10 метров и с великой благодарностью перекрестился, когда удалось выбраться из давки и за собой еще двоих вывезти. мне бы испортило соприкосновение с такой святыней понимание того, что в том числе из-за моих плеч 80-летнии прихожанки падают на мраморный пол или впечатываются в стены. пусть лучше они сами с собой управляются.
Кста, в 21:55 я спокойно зашел и за 10 минут достоялся до своей очереди. На месте пересечения досок креста какая-то интересная решеточка. Собираюсь погуглить.
Знаете, и несмотря на описанный хаос не жалею что сходил: эмоции преобладали положительные: ФСОшники были дружелюбны, верующие всем миром спасали многодетную семью от затаптывания и хором просили пропустить их без очереди, а на выходе размашисто и с глубочайшем благоговением крестились произнося: "Слава Тебе, Г-ди, живы остались".