Aug 22, 2010 01:54
Граждане, которые читали книгу "Собачье сердце", конечно же помнят сакраментальную фразу "Господа все в Париже", которой П.П.Шариков ответил на предложение Ф.Ф.Преображенского обратиться к тому, как к "господину Шарикову".
Возможно, некоторые граждане даже вспомнят ответ профессора: "Не будет никого, кроме господ, в моей квартире, пока я в ней нахожусь". Но если есть "господа", то должны быть те, над кем они и будут господствовать - должны быть рабы.
Могут ли почитатели профессора Преображенского назвать хоть один случай, когда он обратился так к Дарье Петровне или к Зинаиде Прокопьевне? Нет, потому что они - его слуги. Он может разговаривать с ними вежливо или грубо, но всё равно это будет разговор высшего с низшими. Между прочим, самого Шарикова профессор величает "господином" только один раз - во время упомянутого выше разговора - и то через силу.
Впрочем, что я всё о Булгакове да о Булгакове. Возьмём другие сферы.
Например, армия той ещё - царской - России, где были "господа офицеры". Почему "господа"? Да потому что армия та была классовой. Её солдаты ещё в середине XIX рекрутировались из крепостных крестьян, правовой статус которых мало отличался от рабов. Зато офицеры - за редчайшим исключением - начинали свою "службу" с пелёнок в буквальном смысле этого слова, проходили обучение в дорогих заведениях, и звания свои (хотя бы минимальные из высших) получали автоматически. И за полвека с момента отмены крепостного права ситуация мало - между солдатом и офицером пролегала пропасть глубиной с Марианскую впадину.
Аналогичной была и ситуация в государственныз органах. Во-первых, "господин следователь" (равно как и любой другой начальник), в отличие от рядового жандарма, городового или дворника должен был иметь соответствующее образование, стоящее соответствующих денег. Во-вторых, полиция (наряду с другими ведомствами) активно покупалась и продавалась - в определённые моменты чиновникам даже жалование прекращали платить, ибо они сами прекрасно прокормятся. Кем покупалось? Разумеется тем, кто больше предлагал. Вот и получалось, что государство защищало интересы богатых и знатных "господ".
А потом случилась Революция, и "господ" отменили. Теперь официальным стало обращение "товарищ" - обращение равного к равному, где один человек оказывается главнее другого уже только по уму, опыту, заслугам и должности, занимаемой в соответствии с этими качествами.
P.S.
В книге Юлиана Семёнова "Пароль не нужен" (равно как и в одноимённом фильме) есть эпизод, когда Блюхер - главнокомандующий армией Дальневосточной Республики - говорит генералу Гржемальскому, перешедшему на сторону красных, дабы защитить страну от интервентов, после его разговора с другим офицером: "Вы ведь друг друга давно знаете - могли бы его и товарищем назвать".
Россия-которую-они-потеряли,
Булгаков,
Политика