Концерн Volkswagen AG раскрыл консолидированную финансовую отчетность за девять месяцев 2017 года.
Совокупная выручка немецкой компании выросла на 6,8% - до €170,9 млрд.
Обратимся к финансовым показателям по каждому сегменту. Отметим, что в таблицах будет приведены показатели сегментной выручки и оптовых продаж автомобилей с учетом внутригрупповой реализации. Следует сказать, что значительная часть операций Volkswagen приходится на Китай, где компания ведет свою деятельность в рамках 2 крупных совместных предприятий - SAIC VOLKSWAGEN (доля Volkswagen - 50%) и FAW-Volkswagen (40%), общие продажи которых за 9 месяцев 2017 году достигли 2,92 млн автомобилей.
Резкое снижение доходов сегмента «Volkswagen - пассажирские автомобили» в прошедшем квартале связано с реклассификацией продаж, что привело к тому, что часть операций была перераспределена среди остальных сегментов. Таким образом, итоги 9 месяцев 2017 года и 9 месяцев 2016 года не являются сопоставимыми. Средняя цена проданного автомобиля в рассматриваемом периоде снизилась на 6,9%. Стоит отметить рост операционной рентабельности до 4,3%, главным образом, благодаря оптимизации затрат и влиянию курсовых разниц. Операционная прибыль сегмента до списаний по «дизельному» скандалу удвоилась и составила €2,5 млрд.
Сегмент Audi показал практически нулевую динамику выручки (+0,5%), на фоне стабильной операционной рентабельности 8,9%. Оптимизация себестоимости, положительные эффекты от курсовых разниц были компенсированы снижением объемов продаж, расширением международной экспансии и ростом амортизационных расходов.
Сегмент чешской марки Skoda показал рост выручки (+22%). Новому Kodiaq был оказан теплый прием на рынке: модель сыграла важную роль в повышении продаж сегмента. Рост объемов продаж и цены реализации, а также оптимизация себестоимости продукции привели к росту операционной прибыли на 28,3% до €1,2 млрд. Операционная рентабельность выросла с 9,3% до 9,8%.
Продажи автомобилей (+9%) и выручка (+11%) испанской марки SEAT продемонстрировали в рассматриваемом периоде положительную динамику. Рост объемов продаж, в том числе вывод новой модели Ateca, и увеличение доли маржинальной продукции привели к росту операционной прибыли (+12,4%) до €154 млн.
В отчетном периоде британская марка Bentley продала меньший объем автомобилей (-4,2%). Снижение объемов реализации и средних цен автомобилей были частично компенсированы положительными курсовыми разницами и более низкими затратами по новым разработкам.
Сегмент Porsсhe продал в отчетном периоде 180 тыс. спортивных автомобилей (+1,7%). Наибольший рост продаж показала модель Panamera. Выручка составила €15,7 млрд (+2,7%). Операционная прибыль выросла на 4,7% до €2,89 млрд., главным образом, за счет увеличения объемов производства. Стоит отметить, что с начала года финансовые услуги, оказываемые в рамках сегмента Porsсhe, стали учитываться в сегменте «Финансовые услуги».
Сегмент коммерческих автомобилей Volkswagen в рассматриваемом периоде показал рост объемов продаж на 8,5%. Наиболее популярными моделями были Multivan/Transporter и Caddy. Выручка выросла на 10,9%, до €8,9 млрд, операционная прибыль выросла почти на 80%, до €698 млн. Рост объемов производства и доли более маржинальной продукции вкупе с изменениями валютных курсов увеличили операционную рентабельность с 4,9% до 7,8%.
Шведская компания Scania показала рост объемов продаж (+8,3%) и увеличение выручки (+12,5%). Операционная прибыль выросла до €947 млн (+18,1%) из-за увеличения продаж автомобилей и расширения бизнес-услуг.
Другой производитель грузовиков, автобусов и энергетического оборудования - немецкая компания MAN SE испытывала влияние разнонаправленных тенденций. По направлению коммерческих автомобилей выручка составила €7,21 млрд (+10,5%), что привело к получению операционной прибыли €269 млн (против €204 млн годом ранее). Доходы от производства дизельных двигателей составили €2,35 млрд (-8,3%); снижение объемов продаж привело к сокращению операционной прибыли почти на 40% до €107 млн.
Деятельность сегмента «Финансовые услуги», главным образом, объединяет кредитование, страхование и лизинг, а доходы напрямую связаны с ростом объема продаж Группы. Операционная прибыль составила €1,8 млрд (+14,9%), что главным образом, было обусловлено включением результата финансовых услуг сегмента Porsсhe в данный сегмент. Таким образом, итоги 9 месяцев 2017 года и 9 месяцев 2016 года не являются сопоставимыми. Операционная рентабельность составила 7,4%.
Стоит упомянуть нашумевший «дизельный скандал», серьезно повлиявший на итоговый результат компании в прошлом году. По итогам отчетного периода по статье «Специальные статьи затрат» были зафиксированы убытки в размере €2,6 млрд.
В итоге чистая прибыль компании выросла почти на треть и составила €7,5 млрд.
После выхода отчетности мы учли созданные резервы по убыткам «дизельного дела» в этом году, но далее не закладываем расходов по статье «Специальные списания».
Если говорить о будущих результатах компании, то мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе компания будет способна зарабатывать чистую прибыль в диапазоне 13-15 млрд евро. Мы отдаем предпочтение привилегированным акциям компании, обращающимся с мультипликатором P/BV 2017 около 0,9.
____________________
Подробнее о выборе акций, расчете потенциальной доходности и принципах формирования и управления портфелем читайте
в книге «Заметки в инвестировании»