СССР, США и ТАУ

Mar 09, 2013 08:30


Моя статья на «Однако»

Я уже долгое время внимательно читаю материалы проекта «Однако» и не мог не обратить внимание на статью « Инициатива по плану» тов. Вассермана. В связи с этим я хотел бы добавить свои мысли и внести свои предложения по этому проекту.
Итак, с одной стороны в ходе своего естественного развития капиталистические страны во главе с ( Read more... )

Социализм, Сравнительный анализ, Однако, Экономия экономики, Борьба, it happens

Leave a comment

ars_el_scorpio November 14 2013, 07:16:58 UTC
А вы попробуйте почитать исходные рассуждения Мизеса (ссылка в тексте статьи)
--------------------------------
Итак, мы предполагаем, что социалистический производственный аппарат разделен на любое число частей, каждая из которых отдана под начало отдельного менеджера, управляющего. Каждый менеджер наделен полной ответственностью за свои действия. Это означает, что ему идет прибыль или очень значительная часть прибыли; в то же время на него ложится значительная часть убытков, если только общество не возьмет на себя восстановление средств производства, которые он расточит в результате дурного управления. Если же он промотает все доверенные ему средства производства, он потеряет пост менеджера и вернется в ряды простых людей.
[Большой фрагмент текста в том же смысле]
Ясно, что управляющим подразделений следует позволить расширять или сокращать свое подразделение, а также изменять профиль его деятельности в зависимости от спроса на потребительском рынке. Следовательно, они должны иметь возможность продавать находящиеся в их распоряжении средства производства, которые с большей настоятельностью необходимы где-то еще, этим другим подразделениям; и они должны быть в состоянии просить за них столь много, сколько можно получить при существующих условиях…
Нет нужды продолжать анализ дальше. Ибо перед нами капиталистическое устройство общества - единственная форма организации экономики, при которой возможно непосредственное применение принципа личной ответственности каждого гражданина.
----------------------------
По той же логике следует, что капиталистический производственный аппарат тоже может нормально функционировать, только если управляющие подразделениями являются собственниками этих подразделений - то есть если крупные предприятия разделены на множество мелких предприятий.

P.S.
А в целом как всегда: пытаетесь оспаривать мелкие, малозначимые вопросы, напрочь игнорируя основную суть темы.
В данном случае - разницу между "внешней" и "внутренней" экономической деятельностью предприятий.

Reply

diewolpertinger November 15 2013, 03:47:12 UTC
Безусловно укрупнение, усложнение управленческой структуры означает потери эффективности в управлении, но Мизес вовсе не предлагал делить корпорации на мелкие части - эффективные для выживания размеры определяет рынок, а не чиновник антигосплана.

Reply

ars_el_scorpio November 18 2013, 02:04:22 UTC
[эффективные для выживания размеры определяет рынок, а не чиновник антигосплана]
А вы можете назвать методику определения этого размера? КАК именно "рынок" может что-либо "определять"?
Если есть правильный алгоритм расчёта, значит любой расчёт, произведённый по данному алгоритму, будет правильным вне зависимости от того, кто именно его выполнил.
Кстати да, ТАУ содержит формулы, как раз таки описывающие расчёт предела устойчивости рассматриваемых систем управления.

А попытка свалить всё на большой и непонятный "рынок" означает отсутствие понимания и попытку решить проблему методом "авось само рассосётся". Или посто попытку угадать правильный ответ. Может быть получится, а может быть и нет...

Reply

diewolpertinger November 18 2013, 08:53:02 UTC
Эволюция же.
Ну не может человек лишь силой своего ума предсказать поведение других людей и создать идеальную социальную структуру.
Соответственно устойчивые социальные структуры возникают только эволюционно. Тот же СССР возник как нечто неустойчивое, катастрофически падающее на дно глубочайшей пропасти, и только постепенно это падение удалось остановить и создать устойчивость.

Reply

diewolpertinger November 15 2013, 03:59:52 UTC
> В данном случае - разницу между "внешней" и "внутренней" экономической деятельностью предприятий.

В том-то и штука что у предпринимателя есть внешний мир для взаимодействия, а у чиновника госплана только внутренний.
Руководителя закупками супермаркета не волнует что случится с товарами, которые он не купил - пусть они хоть сгниют и другая фирма разорится, и ее работники останутся без работы.
А на чиновника же госплана взвалена непосильная ноша - сделать так чтобы всем было хорошо, чтобы никакие товары не гнили, что никто не остался без работы.
А насчот сравнения крупных корпораций и государства вы правы, большие корпорации недостаточно эффективны в управлении, а обыгрывают мелких за счет массового производства.

Reply

ars_el_scorpio November 17 2013, 23:37:35 UTC
[А насчёт сравнения крупных корпораций и государства вы правы, большие корпорации недостаточно эффективны в управлении, а обыгрывают мелких за счет массового производства.]
Они обыгрывают мелких, потому что массовое производство эффективнее единичного.

Никакое "эффективное управление" неэффективным ручным трудом не заменит станки и механизмы, делающие то же самое, но гораздо быстрее, качественнее и дешевле. Разве что если работать руками будут явные рабы или лица, низведённые до положения "зарплатных рабов".
см. http://www.odnako.org/blogs/show_32031/ и http://www.odnako.org/blogs/show_32170/

С другой стороны никакое "эффективное управление" не обеспечит экономическую эффективность использования высокопроизводительного станка при малом объёме производства, сдерживаемого малым рынком сбыта.

То есть будущее - или несколько крупных частных корпораций (вступивших в монополистический сговор) или мегакорпорация "Государство", организующая трудовые возможности народа на производство товаров для благо народа.

Reply

diewolpertinger November 18 2013, 08:40:58 UTC
Никакое "эффективное управление" неэффективным ручным трудом не заменит станки и механизмы, делающие то же самое, но гораздо быстрее, качественнее и дешевле. Разве что если работать руками будут явные рабы или лица, низведённые до положения "зарплатных рабов".

Поскольку средства производства продаются на рынке, то мелкий производитель тоже может купить станки и машины.
Тем более что существует кредит.

Reply

ars_el_scorpio November 23 2013, 02:32:51 UTC
У вас образование техническое или гуманитарное?

Если бы у вас было техническое образование, вы бы знали, что невозможно мелкому производителю невозможно конкурировать с крупными производителями.
Крупные предприятия оперируют большими объёмами товаров и используют в производстве специализированные станки, объединённые в технологические линии. Специализированные станки обеспечивают высокое качество изделий при низких издежжках, а большие объёмы товаров позволяют окупить стоимость приобретения и обслуживания этих станков.
Мелкие же производители не имеют ни больших стартовых капиталов, позволяющих приобрести такую линию, ни большого количества покупателей, позволяющих вообще окупить использование этой линии. Мелкий предприниматель сможет приобрести "на рынке" один универсальный станок. Однако этот станок будет обеспечивать низкое качество изделий при высоких издержках производства.
Таким образом Его Величество Потребитель, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, выберет товар крупного предприятия. Следовательно мелкий предприниматель понесёт убыток, разорится, не сможет выплатить очередной взнос по кредиту. Следовательно в положенный срок "невидимая рука рынка" вышвырнет его за шкирло из квартиры, под залог которой он в своё время брал кредит...
Sad, but true...

Reply

diewolpertinger November 23 2013, 05:26:31 UTC
Математическое.
Для победы в конкуренции мелким предпринимателям необязательно производить тоже самое что и крупным.
В свое время Стив Джобс занялся производством не автомобилей, а компьютеров, а сегодня мелкий предприниматель может заняться производством не компьютеров, а чего-нибудь еще нового.

Reply

ars_el_scorpio November 18 2013, 00:54:24 UTC
По "чиновнику" развёрнутый ответ здесь
http://ars-el-scorpio.livejournal.com/170233.html

Reply


Leave a comment

Up