Копирайт и кризис литературы при капитализме

Feb 04, 2013 12:31


Намедни известный писатель С.В.Лукьяненко (в миру доктор Пилюлькин) ответил на вопросы читателей, почему так плохо живётся писателям (особенно начинающим). Потому что капитализм. Потому что все всё делают ради выгоды, в том числе читатели, которым гораздо выгоднее скачивать книги из интернетов совершенно бесплатно.

Когда в девяностые годы писателей выкинули из-под теплого крылышка Совписа и Литфонда (многие, впрочем, там и не были - я не был) на вольные хлеба - их никто не жалел. Кто-то пробился, приспособился. Кто-то спился. Кто-то ушел торговать в ларек. Писатели-фантасты, кстати, тоже не шиковали. Издатели предпочитали издавать западных авторов (не платя тем денег, конечно) - потому что читатель предпочитал читать западных авторов. Наши читатели, цыкая зубом, говорили писателям, что надо писать лучше - как Гаррисон или Хайнлайн.
Потом оказалось, что далеко не все, написанное на английском языке можно и нужно читать, те фантасты, кто выжил, стали худо-бедно публиковаться, некоторые даже смогли сделать это своей профессией. В общем, капитализм в фантастической литературе победил.
Но не потому, что государство о нас заботилось, издатели были меценатами, а читатели - благодетелями. Просто мы встроились. Сумели. Не потому, что нам это нравилось - а потому, что хотелось выжить.

Теперь профессия «писатель» становится уделом избранных. И виновато в этом не государство. Ладно, читатели тоже не виноваты. И даже пираты не виноваты! Просто у нас капитализм, вы помните?
Но не простой - а в смеси с мечтами о коммунизме. Значит - украсть и разделить куда выгоднее, чем купить, причем для всех - читатель получает книжки «на халяву», пират монетизирует сайт (с писателя по пятачку - вот на домик в Эквадоре и хватило), государственный слух не терзают вопли изголодавшихся по книгам «мокрецов».

Поскольку я уже достаточно писал о нелогичности копирайта, о неотъемлемом праве читать, который копирайт отнимает у человека, о тоталитарном контроле за всеми и каждом, то сейчас я буду говорить исключительно на практическую тему. А именно о том, как будет существовать современная литература при чётком соблюдении современных правил.

Десять-пятнадцать лет тому назад всё было просто.
Я, как читатель, готовый потратить определённую сумму денег, заходил в магазин и брал с полки ещё не читанную книгу известного мне автора, в качестве творчества которого я был уверен. Ну а когда новых книг известных мне авторов не было, или же их рыночная цена, определяемая балансом спроса и предложения, была слишком высокой, я выбирал из предложенного книгу неизвестного мне автора. Если эта книга мне нравилась, я начинал покупать и другие книги этого автора.
То есть молодые авторы со своим начинающим творчеством могли выходить на рынок, потому что заслуженные авторы не могли охватить весь рынок. То есть развитие литературы в условиях капиталистической экономики происходило благодаря несовершенству бумажных книг, существующих в ограниченном количестве благодаря сложности воспроизведения информации.

Теперь же всё изменилось. Просто потому что электронную книгу может одновременно читать любое количество людей, обладающих соответствующим устройством и позволяющих себе потратить соответствующую сумму денег на получение лицензионной копии информации.
Допустим, что удастся уничтожить нелицензионный файлообмен. Через массовое повышение сознательности читателей или же через массовые репрессии - неважно.
Как будут выходить на рынок начинающие авторы в современных условиях? Да никак.

Во-первых, люди будут бесплатно читать произведения с «Самиздата» и других сетевых библиотек, куда авторы сами выкладывают свои произведения для свободного доступа.
Просто потому что качество произведений «начинающих писателей» будет не намного лучше «самиздатовской графомании». А если не видно разницы, то зачем платить больше?
Во-вторых, люди вернутся к бесплатной классике, которая по прошествии лет уже вышла из под ограничений копирайта и находится в общественном достоянии.
Увы, при всех многочисленных плюсах классики, эта литература не даёт ответы на значительную часть современных вопросов, а значительная часть старых ответов на важные вопросы не всегда соответствует реалиям современности.
В-третьих, люди, имея в своём распоряжении только определённую сумму денег, будут тратить её только на заведомо качественные произведения. Или как вариант, на произведения более-менее раскрученных авторов из недавнего прошлого, в том числе заграничного.
Массовый переход на электронные книги приведёт к тому, что на рынке литературы опять появятся ранее популярные книги, которых издатели не печатали на бумаге повторно из-за высоких рисков.

Множество качественных книг, каждая из которых имеет своего правообладателя. Множество известных писателей, которых несложно «раскрутить» заново. Безбрежное море весьма качественной литературы, и никому незвестный начинающий писатель со столь же начинающим талантом - выбор читателя с далеко не бездонным карманом предсказать несложно.
В таких условиях «не вписавшиеся в рынок» писатели (в том числе все начинающие писатели включая будущих) смогут существовать только за счёт стороннего финансирования. А за это они должны будут включать в свои произведения различные идеи, формирующие в обществе определённые настроения.
А теперь внимание вопрос - кто именно и за что именно будет платить авторам?

Запись опубликована Логово скорпиона. You can comment here or there.

Правила копирования, Жежешечка, Книги, Капитализм

Previous post Next post
Up