РУССКИЙ ГОТИЦИЗМ: МИФ XXI ВЕКА

Feb 22, 2015 22:35

Оригинал взят у iosif_volotsky в РУССКИЙ ГОТИЦИЗМ: МИФ XXI ВЕКА



РУССКИЙ ГОТИЦИЗМ: МИФ XXI ВЕКА

«Происхождение Русского государства, уже породило школы - норманнскую и славянскую. Кто знает, может быть мы присутствуем при зарождении школы готской?» (проф. Е. Шмурло)


Не столь давно увидела свет книжка некоего Павла Зарифуллина «Новые Скифы» (СПб., 2014)… Автор - последователь евразийской ереси, соответственно и книжка переполнена пассажами типа: «красота и великолепие готтентотов, берберов, казачек, калмычек, нагайбаков и мексиканских цыган»… Да и сам автор, Павка З. то ли «морда жыдовская то ли жыда мордовская» (вспоминая известный анекдот), существо смешанных кровей и как следствие - смешанных, путанных идей… Типический евразиец с нечистой кровью и нечистой идеологией, одним словом… Из-за чего мы помянули сей опус? - в силу означенной «смешанности» в прокламируемой Павкой З. мешанине идей попадаются и верные идеи… Верна и «основная идея» книги: Россия и Русские ныне крайне нуждаются в новом «субъекте Русского мифа», в новой историософской «точке отсчёта» собственной идентичности, в новой «точке сборки» генетических и культурных кодов… «Сейчас видно, что потуги российских патриотов 90-х, нулевых годов сформировать притягательную фигуру, образ для национального мифа - провалились. Было неистовое желание сотворить идеального Патриота, творца Грядущей Руси, попытка придумать «Красно-Коричневого» (Проханов), «Политического солдата» (Дугин), попытка Крылова и Холмогорова «создать» солдата уличной национальной войны - Егора Свиридова. Все эти кабинетные эксперименты оказались «выстрелами в молоко». Интеллигенты-патриоты пытаются вырвать из стихии грёз идеальный образ, соответствующий глубинным чаяниям народа, воплощающий в себе русское пространство, наше небо и землю, нашу историю. И сегодня опять, как ни странно (хотя уже 10-е годы пошли) - идея та же: поиск Идеального Русского. Но нам кажется, что мы знаем Его Имя… Именно сейчас эта земля, эта страна жаждет активных мужских образов, жаждет архетипов, жаждет центра, вокруг которого опять должно всё завертеться…». Доселе - всё верно. Но ответ П.З. «Солнечный Русский се - Скиф» неверен. Тем паче, в анти-расовой версии что якобы «от скифов ведут своё генетическое или культурное происхождение не только восточные славяне, тюрки и угро-финны, но и монголы, маньчжуры, поляки, балты, кавказцы и пуштуны. Словом - целый конгломерат евразийских племён…». Русским опять предлагают раствориться в «конгломерате евразийских племён», по сути, предлагается под иной вывеской всё тот же русоедский «пролетарский интернационализм»… Хотя сама по себе тема «скифского наследия» весьма плодотворна, но при условии памятования о том, что Скифы изначально - одно из Германских племён, никакие не «евразийцы», а Белые люди… Но, на наш взгляд, «скифский вклад» в новый Русский мифогенезис должен занять сопутствующее положение в отношении субъекта нового (и одновременно древнего) Русского мифа, имя коему - Гот. Идеальный, Солнечный Русский - се Гот. Готские истоки Руси - вот та искомая «точка сборки» для нового национального мифа, Русского мифа ХХI века…
Превосходным введением в Русский Готицизм может послужить статься известного правого публициста первой волны Русской эмиграции Вл. Абданк-Коссовского «Готская страница русской истории», опубликованная в 1942 году в «Парижском вестнике», кою мы почитаем необходимым ниже полностью воспроизвести:
Готская страница Русской истории

I

В новой исторической литературе, исходящей, главным образом от писателей евразийского направления, нередко предлагаются своеобразные исторические конструкции в которых русское прошлое в основных своих процессах изображается ориентированным на татаро-монгольский Восток. В этих историографических схемах Чингис-хан и его наследники выступают в ореоле истинных родоначальников русской государственности и культуры. На самом же деле, в лице азиатских степняков над Россией всегда тяготел злой рок. Наша культура не знала «азиатских истоков» до тех пор пока, история не столкнула Русь с монгольским игом. А так как ордынцы стояли неизмеримо ниже нас по своей духовной культуре и идеалам, то общение с ними задержало развитие русского народа на целые два с половиной века.
Но если Азия и втягивала Русь в орбиту своей жизни, то сам русский народ, насколько он оставался свободным в своих действиях, постоянно жил и оставался жить в орбите родственных ему по духу и культуре народов Запада. Русская общественность и государственность зародилась не где-нибудь в глухом углу Азии, а на поприще сношений с европейскою семьёй, необходимым сочленом которой был и остаётся доныне русский народ.
Уже с незапамятных времён славянский мiр примыкал непосредственно к германскому. Граница в течение веков неоднократно перемещалась то в одну, то в другую сторону, но общее географическое взаимоотношение оставалось неизменным. Сначала на окраине славянского мiра появляются высоко-одарённые готы, которые основывают в III в. по Р. Хр. могущественное государство в юго-западной России с центром на Днепре. Позже на смену готскому периоду русской истории приходит новый - варяжский. В эту пору в восточно-европейской равнине т. е. именно в новейшей России, появляется новый германский элемент - скандинавские варяги, с приходом которых, собственно, и начинается история России. Наконец, последний период, «немецкий», начинается приблизительно с Х века и длится до наших дней. Он характеризуется «немецким» влиянием, которое шло к нам путём торговли, политического и общекультурного воздействия. Эти три периода оставили ясный след и в истории заимствованных слов: в ней отчётливо выделяются пласты готский, варяжский и немецкий. Заимствованные же слова - естественное выражение культурного взаимодействия.
Готская страница нашей истории как связанная с доисторической Россией, представляет собою большой научный интерес для нас. В этот отдалённый период, первые лучи истории освещают огромную территорию Сарматской низменности, которая с незапамятных времён была заселена самыми различными народами. Сперва, как ближайшие соседи их, затем как победители, готы имели в обоих отношениях сильное влияние на сарматский мiр в том числе и на славян. Историк готов Иорнанд (Иордан) рассказывает, что в состав государства Эрманариха Великого входили почти все венеты или венеды, как называли западные латинские писатели славян с начала христианской эры. Немцы до сих пор называют некоторых западных славян венедами или вендами. Этой тысячелетней традиции следуют и финны, для которых русский и поныне - «венелейнен», т.е «венет».
Согласно Иорнанду по северным склонам Карпатских гор от истоков Вислы сидит многочисленный народ венетов, который зовётся различными именами, но главные названия его «склабены» (славяне) и «анты». Первые обитают на север до Вислы, а на восток - до Днестра. В антах видят или всех восточных славян или же предков только одних южно-русских славян. По словам того же готского историка, славяне были неопытны в обращении с оружием и разсчитывали только на своё многолюдство и мужество. «Однако, численность ничего не значит на войне, если Бог того не хочет и если надвигается хорошо вооружённое войско», записывает в своей хронике Иорнанд, за четырнадцать веков до переживаемых событий.
Готы - ветвь восточных германцев - жили некогда в Скандинавии; затем переселились на южное «побережье Балтийского моря в область нижнего течения Вислы. Движение их на юг начинается во второй половине II в. по Р. Хр. Пройдя через болотистую область Припяти, готы достигают побережья Чёрного моря. В III в. они занимали уже всё пространство южной России почти от Дона до низовий Дуная, распадаясь на восточных готов (остготы, остроготы) или грейтунгов и западных (вестготы, визиготы) или тервингов. В IV в. вождь остготов Эрманарих (350-375)‚ из королевского рода Амала образовал обширное царство, простиравшееся от Балтийского моря до Чёрного. Это было первое исторически известное государство, основанное европейским народом в пределах нынешней России.
Точных исторических сведений о готском периоде у нас сравнительно мало, и мы должны раз навсегда отказаться от надежды почерпнуть из дошедших до нас источников что либо большее, кроме нескольких слабых и бледных намёков на отношения между готами и славянами. Однако, такие факты, как заимствования славянами из готского языка слов для обозначения князя, плуга, искусства художника, лекаря, хижины, купли, буквы и т. д.‚ равно как и некоторые географические названия вне древне-готской области, указывают на то, что преобладание готов в политической и культурной жизни славянских племён сказывалось уже в весьма раннюю пору. Надо помнить, что заимствуется не слово одно: за ним почти всегда стоит понятие или вещь, которая им обозначается, т.е. культурная ценность.
«Готы были безспорно самым талантливым народом эпохи великого переселения народов, пишет Ф.А. Браун в «Разысканиях в области готско-славянских отношений» (СПб., 1899). Христианство нашло к ним доступ и окрепло в их среде раньше и быстрее, чем у других германских племён. Высоко развитая греко-римская культура встретила в них более глубокое сочувствие и была воспринята ими лучше, чем дикими франками, суровыми лонгобардами или неповоротливыми алеманами».
На этом основании ряд русских учёных связывали с пребыванием готов на юге России начало русской государственной жизни. «Происхождение Русского государства, уже породило школы - норманнскую и славянскую. Кто знает, может быть мы присутствуем при зарождении школы готской?», задаёт вопрос профессор Е.Ф. Шмурло. Действительно, готы всегда имели сильную царскую власть, вследствие чего мы вправе предположить, что и национальное самосознание было в них сильнее, чем у других соседних племён. Уже это одно должно было дать готам значительный культурный и политический перевес над разрозненными славянскими племенами. Если варяги в лице династии Рюриковичей являются подлинными создателями Русского государства, то первые попытки государственного объединения восточных славян принадлежат другим германцам - готам. Государственность всех их шла по великому водному пути «из Варяг в Греки»; она поддерживалась с помощью германских укреплений - «градов», укреплённых пунктов, куда сносилась дань - «по белой веверице от мира», по данным наших начальных летописных сводов. Очень вероятно, что упоминаемый в скандинавских сагах «Данпар статир», - «град Днепра», столица остготов, есть не что иное, как наш Киев. Указывалась также возможность производства имени «Русь» от эпического прозвания готов - «хросгутанс», т.е. «славных готов», где «хрос» или «рос» означает «славу».

II

Есть основание полагать, что память об упорной борьбе с готами была жива у восточных славян в княжеско-дружинной среде ещё в конце XII в. В «Слове о полку Игореве» упоминаются готские красные девы.
Более осязаемый памятник готского периода - это так называемый готский или скифско-сарматский стиль, сохранившийся в нашем народном искусстве, - в вышивках, кружевах, резьбе.
Король Эрманарих, слава о котором воспевалась всеми германскими народами, был последним представителем готского могущества на юге России. Против мощного натиска гуннов не устояло и мужество готов. Верхом на своих малорослых и выносливых конях сами малорослые, нескладные и безобразные, гунны представлялись западным народам скорее злыми духами, нежели людьми. Сильный, неожиданный толчок перебросил готов через Дунай в Паннонию, откуда они широкой волной разлились по Западной Европе.
Но перед тем как окончательно покинуть южно-русские степи, готы оказали восточным славянам огромную услугу: они приняли на себя первый удар диких степняков, что дало возможность славянскому мiру отстоять свою независимость и сохранить свое арийство. С той поры новые разрушительные волны - хазар, печенегов, половцев, монголов - обрушиваются на одних восточных славян. До Западной Европы доходят лишь последние ослабленные всплески разбушевавшегося моря. Обороняя себя от азиатских кочевников, русский народ одновременно служил щитом и опорой Западной Европе. В этом заключается величайшая заслуга России перед христианской культурой Запада.
В конце V в. под началом Теодориха Великого остготы всем народом снялись с места и захватили Италию. Здесь в центре и на развалинах римского мiра, они смело создают остготское царство. Зарождалась блестящая гото-римская культура, основанная на высоком принципе примирения германских и античных бытовых начал. Но в начавшейся затем войне с византийцами остготы были почти целиком уничтожены. Лишь незначительные их остатки ушли в 555 году на север за Альпы, где смешались со швабами и баварцами.
Позже остготов сошли с исторической сцены вестготы.
Такова блестящая и вместе с тем трагическая судьба готского народа. Но несмотря на кратковременность своего существования, готы внесли свою долю в сокровищницу западно-европейской культуры, как они внесли её в культуру мiра славянского.
В будущем мы можем утверждать, что уже в первой половине VIII в. имя готов исчезает из анналов всемiрной истории, а вместе с ним исчезает и готская жизнь и готский язык. Только в захолустье крымских гор удержалась ещё почти тысячелетие всеми забытая горсть готов, последние остатки славного некогда народа - это так называемые крымские горцы. Вероятно, уже во второй половине III в. готы заняли Крым. Овладев первоначально всем полуостровом, они впоследствии вынуждены были сосредоточиться на южной горной части Крыма, между Судаком и Балаклавой. Эта то горная область в течении средних веков и почти до нашего времени носила название Готии. Резиденцией готских князей был город Феодоро или Тодоро (ныне Мангуп). Последний готский князь Исайко был убит турками в 1475 году. Один из членов династии, к которой принадлежал Исайко, выселился в конце XIV в. в Москву и стал здесь родоначальником рода Головиных.
Но готская народность в Крыму, пережив падение своей независимости, сохранила свой язык до начала прошлого века. Немецкий географ конца XVIII в., Бюшинг (Busching: «Neue Erdbeschreibung», Hamburg, 1776, p.1654) писал, что среди татар на побережье Чёрного моря обитает небольшая народность, не имеющая собственного имени. Эти люди говорят на древнем германском языке, а потому являются, по всей вероятности, потомками готов.
В 1778 году остатки крымских готов, гонимые турками, обратились за помощью к России. Под предводительством последнего «готского митрополита», Игнатия Гозадина, они поголовно выселились на берег Азовского моря, где им отведены были русским правительством обширные земли. Они основали здесь город Мариуполь и 24 деревни. Потомки их («мариупольские греки») говорят по-татарски и по-гречески. Воспоминание о прежней независимости в Крыму и о готской национальности совершенно исчезли из их памяти. Но, подобно кастильским гидальго, эти «греки» - единственные прямые потомки славных соратников короля Эрманариха Великого из царственного рода Амелунгов… (Газета «Парижский вестник», Издание Управления Делами Русской Эмиграции во Франции, №№10, 12 от 16, 30 августа 1942 года).
Дополним вышесказанное ещё несколькими характеристическими чертами из Готской истории… Во-первых, стоит обратить внимание на своеобразную «веротерпимость» Готов. Они - вроде как «ариане» (хотя «арианство» Ульфилы и вообще Готов - се особая тема, о коей, даст Бог, мы в другом месте выскажемся подробнее). В «арианских» готских владениях никогда не было никаких гонений на «православных», в отличие, например, от королевства Вандалов в Северной Африке, «прославившегося» подобными кровавыми гонениями, принесшими Православной Церкви изрядное число мучеников… Примечательно, что и в Третьем Райхе, державе «Новых Готов», подобная веротерпимость присутствовала. Католики и протестанты - равно пользовались покровительством Имперских властей (да и к «нетрадиционным» для Германии православным отношение было весьма приязненное)… Нечто подобное можно приметить и в отношении Русской Империи - Русский Белый Царь был верховным покровителем не только «оффициальной» Православной Церкви, но и православных старообрядцев, не говоря уже про магометан и буддистов, кои «по-своему» чтили Белого Царя…
Кстати, особый сакралитет Царской Власти - се также немаловажный элемент «Готского наследия»… Дадим слово одному из историков, специализирующихся «по Готам»: «В 589 г. в Толедо состоялся Поместный собор… Значение III Толедского собора для вестготской истории невозможно переоценить. Он подвёл черту под политикой объединения («православных» и «ариан» - о.Р.Б.), которую Рекарред продолжал вслед за своим отцом, но привёл к успешному завершению совсем противоположным путём… Для королевской власти Толедский собор означал дальнейшее возвышение и укрепление, ибо церковь с полной готовностью стала на службу ортодоксального правителя. Иоанн Бикларский ставит Реккарреда в один ряд с Константином Великим и Маркияном, добившимся осуждения ересиарха Нестория на Халкидонском соборе 451 г. Акты Толедского собора вознесли Рекарреда на сакральный уровень. Он объявляется «священнейшим правителем» (sacratissimus princeps), «исполненным божественного духа» (divino flamine plenus); «емуже подобают апостольские заслуги, ибо он исполнил апостольский долг». Очевидны параллели с церковными представлениями об императорской власти того времени. Византийский император также считался равноапостольным. Повелителя Константинополя называли «православным императором» (orthodoxus imperator), вестготского короля «православным королём» (orthodoxus rex). Христианизация королевской власти, продолжавшаяся и в VII в., началась именно с III Толедского соборо. В конечном итоге король становится представителем Христа на земле. Тем самым в церковном отношении король вестготов поднимался на тот же уровень, что и византийский император» (Д.Клауде. История вестготов. СПб., 2002).
Но для «германского мiра» характерно более-менее гармоническое сочетание сакральной королевской (Императорской) власти с многоцветием феодальных и бюргерских вольностей (классический пример тому - цветущая сложность Священной Римской Империи Германской нации, являвшей собою «мiр мiров»). Российская Империя также слагалась как «мiр мiров», но ежели сакралитет Власти в Русской истории присутствовал даже «с избытком», то со «свободою» дело обстояло не столь благополучно… «Русскому мiру» есть тут чему поучиться у «мiра германского»… Достопоучителен и пример того, как Готы приобщились к имперскому «Римскому наследству». Преемником знаменитого вождя Алариха, захватившего Вечный Город в 410 г. по Р.Х. (но, что примечательно, запретившего своим воинам причинять ущерб христианским церквям), был Атаульф (знаменательное имя!), сочетавшийся в 414 г. браком с сестрою Западно-римского императора Гонория Галлой Плацидией… Знаменательно высказывание сего Атаульфа, на брачных торжествах в Нарбонне, поначалу, по его словам, «он хотел разрушить Римскую Империю, чтобы установить на её месте империю готов»… Однако, впоследствии, он пришёл к выводу, «что будет лучше, если вестготы войдут в историю как возсоздатели Римской империи»… Политику Атаульфа историки обозначают как «мир путём более тесного римско-готского союза». Брак Атаульфа с римлянкой Галлой Плацидией проведён был по римскому обряду. Ребёнок, родившийся от сего брака, был назван в честь своего деда - византийского императора Феодосия. Выбор сего имени, по словам одного историка, «содержал демонстративный намёк на проготскую политику Феодосия I, коего Иордан назвал «другом мира и готов»… В качестве сына Атаульфа оный мл. Феодосий мог в перспективе стать королём готов. А в качестве сына Галлы Плацидии он мог претендовать на императорский трон. Т.о. согласно планам Атаульфа его сын должен был одновременно стать во главе Римской империи и готского племени. (В скобках заметим, что так как ребёнок умер спустя несколько месяцев после рождения, планам сим не суждено было осуществиться). Но какое разительное совпадение «геополитики» Атаульфа I с геополитикой Вождя, коего можно наречь Атаульфом II и чей Третий Райх был поистине Новой Готией (новый римско-германский союз с обновлённой фашистской Италией «друга мира и готов» Дуче Бенито Муссолини и т.п.)… Некое типологическое сходство в «освоении» Римско-имперского наследства прослеживается и с Русью, претендовавшей на имя «Третьего Рима»; в подобных «претензиях» и в подобном «приобщении к римскому наследию» готский компонент в крови Русов несомненно себя проявил…
Наконец, такая немаловажная черта, роднящая «готские древности» равно с Великогерманской Империей и с Империей Российской - опыт решения «еврейского вопроса»… Современный историк Вестготской государственности свидетельствует: «К тому времени (начало VII в. по Р.Х. - о.Р.Б.) борьба с синагогами приняла общеевропейский размах. Впрочем, если спустя некоторое время остальные государства вернулись на позиции большей веротерпимости, антииудейское законодательство вестготов ужесточалось вплоть до самого падения их державы» (Д.Клауде). Не станем здесь углубляться в сию интереснейшую тематику, сошлёмся на нарочитое изследование данной проблемы: S.Katz, The Jews in the Visigothic аnd Frankish Kingdoms of Spain and Gaul, 1937. Во всяком случае, «борьба с синагогами» (понимаемая максимально широко), есть также некая перманентная черта «готицизма»…
И последнее. Актуальность «готского наследия» в наибольшей степени насущна отнюдь не для «немцев», т.е. обитателей современной Германии, а для ряда других Европейских народов, в числе коих Русские, пожалуй, по степени необходимости для них усвоения сего «наследия», должны быть названы одними из первых…
Историк М.Щукин в монографии «Готский путь» (СПб, 2005) в первой подглавке с характерным названием «Блуждающий народ» делает важное замечание: «В нашем обыденном сознании понятие «готский» ассоциируется или даже совпадает с понятием «германский», «немецкий», чему немало, вероятно, способствуют такие термины, как «готический стиль» в архитектуре, «готический шрифт» книг и рукописей. На самом деле ни то ни другое не имеет прямого отношения к историческим готам. Оба термина возникли лишь тогда, когда самих готов как таковых уже не было, оставалась лишь память об их былой славе. Хорошо было бы, если бы кто-нибудь специально занялся выявлением обстоятельств, при которых эти термины появились. Готы действительно говорили на одном из германских диалектов, а язык их нам известен благодаря сохранившемуся переводу Библии, сделанному в конце IV в. епископом Ульфилой, или, быть может, точнее, Вульфилой. Полугот по происхождению, он носил германское имя Волчонок. Но на германских языках говорят до сих пор шведы, датчане, норвежцы и англичане, а уже вслед за ними и жители США, Канады и Австралии, что не даёт нам, однако, повода отождествлять их с современными немцами. У современных жителей Германии есть не так уж много оснований считать себя прямыми потомками готов - именно эти территории готы миновали в своих блужданиях по Европе. Скорее толику готской крови можно было бы обнаружить у современных итальянцев, испанцев, французов, болгар, венгров, крымских татар, русских и украинцев, а может быть, даже и у некоторых народов Северного Кавказа. Процессы образования всех перечисленных современных народностей и наций были весьма сложными, и вливание крови готов вряд ли являлось решающим в этом процессе. Но он имел место, и выявить ситуации, при которых это происходило, - и есть цель предлагаемой читателю книги»…
«Решающим» или «не решающим» было «вливание крови готов» в этногенезе вышеперечисленных народов - надобно решать в каждом конкретном случае отдельно… Для Русов - се было, несомненно, «решающим»… Но и помимо «биологического» фактора, в сверх-этническом, символическом значении прокламировать своё «происхождение от Готов» некогда практически для всех Европейских народов было чем-то весьма значимым и престижным… Так, на Базельском соборе 1434 г. посланник шведского короля Эриха потребовал для представителей Швеции «особого отличия» при распределении мест на заседании, мотивируя это тем, что в качестве «потомков Готов» шведам подобали «исключительные почести, ибо готы своей достославной историей выделялись из всех прочих народов». На это представитель короля Кастилии пылко возразил, что Испания тем более могла притязать на подобную честь, «ибо готы, отправившиеся на Иберийский полуостров, потомками коих являются испанцы, без сомнения, были лучшими и храбрейшими людьми своего племени, а оставшиеся в Швеции самыми ленивыми и бездеятельными, и вести от них свой род не очень-то почётно» (см. подр. J.Svennung. Zur Geschichte des Goticismus, Stockholm, 1967)… Приспели сроки в «общем Соборе» Европейских наций (никого, впрочем, не принижая, и не уничижая) и собственно Русским заявить о своей части в Готской чести… И ежели для значительной части современных шведов или испанцев их «готицизм» представляется «мифом», - тем хуже для них: как бы им самим не оказаться «мифом»… А наш, Русский Миф XXI века - се Русский Готицизм. Зде «точка сборки» наших генетических и культурных кодов. Ежели Руси суждена в планах Провидения новая жизнь - она неизбежно будет питаться животворными соками этого Мифа… Русский Готицизм - се именно тот Центр, вокруг коего «всё опять завертится» Огненной Свастикой…

Русский этногенез!

Previous post Next post
Up