Креатив пур - Парк Гуэль

Jun 09, 2012 23:33

История парка Гуэля начинается довольно прагматично - один успешный предприниматель и по совместительству меценат решает, следуя английской моде на города-сады в конце19 века, создать на окраине Барселоны нечто подобное - умиротворенный город-сад, в котором можно было бы пожинать плоды индустриализации в гармонии с тишиной и природой. Успешного предпринимателя зовут как ни странно Гуэль, а свой "престижный проект" (так бы он был окрещен в наши дни) он из патриотических и заодно дружеских побуждений отдает в руки уже небезысвестному к тому времени мастеру Антонио Гауди. И вот тут начинается самое интересное:




Выкупив 17-гектарную територию на так называемой Muntanya Pelada, которая среди каталанцев иногда фигурирует по названием "Лысой горы" (привет, Киев!), 


Гуэль принялся с помощью неукротимой фантазии Гауди строить самые что ни на есть, амбициознейшие планы.  


Среди прочего планировалось развернуть удобную инфраструктуру, создать более 60 добротных участков, на которых бы в обязательном порядке расположились бы дома, окруженные по периметру садами. Элитарный городок должен был иметь все неотъемлемые аспекты функционирующего города - центральную площадь, рынок, удобные дороги и т.д. 


На подъезде в город планировалось создать два здания, которые бы служили во-первых визитной карточкой на "пороге" города, а во-вторых вмещали бы себя административные службы.



Строительство началось на начале века и длилось до начала Первой Мировой Войны. Уже тогда стало понятно, что проект проваливается из-за отсутствия интереса со стороны горожан - для любителей города он был бы слишком отдален от центра, а для любителей загорода - слишком близко.



Таким образом проект оказался нерентабельным, а с началом войны работы  над парком были и вовсе остановлены. К тому времени парк обзавелся только двумя домами. Один приобрел друг Гуэля - адвокат Trias Domenek,




а во второй решил въехать сам Гауди со своей племянницей:


К слову, проект провалился и планы в изначальном масштабе реализоваными быть так и не смогли. Но зато вместо элитарного города-сада получился демократичный парк! C 1922 году парк был выкуплен мерией города для массовых гуляний, а спустя 62 года парк стал заодно и мировым культурным наследием, находящимся под защитой ЮНЕСКО.

Поскольку мы в парк шли пешком и попали в него не с центрального, а с левого входа, то я так по ходу маршрута нашего парк и покажу:
Два длинных экскалатора привезли нас на ту самую лысую гору. Уже виднеется пряничная башенка и заодно внешняя часть ограды парка:


Далее попадаем на прощадку, с которой открывается отличная панорама на всю Барселону. К слову, с правой стороны имеется еще одна площадка, которая немного выше этой:


Спустившись чуть ниже, видим каменные конструкции по форме напоминающее африканские барабаны, ну или пальмы (кому что, как говорится). Они вырезаны прямо в скале и  окруженные кустами бугенвиллеи:



Называются они "дорогой розария", подразумевающую референцию на католическую молитву и эту дорогу наверх (если с центрального входа расматривать) как путь духовного возрождения. Даже не знаю, как прокомментировать наш спуск вниз в таком случае :)


Отсюда открывается потрясающий вид на центральную площадь парка, которая по совместительству и является вверхней террасой:


По всему периметру площади как с внешней, так и с внутренней стороны волнистой лентой бежит мозаичная скамья. Она имеет изогнутую форму, повторяющий силуэт тела, поэтому также иногда можно встретить название "анатомическая". 


Концепт скамьи и ее реализация пренадлежит ученику Гауди Жужолю, который использовал при работе с мозаикой элементы абстрактного искусства (по внутренней стороне)


и еще чуть ближе:


Техника керамических израсцов подобрана очень удачно еще и потому, что, постоянно находясь на солнце, она позволяет сидящим немного насладиться прохладой и приостыть. Плюс фактура совершенно завораживающая:



Со скамьи открывается вид на всю Барселону, а также на пряничные домики, приветствующие прихожан на центральном входе:


Отсюда же уже видно и центральный подъем с саламандрой (мы на него еще раз уже на выходе посмотрим):


Спускаемся с центральной площади чуть в сторону и видим систему портиков и виадуков, которую придумал Гауди, чтобы снизить свое вмешательство в скалистую местность до минимума, но при этом выравнять ее:



Отсюда же бежит виадук со знакомыми каменные пальмами, которые в декоративных целях еще награждены огромными агавами сверху:



Честно говоря, доверяя таланту Гауди на все 100, проходя мимо этих "пальм" не покидает ощущения напряжения - кажется, что в любую минуту выпадет какой-то маленький камешек и пальмы посыпятся как карточный домик:



Кроме "каменных пальм" еще может встретиться название "птичьих гнезд", что как по мне неочень удачное сравнение. Это что ж за птицы-мутанты такие быть должны?



Внутри гнезда-пальмы образовуют немного такой силуэт, напоминающий хребет классического готического собора. Плюс еще ко всему, тут замечательная аккустика, которую в благих мерах использую уличные музыканты. Мягкое и гармоничное музыкальное сопровождения, как ничто другое, гениальным образом дополняет и без того, совершенно необыкновенную атмосферу:


Спустившись по одной из многочисленных извилистых тропинок, попадаем в зал ста колонн. К слову, это неправда, потому как колонн тут около 80, но 100 звучит гораздо более впечатляюще. Да и кто пойдет считать дорические колонны, когда там и без того есть на что любоваться. Например, мозаичные декорации:


Отсюда уже совсем хорошо видно дом Гауди, в сторону которого мы сейчас и пойдем:


В нем что-то от диснеевского замка есть, правда?!)


К дому ведет вот такая живописная тропинка:


А вот и дом. Нынче он представляет из себя музей, в котором можно во-первых посмотреть на то, как жил Гауди тут в период работы над Саградой Фамилией и заодно на образцы мебели, которую он проектировал для самых различных зданий. Я внутрь не заходила, т.к. туда я отправлюсь с гораздо большим запасом свободного времени, чтобы успеть все как следуюет рассмотреть :)


Вот, например, сбоку можно увидеть лавчонку, которую Гауди проэктировал для дома Бальо:


Спускаемся еще чуточку и видим уже совсем близко сладкие пряничные павильоны. Павильоны могут смело служить декорациями для какой-нибудь сказки. Наверное поэтому их иногда именуют башенками Гензель и Гретель. Плюс к этому в то время в Берселоне огромным успехом пользовалась эта опера и Гауди мог вдохновиться на такую реализацию именно там.



А мы тем временем уже на спуске - тобишь на центральной лестнице. Она примечательна вот этой мозаичной саламандрой, которая в свою очередь стала уже общелюбимым символом этого парка, да и Барселоны вцелом (кто не верит, зайдите в любой туристический магазинчик и посмотрите на самый частый мотив :)


Вот мужчина-саламандра тоже пользуется этим стереотипом в весьма корыстных целях:) Неприличная фотография какая-то получилась:


Вот так выглядит центральный вход-выход с центральной лесенкой, залом 100 колонн и даже центральной площадью. Только башенки, к сожаленью, не вместились, улочка совсем узенькая:


А это уже вид из вне из соседнего туристического магазинчика:


Вуаля! 
Тоесть, как вы поняли, несмотря на всю "туристическую попсовость" этого места, волшебство оно никаким образом не теряет! да, людей немеренно, но магии и места хватает на всех! Особенно, когда времени у вас в запасе весь день, так что бы посмотреть, походить, полежать - креатив Гауди и всех тех, кто ему помогал этого определенно стоит :)

Чмак!

Барселона, фотогенное, путешествовальное, репортажное

Previous post Next post
Up