Про один неправильный эксперимент

Jul 13, 2011 23:13


Доктор Пилюлькин (IRL Сергей Васильевич Лукьяненко) пишет, что

Есть еще такая точка зрения о пиратстве - ее неоднократно озвучивали и в прошлой записи.
«За хорошую музыку, книги и т.д. люди платить будут. За плохую - нет».
Вот вам забавная история. Баян, конечно. Но показательный.

Речь идёт о том, как «лучший скрипач США смог заработать в метро всего 32 доллара»

Признанный лучшим из ныне живущих в США скрипачей 39-летний Джошуа Белл (Joshua Bell) смог заработать, играя в подземном переходе метро в Вашингтоне, только 32 доллара и 17 центов. Он играл произведения Крейслера, Шуберта, Массне и Баха на скрипке Страдивари.
За 45 минут мимо него прошли более тысячи человек, и только одна женщина узнала Белла. Эксперимент с участием знаменитого музыканта, билеты на концерты которого стоят, как правило, от ста долларов и больше, был придуман журналистами газеты The Washington Post.

Из этого Доктор делает следующий вывод

Каждый, кто говорит: «Я готов платить - но только за качественный продукт, а не за халтуру» - врет. Бессовестно врет. Он не заплатил бы Паганини, играющему перед ним на одной струне. Он не заплатит Стивену Кингу и Джорджу Мартину. Он не заплатил бы Чехову, Достоевскому и Толстому.

Однако (помимо того очевидного факта, что Чехов, Достоевский и Толстой стали бессмертными) перед нами типичный пример неправильного вывода, сделанного из неправильных предпосылок. Рассмотрим их подробнее

Первое - неужели организаторы эксперимента всерьёх считали, что мистер Белл соберёт с граждан сотни тысяч долларов? Нет, у этих граждан с собой ТАКИХ денег просто не было.
Второе - неужели организаторы эксперимента считали, что люди, которые едут на работу на метро, постоянно посещают концерты за сто долларов? Нет, большинство тех людей «всемирно известных» мастеров знает недостаточно хорошо - да и в нашем общественном транспорте большинство людей знает лишь скандально известных «звездунов».
Третье и самое важное - неужели организаторы эксперимента считали, что люди, которые спешат на работу, вместо этого дружно остановятся и станут слушать музыку?

То есть, так называемый «эксперимент» был поставлен не в том месте, не в то время и не перед теми людьми. И означает он только одно - что люди не хотят платить деньги за то, что не имеют желания слушать. Но в этом никто и не сомневается…
Разумеется, «уличный исполнитель» во фраке привлёк бы к себе намного больше внимания, а значит и слушателей бы собрал побольше.

Отдельно бы хотелось сказать про отдельно упомянутую скрипку Страдивари. Интуиция подсказывает, что это своего рода аналог «тёплого лампового звука», за который отдельные «ценители» готовы вылокладывать бешенные деньги, дабы потешить своё самомнение. Сколько завсегдатаев элитных концертных залов столь же равнодушно прошли бы «обычного уличного музыканта»?
Для подтверждения этого тезиса хочу привести интересный фрагмент одного очень интересного фильма
Автострада 60: Музей поддельного искусства

А теперь расскажу две истории из своей жизни
Первая случилась прошлым летом, когда я гостил у друзей в городе-герое Ленинграде. Обычо я к уличным музыкантам равнодушен - отчасти из-за того, что мне не нравится «репертуар» большинства из них. Но в один прекрасный день, прогуливаясь по улочкам где-то в стороне от Невского проспекта, заслушался…
Это был самый обычный мужчина, который играл на весьма необычных инструментах - на тридцати хрустальных бокалах. Играл пальцами, смоченными водой. Играл различные вальсы - в общем мелодии, такие же тонкие и звучащие, как его бокалы.
Лично я за пять минут такого удовольствия заплатил сто рублей. Стоящие рядом граждане тоже не жмотились. В общем, обычный музыкант в подходящее время на подходящем месте заработал намного больше «лучшего в мире», выступившего непонятно где. И заслуженных аплодисментов от благодарной публики больше получил.

Вторая случилась этой весной, когда в наш маленький городок приехал Олег Чубыкин - наш арсеньевский музыкант, который устроился в Москве и теперь решил проехать с концертами по стране, в том числе малую родину посетить.
Поскольку «кота в мешке» покупать не люблю, то скачал подборку его песен с классово правильных торрентов, послушал и пошёл в кассу за билетом (где-то 10 долларов). После концерта (зал был заполнен почти полностью) музыкант отдельно поблагодарил всех людей, кто скупил все его диски, и разрешил скачать его песни с интернетов всем остальным

В общем, два примера «из жизни» против одного «из пробирки», подтверждающих то, что люди не отказываются платить. Всё дело - в создании новых производственных отношений, соответствующих уровню современных производительных сил. Например, таких.

Оригинал опубликован в Логово скорпиона.Вы можете прокомментировать здесь или в источнике.

Поликлиника почтальона Печкина, Проект "Жизнь", Правила копирования, Жежешечка, Музыка

Previous post Next post
Up