Роскошь, кич и музейные бабули

Nov 26, 2013 09:00

Хаюшки!
Выходные  у меня получились по традиции насыщенными всякими приятные мероприятиями. В субботу любимая Ирина Михайловна  организовала для всех своих подопечных истфака (а это и аспиранты, и студенты, и даже ее коллеги) вылазку в Оружейную Палату. Я вообще к Кремлю отношусь равнодушно, да и Оружейная палата как-то особо меня не привлекала, но прийти я согласилась - надо изредко практиковать светсткую неформальную социализацию J



c

Отстояв часа полтора на холоде в очереди (это был очень решающий момент, после которого я утвердилась в решение СРОЧНО купить зимнюю куртку), несмотря на имеющийся уже групповой билет, мы попали внутрь. Разнервированная экскурсовод сразу нас «обрадовала», что наша запланированная экскурсия заканчивается через 20 минут и мол «покажу, что успею». Как для первого впечатления - губительный ход, плюс дружелюбностью экскурсовод не отличилась и во время 20-минутной экскурсии.

Уже после, оставшись гулять по музею в автономном режиме, я смогла разглядеть множество интересных объектов, ради которых прийти один раз в жизни в людную и душную Оружейную Палату, чинно отстояв в увесистой очереди, таки стоило.

Оружейная палата - это музей-сокровищница, тут хранятся предметы царской казны, множество разнообразных подарков от послов со всего мира, предметы, выполненные известными русскими мастерами в качестве демонстрации своих блестящих навыков и т.д. Тоесть это музей Роскоши, причем с большой буквы. Музей очень удачно разделен на тематические секции и в хронологическом порядке знакомит о с самыми разными аспектами жизни: начинается визит  с византийских ювелирных изделий и заканчивается предметами парадного церемониала XVIII-ого века. А еще есть зал, например, с царскими экипажами, которые правда создают очень хрупкой впечатление и кажется, что вот-вот  превратятся в пыль.

Вцелом музей оставляет весьма положительное впечатление. Поэтому я вам решила показать несколько экспонатов, которые мне особенно по вкусу пришлись (хотя это честно говоря громко сказано, роскошь в таком фантастическом масштабе вызывает во мне больше неловкости, как от китча, чем истинного такого эстетического удовольствия). Но не полюбопытстсвовать там, конечно, грешно:

Гора-Курильница:

Весьма любопытный объект, привезенный из Гамбурга в  XVII веке. Как мы помним это историческое время - дикой вони. Мы уже с вами как-то говорили на предмет гигиены и туалетов в далеких XVII-XVIII веках , и что происходило до этого открытия с людьми и их «ароматами». Поэтому с запахами старались бороться всяческими способами, вот перед нами - один из таких. В горе можно разглядеть четыре выдвижных ящичка, в которые наливали благовонные масла, которое при испарении от свечей (для них там тоже отдельные лоточки предусмотрены) вроде как вытесняли неприятные запахи из помещения. Всего таких гор-курильниц в мире сохранилось ровно четыре, три из которых можно увидеть в Оружейно палате, а четвертая находится вроде как в имении Ротшильдов. Так что, вот такой кремлевский эксклюзивчик.

Привлекла мое внимание и коллекция русских ковшей и братин - они в XVI веке относились к лучшим произведениям златокузнечного искусства.

с.
Выставленные ковши отличаются совершенно филигранной резьбой (ложчатый узор, распространенный на Руси) и практически в каждом сосуде драгоценный камень. Смысл этого камня заключался в том, что вроде как, если в ковше окажется яд - драгоценный камень от этого должен потемнеть. Правда, я вот не смогла понять алгоритм процедуры - если налить жидкости до уровня, который бы покрыл камень, можно не заметить потемнения (в особенности, если, например, жидкость непрозрачная), а если камень оставить на поверхности - то откуда химическая реакция взяться должна? Ну поверье - это поверье, так что не будем придираться, тем более ковши действительно хороши.
Своей красочностью порадовали меня декоративные блюдца XVII века, выполненные мастерами из Сольвычегодска. Нет выдает мне весьма скудные запасы и увы красочность не передает никаким образом:


c
с                                                                                        
В заключении я поглазела на продукцию легендарной фирмы Фаберже, которая в свое время была крупнейшей и самой известной ювелирной фирмой России. Больше 500 человек работали в мастерских и продукция отличалась очень качественным, оригинальным и разнообразным ассортиментом - производилось от табакерок, биноклей до серег и различных сувениров. Один из таких стал целым символом продукции Фаберже  - придуманное пасхальное яйцо «с сюрпизом» изветсно теперь по всему миру. В кремлевской коллекции таких несколько:


с
А это яйцо, например, с портретами царской семьи:


с


с

И абсолютный хайлайт, несмотря на «неяичную» форму всей витрины Фаберже -  одуванчик, сделанный из платинновых пластинок, серебра, горного хрусталя и еще наверняка дюжины всяких драгоценных металлов, названия которых я уже успела забыть


с

Все это золото-серебро-платина-изумруды щедро подсвечивается и на свету радостно переливается, только вот фотографировать, увы, ничего нельзя. Там на посту бдят хрестоматийные музейные надзирательницы J

Кстати, оффтопом, если кто-то еще не видел - по френдленте гуляет фото-проект Энди Фриберга "Guardians". Фотографа в свое время вдохновили российские музейные надзирательницы на целую фото-серию. Вот, например, эта дамочка, в субботу как раз охраняла мой покой в Оружейной палате J


с

Вот такой занимательный музейный поход получился. Кстати, если кому-то интересно, на официальном сайте, можно даже найти виртуальную экскурсию по музею. А что касается светской социализации, то прошла она очень успешно, но об этом уже в следующих выпусках J

привет_москва, репортажное, музейное

Previous post Next post
Up