Производитель автомобилей General Motors Company раскрыл консолидированную финансовую отчетность за 9 месяцев 2017 года.Отметим, что, начиная со второго квартала текущего года, компания перестала консолидировать результаты своего европейского сегмента (предприятия Opel и Vauxhall, а также европейский бизнес GM Financial), соответственно, все сопоставления с прошлым периодом приводятся без его учета. Результаты европейского сегмента отражаются в разделе прибыли и убытки от прекращенной деятельности. Сделку планируется закрыть до конца текущего года. Продажа убыточного сегмента приведет к снижению выручки, но положительно отразится на общем финансовом результате компании. Кроме того, произошла реклассификация итогов в сегменте «Остальной мир» в связи с реструктуризацией бизнеса в Индии и Южной Африке.
Совокупная выручка американской компании снизилась на 1,3% - до $107,9 млрд., главным образом, за счет падения оптовых продаж.
Основным рынком для GM является Северная Америка, на которую по итогам 9 месяцев 2017 года приходилось около 73% продаж по количеству автомобилей или 77% по объему выручки. В выручке признаются оптовые продажи автомобилей (продажи дилерам). За отчетный период выручка в Северной Америке упала на 5,9%; при этом падение объемов продаж составило 10,7%, что было частично компенсировано повышением средних цен (+5,4%). Сокращение объемов продаж связано, в первую очередь, с уменьшением реализации Chevrolet Malibu и Cruze, которое было частично компенсировано увеличением продаж моделей Chevrolet Equinox. По итогам 9 месяцев компании удалось удержать рентабельность этого сегмента на уровне 11%. Данный уровень рентабельности был, прежде всего, обусловлен изменением структуры продаж и благоприятным ценообразованием, а также снижением материальных и транспортных расходов, связанных с перевозкой автомобилей. К неблагоприятным факторам можно отнести эффект от ослабления курса мексиканского песо по отношению к доллару США и снижение оптовых объемов продаж.
На фоне восстановления автомобильного рынка Южной Америки, компания смогла нарастить продажи на 21,8%, увеличив средние цены на 11,9%, что привело к увеличению выручки сегмента на 36,2%. Во многом это связано ростом продаж Chevrolet Cruze и Chevrolet Onix в Бразилии и Аргентине. Кроме того, к благоприятным факторам можно отнести эффект от укрепления курса бразильского реала по отношению к доллару США.После того, как 18 апреля 2017 года завод GM в Венесуэле был национализирован, компанией были предприняты все доступные юридические меры для защиты прав собственности, но безуспешно. По данной причине, бизнес в Венесуэле был деконсолидирован, что уменьшило объем выручки сегмента на $80 млн за отчетный период, также были списаны сформированные ранее резервы в $114 млн.
Сегмент «Остальной мир» продемонстрировал падение объемов продаж (-9.6%). Причинами выступило снижение оптовых объемов реализации полноразмерных грузовых автомобилей и внедорожников на Ближнем Востоке, а также легковых автомобилей в Австралии из-за прекращения производства Chevrolet Cruze. Указанные негативные моменты были частично компенсированы ростом продаж в Египте.К причинам роста рентабельности сегмента можно отнести снижение издержек из-за урегулирования трудовых переговоров и уменьшения расходов в Корее и Индии, а также благоприятную рыночную конъюнктуру в Австралии и Египте. Негативным фактором стало падение продаж на Ближнем Востоке.Важной особенностью сегмента является то, что в нем учитываются итоги деятельности совместных предприятий GM в Китае: всего в Поднебесной корпорация в отчетном периоде продала 2,8 млн автомобилей (+3,3%), а её доля на китайском рынке составила 14,2%. Это принесло компании прибыль около $1,5 млрд. Таким образом, именно китайский рынок позволил сегменту «Остальной мир» остаться прибыльным. Кроме того, стоит упомянуть о снижении в Китае продаж автомобилей с рабочим объемом двигателя 1,6 л. и ниже ввиду прекращения налоговых стимулов со стороны государства, что опять же сместило продажи к более маржинальным моделям - внедорожникам Buick и Chevrolet.
Рост выручки и прибыли сегмента «Финансовые услуги» напрямую связаны с увеличением объема лизингового портфеля. Рентабельность прибыли сегмента остается на стабильном уровне.Ожидаемой неприятностью стали «бумажные» списания от продажи активов европейского сегмента, нашедшие свое отражение в отчетности компании. Рост эффективной налоговой ставки с 24,8% до 41% связан с установлением оценочной надбавки по отложенным налоговым активам, которые больше не будут реализованы в результате продажи бизнеса Opel / Vauxhall. Кроме того, компания зафиксировала убыток от прекращенной деятельности в размере $3,9 млрд., львиная доля которых относится к закрытию европейского сегмента.В итоге чистая прибыль за отчетный период снизилась в 5,9 раз и составила $1,3 млрд. В течение 9 месяцев 2017 года компания выкупила собственных акций на $3 млрд и выплатила дивиденды на сумму $1,7 млрд. Показатель EPS сократился в 5,6 раз и составил $0,87.После выхода отчетности мы внесли изменения в наш прогноз, главным образом, на текущий год. Изменение прогнозов связано с деконсолидацией сегмента «Европа».
Если говорить о будущих результатах компании, то мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе компания сможет зарабатывать чистую прибыль около $9-10 млрд. Мы надеемся, что этому будут способствовать прочные позиции компании в Китае и предпринятые меры по реструктуризации бизнеса в Европе.
___________________________________________
Подробнее о выборе акций, расчете потенциальной доходности и принципах формирования и управления портфелем читайте в
книге «Заметки в инвестировании»